Еврейские женщины и холокост

           Будущий историк должен будет посвятить соответствующую страницу еврейской женщине во время этой войны… за ее мужество и стойкость.
  Эммануэль Рингельблюм (1900-1944), известный историк, создатель подземного архива в Варшавском гетто

      В 1933 году еврейское население Европы превышало девять миллионов человек. Большинство европейских евреев жили в странах, которые во время Второй мировой войны были оккупированы Германией или находились под ее влиянием
     К 1945 году нацисты убили почти две трети из числа евреев, живших в Европе. Это происходило в рамках программы “Окончательное решение еврейского вопроса” – плана уничтожения европейского еврейства. Евреи были не единственными жертвами гитлеровского режима, но они были единственным народом, который нацисты стремились уничтожить полностью.
   Нюрнбергские законы сентября 1935 года в Германии включали закон о защите немецкой крови и чести, направленный в первую очередь против евреев. В первые годы установления гитлеровского режима предпринимались  дискриминационные меры, целью которых  было принудить евреям покинуть  Германию. Период открытого физического насилия против евреев начался в ноябре 1938 года с Хрустальной ночи и закончился массовым истреблением миллионов евреев в Европе  во время Второй мировой войны.
    Еще  до ее начала Второй мировой войны в нацистской Германии после принятия первых антиеврейских законов еврейские мужчины были уволены со своих рабочих мест, они чувствовали себя униженными потерей самоуважения и доходов и неспособностью обеспечить необходимым свои семьи.    Евреи были отчуждены от контактов с "арийским населением", все больше и больше магазинов отказывались вести с ними торговлю.  Начался полный бойкот еврейской торговли.
    Значительные перемены произошли и в жизни женщин.  Им пришлось не только управлять домашним хозяйством, но и приобретать продукты у враждебно настроенных лавочников и владельцев магазинов, помогать детям справляться с преследованием в школе, обеспечивать приемлемые условия существования мужьям. В этих условиях еврейские женщины  старались изо всех сил сохранять чувство уверенности, даже когда не оставалось никакой надежды на благополучное будущее, они были вынуждены ежедневно бороться за выживание семьи.
     Вскоре были созданы отдельные концлагеря и особые зоны в других лагерях, предназначенные специально для женщин. В мае 1939 года нацисты открыли Равенсбрюк - самый крупный из таких лагерей. В 1942 году был основан женский лагерь в Аушвице (Освенциме), в 1944 году в Берген-Бельзене. В декабре 1941 года нацисты начали истребление людей газами. Еще три лагеря смерти, предназначенные только для евреев и их уничтожения, были открыты в 1942 году - Белжец, Собибор и Треблинка. Особого масштаба уничтожение евреев достигло в трудовых концентрационных лагерях и лагерях смерти - в Освенциме и Майданеке.
   При проведении массовых убийств на оккупированных Германией территориях Советского Союза уже в самом начале войны  айнзатцгруппами (оперативные карательные отряды) расстреливали женщин всех возрастов вместе с мужчинами и детьми. Женщин, у которых были маленькие дети, первыми посылали в газовые камеры лагерей смерти. В гетто и кгнцлагерях нацисты сгоняли женщин на принудительные работы, они подвергались побоям и изнасилованиям. Нацистские врачи часто использовали еврейских и цыганских женщин для экспериментов по стерилизации и других антигуманных операций.
   Нацистская идеология была направлена на устранение всех евреев, в Германии и на оккупированных территориях они были обречены. До начала  войны нацистами еще проводилось различие в отношении к еврейским мужчинам и женщинам. В ноябре 1938 года в ночь Хрустального погрома были арестованы 30 тысяч еврейских мужчин, часть отправили в Дахау – один из первых концентрационных лагерей. Всего было создано около 42500 нацистских гетто и лагерей по всей Европе, включая контролируемые Германией районы от Франции до Советского Союза и в самой Германии.
     В Восточной Европе Холокост проявлялся гораздо жестче, чем в Западной.  В Германии и Чехословакии потребовалось шесть лет, с 1933 по 1939 годы, чтобы реализовать более 400 (!) антиеврейских законов. В  Польше те же законы  были реализованы в течение нескольких месяцев, насилие и жестокость начались в первые дни нападения нацистской Германии и постоянно продолжались по нарастающей.  Еврейские женщины в Польше призвали своих мужей, сыновей и братьев бежать на восток, в Советский Союз.  В результате мужского исхода евреев из Польши женщины составили большинство еврейского населения в таких городах, как Варшава и Лодзь.
