Карбас - этимология
образца для речного и морского прибрежного плавания
Б. В. Шергин. Словарь поморских и специальных слов и
выражений, объяснение собственных имени названий (1930-1960)
1) Существующая этимология
а) Викисловарь/ Карбас
Корень: -карбас-. Значение: рег. (архан.) парусно-гребное промысловое и транспортное судно среднего размера, одно из основных у поморов и распространённое у других жителей Русского Севера и Сибири. Этимология: происходит от вепс. karbaz, далее от ??
б) Этимологический словарь Макса Фасмера
Карбас, "большая гребная лодка с парусом", олонецк., арханг., вологодск., сиб., стар. карбасъ, Триф. Короб., 1584 г.; см. Чтения, 1871 г., стр 33; Аввакум 107, 110; также карбаз "мелкое грузовое судно", олонецк., сиб., иркутск., "паром", енисейск. Заимств. из вепс. karbaz, фин. karvas "sсарhа minor portabilis"; см. Калима, 105; Томсен, SА 4, 313. Неприемлемо выведение из греч. karabos, вопреки Горяеву (ЭС 134), Преобр. (I, 298), Маценауэру (196), Фальку – Торпу (577), а также из народнолат. carbasus "определенное судно", вопреки Соболевскому (РФВ 70, 79). Голл. karbas заимств. из русск.; см. Ме;лен, RS 14, 246.
в) Википедия/Карбас
Карбас, также карбас и карбус, (вепс. karbaz) — парусно-гребное промысловое и транспортное судно среднего размера, одно из основных у поморов и распространённое у других жителей Севера и Сибири, начиная не позднее чем с XV и до середины XX века. … Впервые сшивные карбасы упоминаются в 1591 году в «Таможенной грамоте» Соловецкого монастыря. …все они были беспалубные, с заострёнными оконечностями и прямыми вертикальными штевнями. Вёсел было от 3 до 10 (чаще 4—6); парусов — два, … Длина составляла от 14 до 28 футов; были способны перевозить от 40 до 60 пудов грузов…
Строительным материалом служил сосновый и еловый лес. Металлические детали (в том числе, гвозди) не применялись. Киль и форштевень вырубался из одного елового ствола с корнем. Шпангоуты ставили редко, через 0,8—1 м, и крепили деревянными нагелями. В форштевне вынимали шпунт, в который заводили доски обшивки (сердцевинной стороной доски наружу, «шерстью по ходу лодки»), далее между собой их сшивали вицами (еловыми или можжевёловыми корнями). …На таких судах поморы, совершая двух-трёхмесячные плавания по Белому и Баренцеву морям, доходили до Новой Земли. При хорошем уходе карбас служил до 30 и более «вод».
2) Применение термина в русском языке
а) Словарь русского языка XI-XVII вв., АН СССР, М., 1980, вып. 7
http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_7.pdf
Карбасъ и карбусъ. Гребное парусное судно. «А которые торговые люди поедут з Белоозера… в малых судахъ…в карбасехъ с солью или сь рыбою… с тех судовъ имати пошлина». 1598 г. Карбас поездной. … Книг. прих. Карел. мон., 1575 г.
Терминология: корбузъ, 1688 г., карбасокъ, 1673, карбасникъ, 1695.
б) Национальный корпус русского языка
* Досифей, соловецкий игумен, Спиридон, митрополит Киевский. Жития Зосимы и Савватия Соловецких (1500-1503)
«И поставиша карбасъ въ пристанищи, сам же въсходить на островь с Германом предиреченым. … Они же яве шедше на море, обретоша карбасъ съ всею рухледию, ничтоже от положеных погибе!». … «Украдает себе карбас манастырской и елико же где что обрете: от книг или платья, или иныа какыа вещи, якоже есть обычай крадущим, събирает же вся сиа в карбас».
