Картинки из детства

Будет немножко сумбурно и непоследовательно.
Но иначе не получается.

см. также http://proza.ru/2017/07/09/869

и http://ladyscharm.com/--/2022/07/30/

http://proza.ru/2023/09/23/545

Первая картинка - Заика и очкарик.
Очкариком я стал в первом классе или в подготовительной группе  детского сада. Обнаружили астигматизм. Не знаю что это такое.
Так, что в первом и втором классе я  был очкариком.
А заикой я стал при следующих обстоятельствах.
Моя мама работала, и ее работа не позволяла опаздывать и филонить.
На смену мамы приходила бабушка - Мария Алексеевна, между прочим девицей воспитанная в соответствующем институте благородных девиц.
Бабушка приходила, я плакал.
Мама уходила, я ревел...
Однажды случился рядом с нашим домом пожар.
И бабуля потащила меня и себя на него посмотреть.
Как сейчас помню - по крыше бегают люди и катают огненные цилиндры.
Какая связь с пожаром, до сих пор ума не приложу.
Ночью, когда заходило солнце, я кричал - пожар горим, наверное так - пожал, гоим
...
с тех пор и заикаюсь.
А бабуля, все равно была классная! Мария Алексеевна, как и дед Дмитрий Петрович! Которого Прозвали - денщиком!
Но продолжим.
Картинка номер два
На самом деле я боюсь назвать эту историю иначе...
До 4 лет я жил в деревянном доме на улице "Курская канава". Сейчас такой улицы даже не существует. На ее месте громоздится корпус завода Серп и Молот.
Завод, тоже канул в лету.
Не в этом дело.
Главное - мы там жили, а летом снимали дачу в Царицино, у деда Егора.
Там было хорошо. Историй и про этот эпизод моей жизни будет масса.
Меня там все очень любили. Я был самый маленький, и местные ребятишки за мной ухаживали. С их помощью у меня завелся своеобразный аквариум, эмалированный таз с рыбками, которые дети отлавливали для меня в местной речке. Речка была с плотиной, как сейчас помню. Еще у местной детворы было знаменательное дерево. Как говорили - пробковое.
И правда, оно было полое внутри и мягкое. Таких как я, тогда, там могло поместится не менее пяти.
Некоторые эпизоды я знаю только по рассказам родителей. Ну например, как на меня напал индюк.
Или как дедушка Дмитрий Петрович ловил попугайчика.

Придется и этот текст позже дописывать.

Возле плотины и речки, название речки не помню, был холм.
Я и мама, на этом холме загорали.
Вид был прекрасный.
Мы сидели на травке. Ну не совсем на травке, а на одеяле, постеленном на травке.
И, за несколько дней до происшествия, мама стала слышать под землей удары.
Мы приходили, сидели...
И в последний, точнее в крайний раз, маме стало тревожно, удары участились...
И мы ушли. правильнее сказать - меня унесли.
Только дошли до снимаемой дачи, как раздался грохот, и над деревней появился огненный шар, и возник "ядерный гриб"
Началась паника. Взрослые похватали вещи и документы и бросились на станцию...
Потом выяснялось - взорвался газ. А взрыв произошёл, как раз на том месте, где мы с мамой загорали.
Господь спас. Вовремя ушли.
Как этот не странно, но это место, после взрыва, до сих пор перед глазами стоит. Все черное, именно черное,и обгоревшие столбы... То-ли телеграфные, то-ли электрической сети.
Но этот текст я еще буду дописывать. Уж больно яркие воспоминания, особенно о рыбках и попугайчике.
Еще картинки из детства
Еще картинки из детства
Рыбки и попугайчик

