Вспыхнувшие воспоминания. Первая встреча с палом..

       (2005 год)

      В конце мая 1973 года моя рабкоровская гвардия надумала совершить поход на байдарках. Желающих набралось десять человек. Молодёжь шустрая, любознательная. Где только не побывали – и пешим ходом, и по воде…

     Стали и меня уговаривать составить им компанию. Но я была категорична: одно дело пройтись лесными тропами или по степной травушке-муравушке, а тут – вода. Я и плавать-то толком не умела. Лодочка да вёсла – куда ни шло! А байдарки? В моём понимании, это было что-то «сверхъестественное».

     Но друзья перехитрили меня. Все участники похода были экипированы двухместными байдарками,  а меня предполагалось разместить в трёхместной: мне предстояло только сидеть без движений в серединке, в окружении двух гребцов. Отступать было некуда. Пришлось согласиться.

     Мы доехали на поезде до Винницы, который считается одним их самых благоустроенных и богатых городов Украины и славится производством вина. Название города происходит от старославянского слова «вьно – дар».

     Взвалив на плечи нелёгкий багаж, взяли курс к реке Южный Буг. Лес встретил зелёным шёлком травы и ароматом весенней свежести.  Вот здесь-то мы впервые стали очевидцами ужасающего события, которое впоследствии опутало всю страну и получило название – «пал». Но это было уже потом.

      А здесь мы просто увидели горящую траву. Вмиг побросав свои вещи, дружно бросились на тушение пожара. Каково же было наше изумление, когда из-за кустов показался мужичок и нецензурными словами стал объяснять нам, что траву подожгли  намеренно.

       Мы так и не поняли, какой прок от горелой зелени,  только что пробившейся из земли, полной соков, не потерявшей своей нежности. Даже если рядом виднелись остовы прошлогодних растений, они ведь не портили общей картины – просто шло обновление природы. То же самое, что у людей, животных, птиц, насекомых… Мы же не истребляем предыдущее поколение. Новое само приходит на смену старому.
      
       Но, к сожалению, это веяние, так называемый «пал», охватил все регионы страны. По людской глупости гибнут не только отдельные деревья, а леса. Как объяснить людям, какой ущерб они наносят природе и своему обитанию?

        Передохнув (правда, отдых был отравлен отрицательными эмоциями), продолжили свой путь к реке. И началось самое волнительное и незабываемое для меня путешествие по воде. Всё было необычно. Страха  не испытывала, ведь я была просто «седоком» и с интересом наблюдала, как впереди и сзади вёсла ритмично касались воды. Гладь реки спокойная, местами усыпанная валунами различных размеров.

     Временами река ускоряла бег. Это подсказывало нам, что впереди очередной порог – каменистый участок с повышенной скоростью течения. Пороги перегораживали всю реку, и нам приходилось выходить из байдарок и какое-то время тащить их волоком по берегу.

     При спокойном течении реки я всё же осмелилась попросить разрешения у своих спутников внести свой вклад в движение байдарки. Но кроме причинённого им неудобства, ничего не почувствовала, мои вёсла задевали вёсла то одного, то другого гребца. Конечно же, я отказалась от этой затеи – на воде, несущей серьёзные преграды в виде валунов и камней, - не место для шуток.

     Перед отъездом  посетили мемориальную усадьбу Николая Ивановича Пирогова, величайшего русского хирурга и анатома, создателя топографической анатомии и основателя русской школы анестезии. Музей был создан в 1947 году в усадьбе Пирогова под Винницей, где он жил в последние годы. Мы имели возможность побывать в усыпальнице и увидеть забальзамированное тело великого врача. На территории усадьбы восстановлены небольшая больница и аптека. Сохраняется уникальный парк.

     Мы почтили память великого сына нашей Родины – Николая Ивановича Пирогова.


Рецензии