   Евреи  лишались своих домов и имущества, банковских счетов и работы, магазинов, офисов и предприятий. Начались расстрелы евреев, поступала ужасающая  первые новости из концентрационных трудовых лагерей информация из концентрационных трудовых лагерей и лагерей  смерти. Еврейские мужчины в Польше были заметнее из-за традиционной одежды и бород, они подвергались побоям, унижениям, преследованиям, арестам и убийствам, депортации в принудительные трудовые лагеря, мобилизации на целый день тяжелого физического труда. Поэтому  многие из них опосались покинуть свои дома в дневное время суток,  переложив на женщин связи с внешним миром. В течение первых месяцев оккупации женщины с риском выходили на улицу, чтобы при значительно уменьшившихся денежных  поступлениях продавать личные вещи и обеспечить  едой мужей и детей. Резко увеличилось участие женщин в производственных процессах, хотя им было труднее приспособиться к физическому труду, чем мужчинам.  Женщины пытались найти новые направления экономической деятельности, занимаясь различными профессиями, которые они быстро осваивали.   
    Помимо  различий в функциях в общественной и личной жизни женщин и мужчин появились множество запретов, специально введенных нацистами для еврейских женщин во время войны. Одним из них  был запрет на беременность и рождения детей. Беременные женщины, а также женщины с маленькими детьми в концлагерях немедленно уничтожались. В процессе отбора, который происходил по прибытии в Аушвиц, беременные и женщины с детьми на руках отправлялась прямиком в газовые камеры. В концентрационных лагерях те женщины, которые выглядели слишком молодыми, слишком старыми или слишком слабыми для работы также отправлялись в газовые камеры. Оставшихся в живых женщин использовали на принудительных работах. В Литве с весны 1942 года еврейским врачам в гетто было приказано проводить аборты, если они обнаруживали беременность. Наказанием за несоблюдение была казнь  как женщины, так  и врача. 
    В Восточной Европе в гетто и трудовых лагерях еврейские женщины, которые никогда до этого не работали вне дома, начали трудиться в мастерских, они были вынуждены производить боеприпасы и другие товары для немецкой армии, одежду и обувь для военного и гражданского потребления. Они также использовались в строительстве и подготовке аэродромов и других военных объектов. Некоторые работали в гетто, на заводах, другие занимались стиркой. В рамках услуг в крупных гетто Польши женщины работали в кухнях, прачечных и других службах организаций самопомощи или юденрата (еврейского совета). В крупных гетто  была острая нехватка рабочих мест, и большинство женщин просто не могли найти постоянную работу. Например, в Варшаве в сентябре 1941 года около половины жителей варшавского гетто (от 200 до 250 тысяч) не имели постоянной работы и умирали от голода, большинство из них были женщины и дети.  Многие еврейки пытались принести для своих детей немного пищи, которую они получили на работе, но ее было недостаточно.   
   Это вынудило многих женщин обратиться к опасной контрабанде, как единственному способу кормить своих детей. Они   с огромным риском покидали гетто и находили неевреев, готовых покупать их личные вещи, включая даже свадебные кольца, в обмен на еду. Их усилия были направлены на спасение жизни своих детей,   поэтому они также лишали себя пищи и  теряли  свои жизненные силы. Все это становится  понятным с учетом того, что средняя суточная калорийность рациона в Варшавском гетто составляла всего 181 калорию для каждого человека (при суточной норме 1800 и более калорий).  В гетто Лодзи, крупном текстильном центре, где женщины составляли половину рабочей силы, до войны около тридцати семи процентов были заняты в текстильной промышленности.  Во время войны их численность резко возросла, и практически все женщины работали.
    Перед массовыми облавами в Париже 16 июля 1942 года многие евреи были предупреждены о надвигающихся арестах. Женщины полагали, что собираются арестовать только мужчин, большинство еврейских семей пытались спасти и защитить их, скрывая в домах соседей, покупая фальшивые документы, удостоверяющие личность, отправляя в свободную зону на юге Франции.  Женщины и дети оставались дома и, таким образом, сами оказалось  жертвами массовых арестов.  Были арестованы 5802 женщины и 4051 ребенок (для сравнения: мужчин - 3031), всех депортировали для уничтожения в Освенцим.