* Г. Ф. Гёбель. Экскурсия в Поной для ознакомления с осенним ловом сёмги и для отыскания залежей медной руды // «Известия Архангельского общества изучения русского Севера», 1909, №№ 2-3, 1909
Такая лодка или карбас, как eго называют по местному, сшит и сколочен, при помощи веревок или тонких корней ели и деревянных гвоздей, из шести досок: двух донных и четырех боковых, прикрепленных к «матице», т. е. килю со штевенами с одной и к 5-ю шпангаутами с другой стороны.
3) Обобщение и вывод
а) Термин «карбас» фиксируется в литературе примерно с начала XVI века, в это время на Белом море был основан Соловецкий монастырь, в 1460 году ему были пожалованы Новгородом все Соловецкие острова и право взимать десятину на любую деятельность (рыболовство, промыслы) на их территории.
* См. Клеймо иконы «Богоматерь Боголюбская, с житием свв. Зосимы и Савватия Соловецких». Ангелы наказывают жену рыбака, приехавшего на Соловецкий остров ловить рыбу
Ранняя колонизация северных территорий обусловила появление Николо-Корельского (1410), Палеостровского (Онежское озеро, 1391) и Никольско Вяжицкого монастырей (1411), которые имели угодья на беломорских побережьях еще до основания Соловецкого монастыря. К началу XVI в. Соловки стали одним из крупнейших хозяйственных центров Беломорья, «морской вотчиной», развитие обители создали нужду в строительстве и приобретении собственного монастырского промыслового и транспортного флота. В судостроительной практике монастырь опирался на знания и навыки новгородской кораблестроительной школы.
* См. Клеймо иконы «Богоматерь Боголюбская, с житием свв. Зосимы и Савватия Соловецких», 1545 г., карбас в древней иконописи.
Савватий и Герман плывут на Соловецкий остров;
Зосима и Герман плывут на карбасе на Соловецкий остров
Возвращение Зосимы в монастырь после поставления в игумены
Зосима и соловецкие иноки привозят в монастырь мощи прп. Савватия
Чудо о спасении от потопления на море Феодора Парфеньева [Парфеева]
Чудо о спасении двух человек, потерпевших кораблекрушение
На представленных клеймах видна эволюция монастырского флота от лодки до большого карбаса с парусом и его активная хозяйственная деятельность. Крупный монастырь, расположенный на острове, необходимо должен был иметь свою морскую флотилию, различные по размеру карбасы были самыми распространённым кораблём в Беломорье.
б) Выводы этимологов
* Карбас: «Заимств. из вепс. karbaz, фин. Karvas… Неприемлемо выведение из греч. kфrabos, … а также из народнолат. carbasus «определенное судно»» (М.Фасмер); «происходит от вепс. karbaz, далее от ??» (Викисловарь).
* Корабль, кораб (М.Фасмер): «Древнее заимств. (ввиду б, а не в) из греч. karabion, karabos «судно», первонач. «краб», откуда народнолат. саrаbus «челнок из прутьев, обтянутый кожей» (начиная с Исидора), ит. саrаvеllа, франц. саrаvеllе, порт. саrаvеlа, исп. саrаbеlа, а также араб. qarib.
Макс Фасмер в первом случае отрицает лексическую связь термина «карбас» с «греческим» karabos. Во втором случае подтверждает связь терминов «корабль, кораб» с «греческим» karabos, что является видимым противоречием, корень слова содержит группу одинаковых согласных знаков. Нам нужно проанализировать оба этих слова и выявить в них общее, тождественность.
в) Конструкция карбаса и корабля (караб, ранний древнерусский термин)
См. видео «Поморский карбас»; https://www.youtube.com/watch?v=zJTaICCNIIY
Карбасы «сшивали» (строили) используя тонкие корни ели и деревянные гвозди, киль и форштевень вырубался из одного елового ствола с корнем. На киль (матицу) со штевенами (толстый брус, служащий основой кормы или носа корабля) крепили шпангоуты (ребра, брус), на шпангоуты нашивали бортовые доски.
