Почему нельзя договориться в споре?
Мне думается, что, исключая редкие случаи, когда спор является частью некоего большего дискурса, спорщики никогда особо не задумывались о тех предметах, о которых они спорят в данный момент. Я имею в виду, что общий лейтмотив спора мог возникать в их беседах и множество раз до этого, но в каждом конкретном споре люди вынуждены обсуждать некие более-менее осязаемые вещи. А они, зачастую, являются таковыми, что как минимум один спорщиков ранее никогда не задумывался об их свойствах. Т. е. решать, какими же свойствами обладают эти объекты, приходится на ходу - прямо во время дискуссии. Но как человеку это делать, не сходя со своего места и продолжая дискуссию? Естественно, что исключительно выводя их из уже существующей в его голове картины мира. Но любая субъективная картина мира, даже принадлежащая самому эрудированному человеку на свете, не может содержать прямых сведений о каждой детали нашего мира. Поэтому наш разум наделяет никогда прежде не рассматривавшиеся объекты свойствами - моделируя определенные аспекты реальности на основе имеющихся общих представлений. Вот тут и возникает ряд загвоздок.
Когда производится моделирование реальных или гипотетических систем в современном естествознании, критерием возможности или невозможности наличия у системы тех или иных свойств является согласие этих свойств с известными нам законами реальности. Законы, в конечном итоге, формулируются на языке математики. То, каким образом законы сочетаются в нашей модели, тоже подчиняется математическим и логическим правилам. При описании систем, часто, невозможно утверждать, что некая ее часть будет обладать строго определенными свойствами - вместо этого может быть известно, что данная подсистема будет обладать данным свойством с некоторой вероятностью - обычно, довольно большой (скажем 99%). После учета всех неопределенностей свойств подсистем, может оказаться, что о всей системе целиком мы можем сказать, что она обладает неким интегральным свойством с вероятностью, скажем, больше 90% - чем больше в ней подсистем с неопределенными свойствами, и чем больше эти неопределенности, тем меньше будет неопределенность системы как целого. Может оказаться, что мы можем надеяться на наличии у системы нужного нам свойства с вероятностью не 90, а - всего лишь 10% - т. е. мы не в праве рассчитывать на наличие у нее этого свойства вовсе - мало кому захочется летать самолетом модели, про которую известно, что лишь в одном из десяти случаев ее полет завершается благополучно. В случае спекулятивных моделей - все не так: мы ничего не можем сказать о степени их достоверности. Почему я считаю, что это так? - дело в фундаментальном отличии законов моделирования в этих двух случаях.
Каким же законам подчиняется спекулятивное рассуждение, которое, чаще всего, имеет быть в споре? По моему субъективному ощущению, очень смутным - бессознательно, мы способны допустить очень широкий спектр возможностей для свойств, которыми могут обладать объекты для наших ментальных конструкций. Ограничения же на сочетаемость свойств представлений объектов в нашем сознании, как мне кажется, минимальны. Бессознательно, мы очень быстро конструируем в нашем воображении картинки объектов, о которых сознательно знаем очень мало. На начальном этапе они почти не наделены никакими свойствами, но чем пристальнее мы в них "вглядываемся" в нашем воображении, тем они становятся подробнее - это напоминает фрактальную картинку: чем больше выбираешь масштаб, тем больше видишь деталей, - до бесконечности. При этом, из-за гештальтности нашего мышления - тенденции мыслить в терминах цельных объектов - на каждом этапе, как будто, присутствует целый комплекс свойств, наделяющих объекты "жизненностью". Хотя, на самом деле, ситуация, скорее, обратная - первичны для мышления объекты, а их свойства мы можем "разглядеть", уже "настраивая" масштаб "вглядывания" в них - что противоположно ситуации построения моделей, принятого в науке - там объекты конструируются из свойств. Как уже упоминалось, наше мышление готово принять наличие у объектов очень широкого перечня свойств. И готово признать очень многие из них сочетаемыми. Это очень контрастирует с ситуацией моделирования в естественных науках - где известные законы природы, математики и логики накладывают крайне жесткие ограничения на возможные у системы свойства и их сочетания - системам, "конструируемым" спекулятивным мышлением недостает жесткости - они излишне гибки.
