Первая ласточка, которую ждали... IV Международный

С 23 сентября по 1 октября на сцене Ялтинского театра имени А.П. Чехова, при поддержке Министерства культуры РФ и СТД РФ, впервые прошел V Международный театральный фестиваль «ПостЕфремовское пространство», реализовав целый ряд функций особой важности, о которых изначально, когда в 2013-м году только возникала идея проведения форума в Ялте, не шло и речи. Этот фестиваль стал первым (и сразу - столь крупным!) театральным форумом, проведенным в российской Республике Крым; он первым «запустил» мощный механизм интеграции пространства полуострова в российское театральное поле, продемонстрировав за 9 фестивальных дней искусство профессиональных театров из самых разных уголков страны... И, самое главное, - он сделал это тонко, красиво, интеллигентно. Без намека на какие-либо конъюнктурные спекуляции на «темы...».
Этот фестиваль с 2002 года по праву считается значительным событием в культурной жизни России. Он учрежден в память одного из крупнейших театральных деятелей второй половины XX века, актера и режиссера Олега Николаевича Ефремова, и призван приумножать и хранить театральное наследие великого режиссера, актера, педагога.
Родившись в Москве и пройдя три раза на крупнейших столичных театральных площадках (в РАМТе, театре А. Калягина «Et cetera», Центре Владимира Высоцкого, театре "Эрмитаж"), фестиваль «ПостЕфремовское пространство», тем не менее, обращен преимущественно к региональным театрам. Ведь театральным коллективам, у которых нет возможности участвовать в регулярных гастролях, в фестивальном пространстве осталась единственная возможность проверить себя на иной публике и увидеть работы единомышленников, а значит - ощутить свою деятельность как часть театральной жизни страны... В прошлом году фестиваль сменил столичную локацию - четвертое «ПостЕфремовское пространство» прошло в городе Березники Пермского края, став для местной публики событием поистине грандиозным. Оценив «не московскость» искреннего, трепетного приема регионального зрителя, организаторы приняли решение навсегда передислоцировать фестиваль.
Идея проведения «ПостЕфремовского пространства» - 2014 в Ялте возникла в рамках проведения театрального форума - «ТЕАТР.ЧЕХОВ.ЯЛТА», в сентябре 2013-го года. В ходе пресс-конференции, на которой присутствовала Анастасия Ефремова, директор Ялтинского театра им. Чехова Николай Рудник высказал эту идею, ну, а легкий на творческий подъем Президент «ПостЕфремовского пространства» ответила: «Почему нет!?». Уютный, современный ялтинский театр, на сцене которого когда-то также блистал Олег Николаевич, имя Чехова, легендарные гастроли МХАТа в Ялте... Безусловно, «ПостЕфремовское пространство» буквально «просилось» заполнить пространство ялтинское!
... В преддверии начала фестиваля затаились и горожане, привыкшие видеть на театральных афишах преимущественно антрепризные спектакли (а тут - такая география российской глубинки и огромный портрет О. Ефремова на театральном фронтоне как гарант - «антреприза не пройдет!»), и представители СМИ, ожидавшие громких заявлений «на темы...» или еще каких-либо подвохов (как же - первый крупный театральный фестиваль в российском Крыму)... С большой радостью стоит отметить, что без единого подвоха «ПостЕфремовское пространство» подарило городу Хороший Театр. Просто хороший театр. В современных реалиях - подарок исключительный! И надо сказать, что город отнесся к фестивалю с невероятной нежностью и благодарностью.
Гостями «ПостЕфремовского пространства» в Ялте стали ведущие представители культурной элиты, среди которых: заместитель председателя СТД РФ Геннадий Смирнов, заслуженный артист РФ Олег Марусев; актер, режиссер, педагог Александр Смирнов, Ирина Апексимова, Вера Воронкова... Теплые слова поддержки форуму и его участникам выразили Александр Калягин, Галина Волчек, Олег Табаков.
Эпиграфом к фестивалю, за два дня до его открытия, стал флешмоб «У вас есть лишний билетик!?». Ялтинская молодежь достала «с антресолей» бабушкины ридикюли, дедушкины нейлоновые рубашки и, начесав коки и «бабетты», выстроилась в огромную очередь в театральные кассы, спрашивая у удивленных прохожих «лишний билетик на Ефремова». Тем самым взбудоражив в обывателях воспоминания о невероятном прорыве «Современника» с первых дней его премьерных спектаклей и понятии острейшего дефицита театральных билетов, появившегося, после долгого театрального застоя, именно благодаря детищу Олега Николаевича.
Фестивальный зритель отметил спектакль тольяттинского театра «Колесо» «Скамейка» А. Гельмана, как один из сильнейших в фестивальной программе «ПостЕфремовского пространства» - 2014. «Путевку в фестивальную жизнь» постановке Владимира Хрущева дала известная актриса и директор Театра Романа Виктюка Ирина Апексимова. Эпиграф к спектаклю задал не самые простые «предлагаемые обстоятельства» артистам: И. Апексимова (вполне справедливо) усомнилась в возможности выходить и поражать публику после того, как на экране были показаны лучшие кадры из лучших фильмов с участием Олега Ефремова (этими кадрами открывался каждый фестивальный вечер)... Впрочем, тольяттинские артисты Елена Барамикова и Олег Погорелец взяли зал с первого взгляда, слова и вздоха... Подлинный театр человеческого духа, гордости, предубеждений, разума и чувств... Специальный приз фестиваля тольяттинцам вручил заместитель председателя Союза театральных деятелей РФ Геннадий Смирнов.


Рецензии