http www. vkonline. ru content view 173319
В Тольяттинском драматическом театре имени Г.Б. Дроздова «Колесо» 21 октября премьерным спектаклем «Лодочник» по пьесе Анны Яблонской открылась Камерная сцена на 60 зрительских мест. Постановка главного режиссера театра Владимира Хрущева стала бенефисным спектаклем одного из ведущих актеров «Колеса» Сергея Максимова, который в скором времени отмечает свое шестидесятилетие.
«У меня осталось очень мало времени»
Автор пьесы, уроженка Одессы Анна Яблонская - один из самых интересных русских драматургов последнего времени. Мало кто другой из авторов пьес так остро чувствовал нерв современности и при этом, говоря словами Пастернака, был «вечности заложник у времени в плену». Неслучайно пьесы Яблонской востребованы многими российскими театрами. Вот и за «Лодочника» недавно взялись не только в Тольятти, но и в московском театре Et Cetera. Всего же у Яблонской было более двадцати пьес – при том что ее жизнь оборвалась, когда ей не исполнилось и тридцати лет). После нее остались не только драматургические произведения – осталась проза, стихи, критические статьи.
24 января 2011 года Анна Яблонская прибыла в Москву рейсом из Одессы для получения премии, присужденной журналом «Искусство кино». Именно в этот день в аэропорту Домодедово был совершен террористический акт, унесший жизни десятков людей. Вместе с другими пассажирами погибла и Анна. За месяц до этого молодая женщина написала в своем дневнике: «Мне кажется, у меня осталось очень мало времени».
Этим ощущением – скоротечности нашего земного пути, которая не осознается людьми, транжирящими свою жизнь почем зря, проникнута пьеса «Лодочник», в которой перемешаны мифология, мистика, мелодрама, ирония и грусть. Сторожа без имени (его и играет Сергей Максимов), опустившегося алкоголика в поисках работы, в некой конторе нанимают на должность лодочника, которому предстоит перевозить пассажиров с одного берега реки на другой. И только со временем он понимает, что стал Хароном, перевозящим людей из мира живых в мир мертвых. Одной из таких пассажирок становится его бывшая возлюбленная Ольга...
Необычен уже сам список действующих лиц этой странной пьесы. Среди персонажей - Электрический столб, чей голос для главного героя становится голосом Бога. Иосиф Лауреат с явным намеком на образ поэта Бродского - Тот мир, куда он попадает, сильно напоминает ему так любимую поэтом Венецию. Йог, который оказывается в курсе того, что происходит там, в Том мире. «Женщины там, на том берегу, – например, говорит он, - ничего не испытывают, а только притворяются. Впрочем на этом берегу то же самое». Деревья. У режиссера, правда, этот образ персонифицируется в одно Дерево. Женщина с косой. В пьесе у этого персонажа появляется реальная коса, которой на старых аллегорических картинках эта зловещая дама косит людские жизни. Режиссер приземляет героиню (ее играет Елизавета Фарапонова) - косы в руках у нее нет, и без того зрители догадываются, кто перед ними. А есть коса на голове, и она напоминает герою женщину, которую он когда-то любил. В тольяттинском спектакле Женщина с косой - эмансипированная, жесткая дама-руководитель, которых сегодня вокруг вполне достаточно, с головой ушедшая в свое дело («Я просто выполняю свою работу», - говорит она).
Тот и этот миры
В пьесе скрыто множество возможностей для фантазии режиссера. Чем прекрасно воспользовался Владимир Хрущев. Правда, кое-что изменив. Так, в финале нет никакого Белого коня Фассбиндера (спутника сказочного принца в мечтах девушек), на которого в финале по воле автора должна была сесть спасенная героиня. Зато в спектакле множество придумок вполне в духе того фантасмагорического юмора, к которому тяготела драматург. Так, Люди в реке (актрисы Ольга Вольская и Нина Кучерук) – своего рода, русалки, заманивающие своих жертв - в какой-то момент превращаются то в исполнительниц танца в синхронном плавании, то в пионерок, салютующих под мелодию песни «Эх, хорошо в стране советской жить». На одежде персонажей спектакля значатся надписи, соответствующие их авторскому определению – Сторож, Йог, НПМ (Некое Подобие Мужика), Столб электрический. В определенные моменты возникает проникновенная мелодия из «Орфея и Эвридики» Глюка, отсылая зрителя к античной легенде о путешествии героя в ад и возвращении оттуда.
Вообще, границы между Тем и Этим миром в спектакле размыты. Мне кажется, ключевой здесь становится фраза, которую произносит один из персонажей: «Не обязательно умирать, чтобы умереть». Жизнь по инерции, без любви, жизнь, «чтобы только жрать», бессмысленна и подобна смерти. Идея пьесы и спектакля не хитрая, но все великие, выстраданные человечеством истины людям приземленным кажутся банальными. И эта, несмотря на свою кажущуюся банальность, подтверждается и сегодня, как и в былые времена: большие деньги и квартира с евроремонтом, которую получает Сторож, ставший Лодочником (Хароном?), от Женщины с косой, не избавляют его от тоски. И только когда он отвоевывает у смерти любимую женщину, привязанность к которой так и не иссякла за 15 лет разлуки, только после того, как он привозит ее с Того берега с помощью внезапно объявившийся дочери, о существовании которой он ранее и не подозревал, только после этого он начинает жить. И именно в этот момент герой, ранее значившийся то Сторожем, то Лодочником, обретает, наконец, имя – Саша, а на его майке появляется новая надпись – «Мужик».
Сергей Максимов сыграл эту роль, что называется, на одном дыхании. Сыграл так, что нельзя не испытать симпатию к этому спившемуся, деградирующему персонажу, у которого только что и осталось в жизни, так это воспоминание о девушке Оле…Высшая точка в этом пути от деградации к возрождению – проникновенный монолог героя об одиночестве и любви. Монолог, обращенный не только к героине, но и к каждому из зрителей - он и произносится прямо в зал. Жить ли по инерции, разрушая себя и пеняя на обстоятельства? Или постараться зажечь свет в своей душе, как зажигает свечку в конце спектакля Йог (артист Виктор Шадрин)? Каждый решает сам.
Свидетельство о публикации №217061701025