Болдырь, метис - этимология

У нас болдырят много
В. Даль

Метисы - потомки от браков разных рас, присутствуют практически во всех странах Западного полушария (Америка), в том числе составляют большинство населения таких стран как …Узбекистан, Туркмения, Киргизия, Казахстан, в Сибири, на Урале и в Поволжье (Википедия).

1) Современное государство – смесь племен и народов

Существующие ныне страны (государства) исторически формировались  на чрезвычайно «пёстрой» этнической основе  из различных родоплеменных объединений говорящих на разных языках. Географическое начало «коренного» этноса -  речной военно-торговый путь (Рейн, Дунай, Днепр, Волга и т.д.). Куда текла крупная река, туда и направляли военные усилия по захвату  территорий и хозяйственную деятельность вожди, князья, каганы, ханы и цари; в ходе военно-политического и торгового противостояния племен формировалась наднациональная военно-торговая элита.
 
Следующий этап развития страны – приглашение на жительство  общепризнанных еврейских торгово-религиозных диаспор: Англия, Германия, Франция, Болгария, Венгрия, Италия, Испания, Русь, Польша. Они были необходимы для организации и финансового обеспечения торгового обмена и ввода торгового пути в систему международного разделения труда и обмена товарами. 

Наиболее крупные торговые пути в России сложились в бассейнах реки Днепр и Волги, первое государственное формирование на этих территориях – Хазарский каганат, государственная религия иудаизм, письменный язык – иврит. В конце X века хазарский иудаизм плавно «перетёк» в русское иудеохристианство, ничего не надо было менять, все конституционно-философские и религиозные документы одни и те же – Ветхий и Новый Завет.

Московская Русь, объединив первоначально русские земли в XV веке, вышла в XVI вв. на Среднюю и Нижнюю Волгу и далее в XVI-XVII веках на Урал и в Сибирь; колонизация этих территорий  велась  мужчинами: казаками, стрельцами, беглыми крестьянами, монахами и староверами, в имперскую эпоху ссыльными, каторжанами и добровольными переселенцами.  Женское русское население было малочисленным или отсутствовало вообще; зов природы не переборешь, выход стихийно нашли в смешанных браках с женщинами из местных племён признавших русского царя верховным правителем. От этих браков рождались дети, воспринявшие традиции и обычаи  двух культур (земель), они были способны вести хозяйственную деятельность (выживать) в местных климатических и социальных условиях.

2) Существующая этимология

а) Толковый словарь В. Даля

Болдырь м. животное, происшедшее от смеси двух видов или пород; ублюдок, тумак, выродок; астрах. помесь русских и калмыцких овец; применяется и к человеку, при помеси племен; в оренб. болдырями называют помесь татарского, монгольского и чудского племен с русским; астрах. помесь от русского и калмычки; арх. от русского и самоедки, лопарки и пр.; карым сиб. то же, особ. смесь русского и бурятки, тунгуски; самое общее название смеси племен, метис, у нас: роднич или братанчищ, как бы сродни, полубраток. || Кур. плетеная из хвороста и обмазанная глиной дымовая труба, выведенная из сеней. Бо;лдырка, женщина. Болдыря ср. болдыре;нок м. дитя от такой помеси племен. У нас болдырят много.

б) Этимологический словарь Макса Фасмера

I Болдырь. I. "ребенок от брака русского с лопаркой или самоедкой (саамкой)", арханг. (Подв.), с 1495 г.; см. Соболевский, РФВ 71, 445. Темное слово. Ср. калм. baldr "ублюдок, незаконнорожденный" (Рамстедт, KWb. 30). Вопреки Горяеву (Доп. 1,4), не связано с блуд.

3) Применение термина в русском языке

а) Словарь русского языка XI-XVII вв., АН СССР, М., 1975, вып. 1
http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_1.pdf

Болдырь. Человек, родители которого принадлежат к разным народностям. А ныне де въ Азове атамановъ и казаковъ всехъ  съ 1000 человекъ или больши, да татар и болдырей съ 500 человекъ. Дон. д. 1641. Пашка Иванов строгальщик болдырь з детьми, с Матюшкою, да с Якунькою. Кн. п. Казани, 1641.

б) Биографический словарь; http://biograficheskiy_slovar.academic.ru/28931

Болдырь. Якуш Болдырь, крестьянин Коломенского пог. 1495. Писц. I, 76. Болдырь Паюсов, дьяк московский. 1504. А. Э. I, 111. Микита Болдырь, волжский казачий атаман. 1591. А. И. I, 445. Андрей Болдырь, казак, св. 1612. Гр. и дог. II, 595. Фотей Федоров Болдырь, в Астрахани. 1614. А. И. III, 425. Ромашка Болдырь, стрелецкий брат в Лебедяни. 1630. А. М. Г. I, 303. Федос Болдырь, донской казак. 1643. А. И. III, 477. Гриша Болдерь, в войске запорожском. 1649. Ю. З. А. III, 284. Иван Болдырь, коротояцкий помещик. 1658. А. Ф. II, 420. Иван Болдырь, казачий каневский атаман. 1675. Ю. З. А. XII, 109. Ивашко Болдырь, царицынский стрелец. 1683. Доп. X, 163. Туман Болдырь, станичник на Дону. 1684. Доп. XI, 265. Тимофей Болдырь, станичник на Дону. 1684. Доп. XI, 265.

в) Национальный корпус русского языка

Жалованная грамота, тарханно-несудимая и с другими привилегиями, в. кн. Ивана Васильевича митрополиту Симону на его владения в Переяславском у. (с подтверждением 1506 г.) (1504): «А подписал великого князя дьяк Болдырь Паюсов лета 7014 априля».

