Психолог 1. Карьера

Владимир Борисович Смыслов до сорока лет считал себя счастливчиком и баловнем судьбы. Видимо этому способствовала фамилия и соответствующий ей природный здравый смысл. Который и подсказал поступать на интересующую его психологию не в МГУ, а в хоть и периферийный, но старейший в стране Вильнюсский госуниверситет, где конкурс абитуриентов на порядок ниже. Блестяще закончив ВУЗ  и защитив диплом по теме «Двусмысленность теории личности в экзистенциальной*(1) психологии», Владимир науку не забросил, а остался на кафедре преподавателем, попутно собирая материал на кандидатскую диссертацию.

Через пять лет обработанного материала накопилось более чем достаточно, да и публикаций в научных журналах тоже. Поэтому пришло время окончательно сформулировать тему диссертации и сдать на кандидатские минимумы. Лихо получив минимумы по философии и психологии, упёрся в язык, английский. Изучение языка ещё в школе и институте давалось Владимиру с большим трудом, а уж преодолеть требования кандидатского минимума не удавалось никак. Обратился за советом к заведующему кафедрой профессору Маркусу Фабрициусу, добрейшей души еврею, косящему под литовца греческого происхождения. Как оказалось, тот докторскую диссертацию защищал по диагностической и коррекционной психологии, поэтому в «способностях» Смыслова разобрался сразу.

- Если вы, коллега, подтвердите, что у вас проблемы ещё и с литовским языком, то я тут же вынесу окончательный диагноз. – добродушно улыбался в свою чёрную бороду профессор.
- Да, Марк Якубович, с литовским тоже отвратительно. Прожив в Вильнюсе более десяти лет, далеко не всё понимаю, да даже элементарным разговорным не овладел. Но не он у меня камень преткновения, а английский для диссертации. Не помогают даже репетиторы. В конце занятий со мной, они даже начинают переходить на ненормативную лексику.
- А я могу добавить, с чем у вас ещё проблемы. У вас  абсолютно  отсутствует музыкальный слух, да и со стихосложением совсем не просто. Зато вам легко обмануть полиграф, так называемый детектор лжи, да и гипнозу не подвержены, ведь так?
- Абсолютно справедливо, профессор. Будучи ещё студентом, в 1972 году пришлось побывать в Ленинграде на сеансе у ученика Мессинга. В какой-то момент он гипнозом  усыпил весь зал, кроме меня.
- Вот видите. Значит так коллега, учитывая вашу тягу к науке и некоторые в ней достижения, с кандидатским минимумом по английскому я вам помогу, не педагогично используя свой авторитет и дружеские отношениями с председателем комиссии. Только вот …  буду предельно откровенен, и поэтому вынужден огорчить. Ваш типаж личности, за счёт своего усердия может кое-чего достичь. Но на большее не рассчитывайте. Великий учёный из вас не получится, впрочем как и выдающийся тоже.

Тем не менее, через три года Смыслов защитил кандидатскую диссертацию, а ещё через пять лет стал доцентом кафедры. Эйфория от достигнутого и заветные мечты об учёной степени доктора наук длились ещё пять лет, пока в Литву не пришла свобода. Вместе с ней младший литовский брат вдруг стал старшим, да мало того, перестал признавать родство вообще. И Владимир сразу превратился в не титульную национальность, да ещё не владеющую литовским языком. В результате чего, в 1992 году кандидат наук и доцент превратился в простого безработного, не обладающего ни одной востребованной профессией. А поскольку к сорока годам Владимир ни женой, ни детьми не обзавёлся, то и поддержать его было не кому. Малочисленные же друзья в наступившую эпоху перемен сами выживали как могли.