Начнем с попугайчика
Хозяин нашей дачи пришел со станции и сказал – Что это Дмитрий Петрович по полю скачет и шляпой пытается кого-то поймать?
Все открылось довольно быстро – дед принес в шляпе волнистого попугайчика. Попугайчика поймал соломенной шляпой. Шляпа была шикарная с широкими полями. Мне она очень нравилась. Шляпа была знаменита еще и тем, что ее, однажды, с головы деда сорвала и утащила сова, правда потом бросила.
Попугайчик, вроде бы, был зеленый и маленький. Ему купили здоровенную клетку. Клетку очень хорошо помню. А попугайчика не очень. Клетка была круглая с красивым верхом и очень толстыми прутьями. Мне после этой истории очень хотелось иметь попугайчика, а это пролез между прутьев и принялся летать по комнате. Тут его кошка и сожрала….
Так что я остался с рыбками.
Рыбок наверное тоже таскала кошка, но их постоянно приносили местные ребятишки…
Попугайчик у меня появился гораздо позже, когда учились в МВТУ. У Кимыча был волнистый попугайчик – Гебельс, очень болтливый. Разговаривал ли он «по человечески» я не помню, но «по попугаичьи» трещал без умолку. Еще вылетал на балкон и пообщавшись с воробьями прилетал обратно в комнату. Я и «рыбка» (Леша Власов) приобрели тоже по волнистому попугайчику. «Рыбка» из-за аквариума, который был у Алексея и у кстати меня тоже. Моего назвали Гамлет или ласково –Гамушка. Лешинова - Генрихом. Он оказался Генриетой.
Мой Гамлет оказался очень талантливым. Через год, когда я был на втором курсе, уже стал произносить некоторые слова. Первым обратила внимание мама и написала мне, пока я был в стройотряде в поселке Танзыбей (может быть Тынзыбей, надо по карте посмотреть. Это в Минусинской котловине возле Минусинска и Абакана.). Оказался очень говорливым. Но это отдельная история… (Для затравки – он еще и по немецки научился говорить!)
Это еще не все.
Деревянный дом
До четырех лет я жил в деревянном двухэтажном доме, на втором этаже вроде-бы второй подъезд, где-то ближе к левому торцу дома. В распоряжении нашей семьи была комната с частью круглой печки. Кухня была общая, а все остальное меня не интересовало.
К 62-63 году дом стал расселяться и появились пустующие комнаты, которые сразу оккупировали  парни и девушки и стали устраивать там танцы, мы – малыши крутились у них под ногами. Старшие очень сильно ругались, особенно на бумажные абажуры вокруг электрических лампочек, но танцы не запрещали.
Дом жил удивительно дружной жизнью. Может быть это так казалось нам, ребятишкам. Но ни одного негативного случая вспомнить не могу. Правда для игр места было маловато, двор небольшой, обрамленный сараями. У нас тоже был свой сарай, где стояла бочка с квашенной капустой. По сараям мы бегали, нас гоняли.
Мелкоту, т.е. таких как я в игры принимали и не обижали.
Интересный был обряд квашенья капусты. Даже не само квашенье, а подготовка.
Бочка поднималась в комнату и набивалась полынью. В печи нагревали до красна колун и вынув щипцами из печи бросали в бочку. Из бочку валил душистый полынный пар. Колун вынимали и несли на улицу. Там его бросали в снег и он протаивал аккуратную дырку в снегу как раз по своей форме.
Такое еще происходило, когда ломалась ручка колуна и надо было выжигать остаток застрявший в отверстии.
У деревянного дома совершенно удивительный запах, я его вспомнил,когда уже на новой квартире пришел в дом своего школьного товарища.. Был еще один совершенно особенных запах, запах ватных валиков проложенных вдоль оконных рам. Он был не неприятный, а очень странный, резкий и колючий. От него почему-то кружилась голова. Валики заканчивались небольшими стаканчиками, наверное баночками из-под консервов. Окна зимой покрывала сконденсировавшаяся вода, она стекала вниз, а по валикам, в баночки. Так как мы уехали из деревянного дома когда мне было четыре года, то я и видел подоконник и баночки, а для того чтобы заглянуть в окно нужно было на что-то залезть.
Когда переезжали, маме так сказали – Шура, мы дадим тебе квартиру, но только за городом, в Кунцеве.
Наш деревянной дом расселили очень быстро, а то время, пока он расселялся, было самым интересным.Можно было исследовать опустевшие комнаты. Наверное это было и самое рискованное для дома время, мало ли, что происходило в бесхозных квартирах.
Повторюсь, дом, конечно жил очень дружно. Не сам дом, а его жильцы. Я вот например помню как меня мыли. Закрывали двери кухни, включали газовую плиту. Нагревали воды, а заодно и помещение. И все время пока меня купали в детской ванночки жильцы, пришедшие с работы, терпеливо стояли и ждали под дверью кухни. А дверь была остекленная, запотевшая и их было, с трудом, но видно.
Был еще эпизод который мог закончится очень и очень плохо. Так как отопление было печное, то накапливалась зола и эту золу забирала у нас соседка моей тети. Они жили в частных домах с земельным участком. У тетки был палисадник. А у соседки огород. Вот огород золой и удобряли. Золу собирали в бумажный мешок, а соседка забирала, когда он наполнялся.
Допишем позже…
А еще для затравки назовем еще три темы – «ножик». «дифтерия», «детальки с папиной работы».


Рецензии