3) Обобщение и вывод

* Этимологам не удалось связать значение термина «болдырь» с его графикой и фонетикой; «Темное слово» (Макс Фасмер).

* Как пример сибирской этнической «пестроты» приведем статью «Сибирь» из Электронной еврейской энциклопедии. В иудейской традиции всегда строго подходили к признанию еврейства, евреем считается ребенок, рождённый от еврейки и от не еврейки принявшей гиюр (обращение в иудаизм).
http://www.eleven.co.il/article/13784

В 1659 г. власти выслали из Москвы в Сибирь семьи (евреев), угнанные в плен во время русско-польской войны 1654–67 гг. и тайно поселившиеся в домах лютеран в Немецкой слободе … в конце 18 в. – начале 19 в. еврейское население Сибири постепенно увеличивалось, в основном за счет ссыльных. Значительные группы евреев сформировались в городах: Каинск …, Омск, Тобольск, Томск …, Канск и Нижнеудинск ...
Согласно устным преданиям, уже в 18 в. в Тобольске образовалась еврейская община…
В первой половине 19 в. подавляющее большинство сибирских евреев составляли мужчины.
В поисках невест им приходилось обращаться к брачным посредникам, которые привозили девушек из губерний черты оседлости; однако услуги таких посредников стоили чрезвычайно дорого (200 рублей…) и были для многих недоступны. В связи с этим группа каинских евреев обратилась к властям с просьбой разрешить им (по примеру других сибиряков) приобретать привозимых из-за рубежа калмычек и после прохождения ими гиюра жениться на них. …
2 апреля 1817 г. Государственный совет постановил: «Евреи могут покупать или выменивать привозимых из-за границы женщин калмыцкого рода нехристианской веры и, обращая их в еврейский закон, сочетаться с ними браком». Впоследствии Николай I подтвердил это решение, но приказал не включать его в сборник законов Российской империи. По свидетельствам современников, обращенные в иудаизм калмычки строго выполняли мицвот (заповеди) и регулярно посещали синагогу.

Вывод
Целесообразно рассмотреть термин в связи с библейскими образами и терминологией иврита, сознание и мышление средневекового человека было религиозным.
 
4) Терминология иврита и библейский образ

а) Терминология

Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита (арам.) - БОЛДЫРЬ = Б+ОЛД+ЫРЬ. У нас сразу же выявляются рациональные понятия иврита –  ОЛД = Й.Л.Д., ЙЛАД ребенок, домочадец, местный житель + ЫРЬ = АРА земля, страна.

* БОЛДЫРЬ = Б+ОЛД+ЫРЬ = иврит Б = 2, внутри + Й.Л.Д, ЙЕЛЕД  дитё, ребенок, младенец; форма ЙАЛИД  уроженец, туземец, местный житель, абориген, сын, домочадец, потомок + арам. АРА, евр. АРА земля, страна; т.е. сын двух земель (стран); или местный житель, уроженец земли (страны).
 
Источники

* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878
АРА земля http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_045.htm

* См. стронг иврита 3211, ЙАЛИД потомок, уроженец

б) Библейский образ

* Числа 13:22 Они пошли и высмотрели землю от пустыни Син даже до Рехова, близ Емафа; 23: и пошли в южную страну, и дошли до Хеврона, где жили Ахиман, Сесай и Фалмай, дети (ЙАЛИД потомки, урожденные) Енаковы: Хеврон же построен был семью годами прежде Цоана, города Египетского».

* Ездра 5:11: «И они ответили нам такими словами: мы рабы Бога неба и земли (арам. АРА) и строим дом, который был построен за много лет прежде сего, - и великий царь у Израиля строил его и довершил его».

Таким образом, используя образы Библии и язык иврит, мы установили связь графики и значения «темного» русского термина с существовавшей на время его возникновения социальной и этнической действительностью. Б+ОЛД+ЫРЬ – местный уроженец, потомок русских переселенцев-мужчин и женщин местных этнических групп и народов; составное слово-понятие, транслитерация, передача русским алфавитом двух библейских терминов, скорее всего монастырского происхождения.

* Примечание. Топонимика

Населенные пункты Болдырь, Болдырёвка, Болдырево, Болдыриха; история этих сёл, деревень и посёлков в Интернете отсутствует, известно лишь, что некоторые из них основаны в XVII-XIX веках.

Болдырево — село в Володарском районе Астраханской области.
Болдырево — село в Ташлинском районе Оренбургской области.
Болдырево — деревня в Весьегонском районе Тверской области.
Болдырево — деревня в Вышневолоцком районе Тверской области.
Болдырево — деревня в Кесовогорском районе Тверской области.
Болдырево — деревня в Старицком районе Тверской области (в районе фиксируются три деревни с таким именем).
Болдырево — село в Абатском районе Тюменской области.
Болдырево — деревня в Ярославском районе Ярославской области.
Болдырево — прежнее название села Уштобев Акжаикском районе Западно-Казахстанской области.

Болдыревка — село в Завитинском районе Амурской области.
Болдыревка — село в Белгородском районе Белгородской области (обозначена на Карте Стрельбицкого, 1871 г.).
Болдыревка — село в Острогожском районе Воронежской области, осн. в пер. пол. XVII в.
Болдыревка — село в Тюльганском районе Оренбургской области.
Болдыревка — хутор в Родионово-Несветайском районе Ростовской области.
Болдыревка — село в Купянском районе Харьковской области, осн. 1800 г.

Болдыриха (Московская область) — деревня.
Болдыриха (Тверская область) — посёлок.

 
 
17.6.2017 г.


Рецензии