Вывод
* Основа карбаса (небольшого древнерусского корабля типа река-море) – КИЛЬ, толстое бревно, брус или балка (обработанное бревно); также строилось судно, которое в древнерусских летописях называли «кораблём».
* На киль-балку крепили штевены (брусья для носа и кормы) и шпангоуты, изогнутые естественным способом (подбирали изогнутые деревья), или составные брусья-рёбра, на которых закрепляли бортовые доски; такова и конструкция корабля.
Термины «карбас» и «корабль» – тождественны, заложен один и тот же конструктивный признак – толстое бревно на котором закреплены все элементы.
Кроме того, одинакова и «конструкция» слова КАРБАС = КОРАБЛЬ = КАР+Б+АС = КОР+АБ, КОР+АБ+ЛЬ.
Нам осталось только истолковать термин «карбас» в связи с конструкцией судна и сакральным языком иудеохристианства – иврит. Основание - монастырский флот на Белом море, древнерусская традиция в кораблестроении. Крупные монастыри – феодальные владельцы и культурные центры больших территорий, через них (богослужение, молитва, проповедь) оформлялись местные диалекты и говоры.
4) Терминология иврита и библейский образ
а) Терминология
* Корабль, кораб
Приведем термин КОРАБ в форму близкую к грамматике иврита и выделим корень – КОРАБ = КОР+АБ. У нас сразу же «выплывает» соответствующий судостроительной действительности основной корень иврита КОРА бревно, балка и дополнение АБ (АВ) толстый.
КОР+АБ = КОР+АБ+ Л = ивр. КОРА бревно, балка (несущий элемент) + АВ (АБ) толстый; или однокоренная форма ОВ балка, брус (пиленное с 4 концов бревно) + Л назначение предмета; т.е. конструкция – из каких элементов корабль состоит, толстое бревно и брусья.
* Карбас
Выделим корень – КАРБАС = КАР+Б+АС, основной корень КАР = ивр. КОРА бревно + АВ толстый + АСА делать, производить.
КАРБАС = КАР+Б+АС = ивр. КОРА бревно, балка (несущий элемент) + АВ (АБ, Б) толстый; или однокоренная форма ОВ балка, брус (пиленное с 4 концов бревно) + АСА работать, делать, строить, производить.
Источник
Еврейский и халдейский словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878 г. (КОРА бревно, балка)
http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_420.htm
б) Библейский образ
* 3-я Царств 9:26: «Царь Соломон также сделал (АСА делать, работать) корабль в Ецион-Гавере, что при Елафе, на берегу Чермного моря, в земле Идумейской».
* 2-я Паралипоменон 20:36: «и соединился с ним, чтобы построить (АСА) корабли для отправления в Фарсис; и построили (АСА) они корабли в Ецион-Гавере».
* Песнь Песней 1:16: «кровли (КОРА, балка) домов наших – кедры».
* 4-я Царств 6:5: «И когда один валил бревно (КОРА), топор его упал в воду. И закричал он и сказал: ах, господин мой! а он взят был на подержание!».
* Иезеиикиль 41:25, 26 (деревянная обшивка АВ): «и сделаны на них, на дверях храма, херувимы и пальмы такие же, какие сделаны по стенам; а перед притвором снаружи был деревянный помост (АВ, порог, брус).
Таким образом, в ходе анализа специального поморского составного термина «кар+б+ас» обозначавшего небольшой корабль класса река-море, мы установили, что термин логически, исторически (одна и та же конструкция корабля и карбаса) и в рамках общей культуры (религии) - тождественен составному слову древнерусского языка «кор+аб, кор+аб+ль».
В основе заложены корни сакрального иврита: КОРА бревно, балка + АВ (АБ) толстый + АСА делать; т.е. рекомендация по постройке судна – делать (строить) на основе толстой балки (киля).
30.6.2017 г.
Свидетельство о публикации №217063000360