Когда закончились деньги и все съестные припасы, Смыслов запаниковал. Начал таскать на вещевой рынок более-менее ценные вещи из квартиры. Их реализация какое-то время позволила не голодать. Но закончились и они. К счастью вспомнил о своём научном наставнике, до сих пор возглавлявшем кафедру психологии в университете. Только он может дать дельный совет, как выжить в этих условиях.
Профессор принял его весьма благосклонно, внимательно выслушал, задумался и изрёк:

- Вы, уважаемый Владимир Борисович, полностью подтверждаете свой психологический тип. При наличии цели знаете, как и куда приложить свои усилия, соответственно добиваетесь успеха. А оказавшись в жизненном вакууме, ведёте себя как стрелка компаса на полюсе. Уверенность в себе испаряется, её замещает паника, которая не даёт найти точку опоры. Хотя вам достаточно и соломинки, чтобы самостоятельно выкарабкаться. Так как вы по оси Кречмера находитесь в самой её середине, между шизотимиком*(2) и циклотимиком*(3). То есть в очень устойчивом равновесии, и любая соломинка не даст вам от него отклониться. Да вы и сами всё это знаете.
- Конечно, Марк Якубович, это мне известно, но я не вижу этой соломинки. А давать советы типа: «Хочешь быть счастливым(в моём случае не голодным) – будь им», проще простого. – помрачнел Смыслов.
- Вы меня не дослушали, коллега, соломинку я вам дам. Но советую поторопиться с её использованием. Так как в Сейме рассматривается закон о Государственном языке. По нему, при приёме на работу, будет требоваться сертификат о сдаче экзамена по литовскому языку на одну из трёх категорий. Экзамен принимает Государственная комиссия. Даже для того, чтобы устроиться дворником, потребуется низшая первая категория. А при ваших способностях в лингвистике, даже она вам не светит.
- Так что же делать?
- Опять не дослушали. В том же Законе есть лазейка - незнание государственного языка, не может быть поводом для увольнения. То есть вам срочно нужно найти любую работу до принятия Закона. И я даже посоветую какую, только не обижайтесь, если она унизит ваше достоинство.
- Да ради бога профессор, я заранее согласен на любую, лишь бы там хоть минимум платили. Рад даже метлой махать.
- У меня давнишний приятель заведует городским отделом Вневедомственной охраны. В подчинении у него две с половиной тысячи человек, из которых две тысячи сторожа. Вы меня понимаете?
- Конечно, это именно та соломинка, которая мне нужна!
- В конце нашего разговора я позвоню приятелю и рекомендую вас. Но … в ответ попрошу об одной услуге.
- Что угодно, если это в моих силах! – воодушевился Владимир.
- Тогда внимайте. Характер вашей будущей деятельности предусматривает вакуум умственного напряжения. Это для творческого человека, занимавшегося всю сознательную жизнь интеллектуальным трудом, большая пытка приводящая к деградации личности, а то и того хуже, к вредным привычкам. А учитывая то, что по темпераментам Гиппократа*(4)  вы ближе к флегматику, чем к сангвинику, это не исключено.  Значит, вакуум нужно чем-то заполнить.
- Пока не понимаю, к чему вы ведёте, Марк Якубович. – недоумевал Смыслов.
- Поясняю. Мы с вами ещё в начале 80-х  разбирали новое явление в психологии, такое как соционика*(5).
- Да, и пришли к выводу, что это течение к науке имеет косвенное отношение, хотя и основывается на той же экстра-интровертной типологии Карла Густава Юнга*(6). Да к тому же основатель соционики некая Аушра Аугустиновичуте не имеет диплома психолога, а по образованию экономист, то есть для нас просто любитель взявшийся не за своё дело.
- Вы частично правы, Владимир Борисович, но за последнее десятилетие Аушра продвинулась в своих исследованиях и теории. И в настоящее время терроризирует меня своим вниманием, желая видеть во мне конструктивного оппонента, критика и рецензента её опусов. Как психолог, я вижу, что это ей необходимо для становления и самоутверждения как творческой личности. Хотя по возрасту пора бы ей и окончательно определиться, всё-таки 63 годика на носу. Вот и сейчас прислала мне свою очередную работу «Дуальная личность человека».
- Так вы хотите, чтобы я принял на себя её лженаучные излияния?
- Честно говоря, именно так. Но … учитывая ваше сложное материальное положение, представляя вас как состоявшегося учёного-психолога, поставлю ей условие о финансовой компенсации ваших  услуг научного оппонента. Она имеет такие возможности. Согласны?
- Конечно профессор, даже более того, благодарен, что вы хоть таким образом возвращаете меня к любимому делу.

