http www. press-volga. ru 2016-05-01 3
Ольга ЛЮЛЮКОВА
ПРЕСС-ВОЛГА
Когда мы слышим «Дон Кихот», у большинства моих соотечественников всплывает стереотипная картинка. Файлик, залипший со времен школьно-литературной программы. Длинный худой мужик с общипанной бородёнкой, путешествующий по Испании на полудохлой кляче в сопровождении простака-толстячка на ослике Санчо. Рыцарь, сражающийся с ветряными мельницами… Про что эта метафора? Бог его знает. Классика литературная, устаревшая, одряхлевшая, уходящая из современного употребления.
Театральный режиссер Владимир Хрущев подарил «Колесу» и нашему тольяттинскому зрителю необычайное действо: трагикомедия в 2 действиях «Дон Кихот. No fomat”. Основой являются роман Сервантеса и пьеса М.Булгакова «Дон Кихот».
Перед началом В.Хрущев, приветствуя зал на премьере, выразил пожелание увидеть зрителя и во втором действии, что предвещало непривычное для восприятия зрелище.
И вот кулисы распахнулись… На сцене огромная 3-этажная конструкция в стиле хайтек. Два героя в исподнем, шепчущиеся о побеге из дома: Дон Кихот (Александр Двинский) и Санчо Панса (Андрей Амшинский). Для любителей классического жанра — взрыв мозга и сопротивление. И одновременно возрастающее любопытство: что же здесь будет происходить?
С первых сцен завораживает ИГРА актёрского дуэта А.Двинского и А.Амшинского. Шаловливый возрастной фантазёр Дон Кихот и наивный непосредственно-преданный простачок Санчо облачаются в современно-несуразные одежды, готовясь к вылазке из дома. Шлем рыцаря, копьё, Рассинант — всё присутствует. И всё, как и костюмы, бутафорское и осовременное. Воспринимается с улыбкой и благодарностью за режиссёрские находки.
Поначалу даже трудно разобраться, что это: фарс, буффонада, трагикомедия или всё в одном стакане?
Путешествия-приключения начинаются. И герои оказываются невольными соучастниками обычных вроде бы повседневностей. То ввязываются в драку с пьяными колбасниками, пытаясь высвободить подвыпившую дурёху (актриса Е.Родионова). И оказываются беспощадно битыми. То вляпываются в трактирно-гостиничные макли, соблазняемые местной служанкой лёгкого поведения (актриса З.Останина). И, соблюдая свою благочестивость, вынуждены ночевать под звёздами… Но они не унывают. Ведь их ведут по дорогам собственные фантазии. Одного романтичного вдохновляет образ Дульсинеи, а другого — иллюзорное губернаторство неизвестного острова. Они полны доброты, бескорыстия и верности историям, выдуманным, дабы раскрасить серый мир яркими сказочными оттенками.
Всё, с чем или с кем сталкиваются герои, знакомо нам до боли и проникает в понимании стремительно и глубинно. Вот близкие Дон Кихота: ключница (Андрей Чураев), брат (Олег Погорелец), племянница. И там все волнуются, переживая его желание путешествий как болезнь и помешательство. И что же делать? Как его СПАСТИ? Говорить с ним на одном языке? Но его ли язык обмана, коварства и плутовства? Ловушку для простака легко подстроить ряженым в героев ЕГО сказки, которую они знают детально. Но смогут ли они удержать его Душу супами-заботами?
Или сцена посещения жены и дочери между путешествиями Санчо. Передал добытых службой Дону осликов (символически два тюка), обнял жену, поцеловал малышку-дочку, и снова в путь. Жизнь проста в её гениальности и чистоте. А боль неизбежного их расставания пронизывает сердце зрителя искренностью сыгранной А.Амшинским и Е.Барамиковой мизансцены.
Мы так часто в жизни говорим себе и детям: будь серьезным, будь адекватным, соответствуй требованиям времени. А какое оно сегодня — время?
Остальные герои, сыгранные актерами театра, и явились иллюстрациями жестокой неоднозначной современности. Всё то же, что и во времена Сервантеса: коварство, злоба, жадность, одержимость, лживость, продажность, отсутствие любви и желание овладеть во что бы то ни стало.
Конечно же непосредственность и детская наивность Дон Кихота и Санчо Пансы не стыкуются с их биологическим возрастом по мерками социума. Но кто нам навязал эту удушающую идею, что ВЗРОСЛЫЙ — это продуманный разодетый бездушный циник? Или развратный пошляк, распнувший вечные ценности? Где, взрослея, на жизненном пути мы теряем Божьи дары любви, сердечности, отзывчивости, бескорыстия? Создавая безопасно-продуманный комфортно-материальный мир, не утрачиваем ли мы то, ради чего рождаемся?
Финальный монолог Дон Кихота-Двинского об этом: он никому не причиняет зла своими путешествиями и фантазиями, заступается за обиженных и растоптанных. Почему же от этого его надо спасать или лечить?…
Он уходит из жизни после очередных «побоев», лифт опускает тело вниз, под сцену. Соответствовать требованиям окружения бессмысленно, отказавшись от СЕБЯ. Переодевшись в костюм, принятый в социуме для мужчин, герой отказывается от самой этой «жизни». И уходит.
Меня словно электрическими разрядами пронзали мимика, слова и нервные движения рук актера, клеящего себе те самые донкихотовские усики с бородкой в финальной сцене противостояния лицемерным оппонентам. Низкий поклон Александру Двинскому за игру на грани! И благодарность Андрею Амшинскому за мастерски сыгранного преданного простака, принявшего шлем своего соратника!
Завершает спектакль кино-ролик беседующих Дон Кихота и Санчо Пансы у костра под вечным звёздным небом. Когда кто-то умирает, кто-то только рождается.
Идея, выношенная Владимиром Хрущевым, родилась и воплотилась. В необычном формате. Цель режиссёра — вызвать сильные эмоции смотрящих — достигнута.
Благодарю режиссера и актёрский состав теарта «Колесо» за действо, дающее пищу душе, и веру, что рядом с каждым случаются чудаки, несущие доброту, тепло и человеколюбие. Какими бы они странными ни казались окружающим, они есть среди нас. И слава Богу!
Рекомендую смотреть.
Свидетельство о публикации №217061701074