   Женщин унижали на улицах городов и гетто, их подвергали сексуальным преследованиям - вынужденные раздевания перед незнакомыми мужчинами и унизительные прикосновения и издевательства. Последующая  ликвидация в гетто и концлагерях женщин и детей стала ужасающим пределом  насилия и жестокости, выходящая за всякие пределы человеческой морали. Из-за  расовой политики немецким солдатам, полицейским и эсесовцам  было запрещено иметь какие-либо сексуальные контакты с евреями. Зато было много конкретных случаев сексуальных нападений со стороны надзирателей и коллаборационистов. Проводились медицинские эксперименты на репродуктивных органах женщин и различные опыты по стерилизации женщин, эксперименты над ними и их младенцами на выносливость, пока подопытные не умирали.
   В концлагерях женщины и мужчины, которые пережили первоначальный отбор, отправлялись на тяжелую физическую работу. В семейном лагере Освенцим-Биркенау в июне 1944 года немцам срочно нужны были рабочие руки, и они провели отбор. Матерям маленьких детей был предложен выбор: или трудиться в качестве рабочих, или быть направленными в газовые камеры со своими детьми. Только две из около шестисот матерей, имеющих малолетних детей отказались от них; остальные решили остаться с ними до конца.  Привязанность к своим детям привела этих еврейских женщин к гибели.
    Что было самым поразительным, так это сопротивление перед лицом враждебных сил, борьба за физическое и психическое выживание. Жизнь любого человека определяется профессией, полом, личными отношениями и системой присущих ему духовных ценностей, немаловажную роль играют вещи, которые необходимы для поддержания жизни: потребности в еде, воде, жилье, гигиене и одежде. Если  до  Холокоста было убеждение в том, что достижения науки и новые технологии ведут к растущему общественному прогрессу, учитывающему потребности людей, то нацисты использовали  этот  прогресс во времена Холокоста для создания средств массового уничтожения, таких как  газовые камеры и крематории.
    Женщины, став жертвами Холокоста, столкнулись с множеством проблем выживания. Целью системы было унизить и сломать дух заключенных.  Нацистам стремились  обеспечить забвение того, кем до этого были эти женщины. Потеря свободы, являлась лишь первым шагом постоянных страданий, терялись также все права человека. Нашитый на одежду желтый треугольник или шестиконечная звезда и номерная татуировка на левой руке по прибытии были единственными способами, которым заключенные были определены официально. Классификация номером и цветом с отказом признать человека по имени и фамилии лишала его идентичности. Евреи просто превращалась в живые существа с потерей человеческой личности.  Вместо имени во многих случаях они обозначались  лишь номером  барака.  Чтобы справиться с ужасающими условиями, надо было обладать сильной волей. Тем не менее, женщины оказались в состоянии как-то пережить ужасы концентрационных лагерей.  Несмотря на то, что зачастую почти невозможно было соблюдать  элементарную гигиену среди грязи и хаоса, которые царили в нацистских концентрационных лагерях, стремление к чистоте имело значение, гигиена сохраняла ощущения женщин как людей. В принудительных трудовых лагерях женщины уделяли больше внимания личной гигиене, чем мужчины; они держали вопреки условиям тело и волосы чистыми и чинили свою одежду.
    Чтобы справиться с голодом и для поддержки друг друга при тяжелых испытаниях женщины в концлагерях сформировали отношения взаимопомощи, для характеристики таких отношений был придуман термин "лагершвестерн" (лагерные сестры).  Ни один подобный тип отношений не существовал в лагерях у мужчин. Отношения с другими заключенными не могли предотвратить страдания, но это было средством сделать их более терпимыми. Заключенные женщины могли помочь друг другу, делясь немногими материальными ценностьями - пищей, одеждой, медикаментами, а также поддерживая друг друга на эмоциональном и психологическом уровне. Солидарность среди заключенных имела огромное значение для их выживания и была очень важным инструментом сопротивления.   
    Недостаток пространства, пищи и одежды по замыслу нацистов означали, что заключенные должны были сражаться между собой в борьбе за выживание.  В нацистских концентрационных лагерях также использовались  доносы, которые играли важную роль в ликвидации солидарности заключенных. В случае Освенцима, как и в других концентрационных лагерях и лагерях смерти, структура самого лагеря была разработана таким образом, чтобы препятствовать сближению среди заключенных. Бараки были сформированы таким образом, чтобы свести к минимуму возможности формирования связей между ними. Заключенных с общей национальностью, этнической принадлежностью, или языком разбрасывали  по разным  баракам. Несмотря на это, коммуникации были созданы, в результате чего заключенный мог получить сообщение другого заключенного в другом бараке, или информацию о надвигающемся отборе  для уничтожения в газовых камерах.  Помощь другим была формой коллективной или взаимной защиты, одной из наиболее важных форм сопротивления, которыми располагали заключенные. 