Так Смыслов приобрёл завидную для многих в то время профессию сторожа. Правда Вневедомственная охрана просуществовала недолго. Спустя короткое время она развалилась на несколько частных охранных агентств. Владимир попал в ЗАО именуемое «Команда», стал называться охранником и носить на работе чёрную униформу с нашивками «Komanda» и  «Apsauga»*(7). Начальство ценило его усердие в работе, неукоснительную исполнительность и ответственность, даже предложило перейти на более высокий уровень – дежурным по централизованному пульту охраны района. Но повышение не состоялось всё по той же причине незнания им государственного языка, да и с техникой он не особо дружил.

На работе по ночам углублённо изучал теорию соционики, писал рецензии на труды основателя учения Аугистинавичуте, не позволяя той витать в облаках и отрываться от основ общепризнанной психологии. Так Смыслову удалось рассеять утверждения Аушры о схожести информационного и энергетического метаболизма*(8). Тем более невозможности проведения между этими понятиями прямой аналогии. Но подтвердил её утверждение о господстве одной из психических функций человека, на основе чего определяется его личность как индивидуума. Скептически отнёсся к её градации соционических типов, ограничивающихся шестнадцатью вариантами. Тем более к их определению методом тестирования. И наконец, добил бедную старушку утверждением, что всю её теорию можно применять только отдельно - для мужчин и женщин. В качестве иллюстрации приведя анекдот: «На полке лежат две книги – толстая и тонкая. На тонкой написано «Логика». На толстой «Женская логика том I-й». Поэтому совместимость и несовместимость соционических типов не выдерживают критику с гендерной стороны.

Своим существованием, деятельностью,  Владимир был в общем доволен. На пропитание хватало, как впрочем и пищи для ума. Так незаметно пролетело четырнадцать лет, пока Аугустинавичуте, в возрасте 77 лет не прибрал Господь. Умного, талантливого оппонента не стало. Образовался вакуум, который заполнить было не чем. Траурное событие совпало с переводом Смыслова на новый охраняемый объект –  в здание Союза архитекторов Литвы. Хотя к этой постройке более применим статус именно Дворца.

*(1) – Направление в современной философии, утверждающее интуицию в качестве основного метода постижения действительности человеком.
*(2) – Человек, наиболее склонный заболеть шизофренией.
*(3) – Человек подверженный волнообразным колебаниям настроения и эмоционального тонуса.
*(4) – Градация индивидуальных психофизиологических особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности.
*(5) – Концепция типов личности и взаимоотношений между ними на стыке психологии, информатики и социологии.
*(6) – Известная система типологии личности, основанная на преобладании одной из основных психических функций – мышления, чувства, ощущения или интуиции.
*(7) – В переводе с литовского «Охрана».
*(8) – «Информационный метаболизм» – воспринимаемая и обрабатываемая человеческой психикой информация, результат которой зависит от типа личности(утверждение в соционике).


Вильнюс, 28 июня 2017 года.
Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/06/30/1333


Рецензии
Александр, замечательно! Пишете легко, увлекательно и со знанием дела.
С удовольствием продолжаю чтение.
Шлю наилучшие пожелания,

Марина Клименченко   10.08.2018 11:08     Заявить о нарушении
Интересовался психологией в конце 70-х.
Благодарю за внимание, с расположением,

Алексас Плаукайтис   11.08.2018 20:30   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.