   Женщины были дополнительно обременены тяготами их физиологии, в частности возможными беременностью и материнством, сексуальным насилием. Все это было неотъемлемой частью жизни женщин в концлагерях  и трудовых лагерях.
     В Равенсбрюке - нацистском концентрационном лагере для женщин -  беременных, которые были арестованы за то, что имели половые сношения с евреями или иностранцами, были вынуждены пройти процедуру аборта, даже если они были на  седьмом или восьмом месяце беременности. Нацисты не создали никаких условий для кормления детей, а матери, как правило, были слишком истощены, чтобы быть в состоянии кормить грудью.
   Небольшие группы женщин, которые не были матерями и были молоды и одиноки, участвовали в еврейском Сопротивлении. Их миссия требовала  мужества, храбрости, настойчивости и крепких нервов. Они были курьерами, которые действовали за пределами гетто нелегально, под видом неевреек. Эти женщины доставляли информацию и новости, деньги, продукты питания, медикаменты, поддельные документы и выводили людей  из гетто в леса. Узнав о намеченных массовых убийствах, эти курьеры предупреждали евреев из отдаленных гетто об опасности. Многие женщины принимали участие в вооруженных восстаниях в лагерях, как например, в Собиборе.   Еврейская парашютистка Хана Сенеш из Палестины была послана со спасательной миссией в оккупированную нацистами Европу, она пыталась остановить депортацию венгерских евреев в концентрационные лагеря с целью уничтожения. Сионистская активистка Гизи Флейшман (1892 - 1944), лидер словацкой еврейской общины, во время Холокоста возглавляла подпольную группу в юденрате и участвовала в усилиях по привлечению как можно большего числа евреев из Словакии к Сопротивлению.
    Врач Роза Сабад-Габранская координировала уход за маленькими детьми в Вильнюском гетто. По ее инициативе был создан детский сад, в котором детей кормили, оказывали медицинскую помощь и играли с ними до возвращения их родителей с работы. Она была затем убита в Майданеке.
    В Варшавском гетто Цивия Любеткина стала одним из трех командиров восстания. Хайка Гроссман из Белостока — была руководителем сопротивления в гетто этого города.
   С 1943 года Роза Робота стала участвовать в лагерном Сопротивлении в Освенциме. В 1944 году Роза участвовала в контрабанде взрывчатки в лагерь с оружейной фабрики, где она работала. Взрывчатка, проносимая малыми порциями, затем была использована во время восстания в октябре 1944 года. Восставшие уничтожили один из крематориев, вывели из строя газовую камеру и затем приняли бой, убив несколько тюремных охранников. Роза была единственной, кто обладал информацией о подпольной сети Сопротивления в лагере, но, схваченная немцами, несмотря на пытки, не выдала ни одного имени восставших. 6 января 1945 года за несколько недель до освобождения Освенцима Роза Робота и три другие женщины, участницы сопротивления, были повешены.
   Мужественно сражались в подполье и партизанских отрядах еврейские женщины на оккупированной территории СССР.    Вава Шоенова, известная перед войной театральная актриса в Праге, в июле 1942 года была депортирована в Терезинское гетто, где продолжала выступать, руководила созданным ею театром для детей и молодежи. Женщины играли важную роль во французском  Сопротивлении.
   Организованное движение сопротивления в концлагерях ставило своими основными целями сохранение жизни заключенных и передача информации международному сообществу о преступлениях, совершаемых нацистами. Женщины в гетто участвовали в подпольных культурных мероприятиях, создании нелегальных школ, секретных библиотек.
    Большинство выживших потеряли в Катастрофе все – здоровье, семьи, дома, общины, собственность, образование, профессию.   Тем не менее, многие выжившие смогли найти в себе силы, чтобы идти дальше, несмотря на пережитые ими унижения, лишения, голод и насилие во время Холокоста. Бльшинство из них после войны создали новые семьи, рожали детей, осваивали новые  профессии, учились любить и быть счастливыми. Этим еврейским  женщинам удалось уцелеть в пламени Холокоста и затем внести свой вклад в продолжение жизни - вопреки предназначенной им нацистами судьбе.


Рецензии
Это страшно, Александр. Как жаль людей. Здесь вообще нет слов. Еще жалко ушедшую культуру. А ведь истребили людей, а с ними своеобразный уклад жизни, быта. Такого нет теперь и уже не будет. Погибло, сгорело вместе со своими носителями.
С уважением!

Ольга Тинне   21.08.2017 21:28     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.