Но некоторые ограничения на выбор потенциально возможных свойств наше спекулятивное мышления все-таки накладывает. И одно из подобных ограничений является второй загвоздкой на пути корректного моделирования реальности (без опоры на внеличностные моделирующие средства). Этой загвоздкой является склонность человека к отстаиванию своей позиции. В том числе и в идейном пространстве. Благодаря этой склонности, наше мышление склонно априорно отсеивать из числа возможных свойств объектов те, которые присутствуют в модели, созданной оппонентом. Мы даже не замечаем, как это происходит, - этот процесс бессознателен. Резюмируя, можно сказать, что невозможность договориться в споре зиждется на двух китах: неизбежной нечеткости и подвижности моделей явлений, которые создаются нашим спекулятивным мышлением, и склонности человека к противоречию.
Свидетельство о публикации №217070201864
Вот восстановила пароль, теперь могу и отзыв написать))
Рассуждения в эссе интересны, но, на мой взгляд, несколько односторонни. Что в итоге явственно проявляется в заключении. Объектом (или субъектом) этого мини-исследования является человек в одном из своих проявлений - межличностном взаимодействии, споре. И рассматривается только одна из его составляющих, а именно мышление. При этом упускается важнейшая составляющая личности - её эмоциональность, или чувственная сторона. Что в споре, это очевидно, играет далеко не последнюю роль. Зачастую ведь не могут договориться люди, которые просто-напросто неприятны друг другу. Или сегодня, например, человек находится в раздражённом состоянии, и готов излить своё настроение на кого угодно, чтобы получить хотя бы частичную разрядку. Можно привести ещё массу примеров влияния чувств и эмоций на взаимодействие людей (в т.ч. в споре).
Что же касается мысли о "склонности людей к противоречию", это тоже касается весьма специфической категории людей (возможно, твоё окружение обладает именно этой спецификой). Есть же, например, люди, склонные со всеми соглашаться...
И я считаю, что в споре, определённо, можно договориться. Всё зависит от уровней развития и личностных характеристик спорящих.
Рада буду услышать возражения))
Алина.
Алина Графова 11.07.2017 13:49 Заявить о нарушении
Не буду, наверное, возражать - думаю, что ты в этом права. Возможно, мне следовало бы сделать оговорку, что подразумевается ситуация, когда люди не раздражены, не испытывают друг к другу неприязни и т.д. Но, возможно, мы никогда не можем быть уверены наверняка, что все эти условия соблюдены...
Тимур Бегбедер 11.07.2017 14:51 Заявить о нарушении
Всё-таки продолжу. Тех замечаний, с которыми ты согласился, было бы недостаточно. Я привела самые грубые и явные примеры. Если же посмотреть чуть глубже. То, продолжая пока только тему эмоциональной сферы, например: ты приводишь какой-то очевидный для тебя факт, например, шум воды - успокаивает. А оппонент заявляет, что шум воды - вызывает страх и тревогу (если он когда-то чуть не утонул). И такие понятия, слова-триггеры могут быть абсолютно непонятны тебе, а иногда и недоступны сознанию собеседника. Возникает непонимание, и невозможность достичь соглашения, пока эти факты не всплывут на поверхность и не будут осмыслены обоими собеседниками.
То есть, чтобы достигнуть договорённости в споре, собеседники должны не только ясно осознавать себя, свои триггерные точки, или хотя бы свои белые пятна, но и пытаться представлять весь спектр возможных истоков убеждений своего оппонента. Это доступно немногим...
Большое внимание проблеме, я бы сказала, высокого искусства спора уделил Гессе в "Игре в бисер". Если ты помнишь, между Кнехтом и Дезиньори, между человеком духа и человеком мира.
Вот прямо захотелось эссе написать: "Как договориться в споре":)) Но, по своей лени, скорей всего, не напишу.
Спасибо за стимул к размышлению))
Алина.
Алина Графова 12.07.2017 00:11 Заявить о нарушении
Тимур Бегбедер 12.07.2017 13:38 Заявить о нарушении
Тимур Бегбедер 12.07.2017 13:40 Заявить о нарушении
Вот интересно, почему все постоянно советуют тебе что-либо прочесть? Вместо того, чтобы что-то объяснять, мне тоже хочется присоединиться к этому хору, и напомнить, что тебе недавно очень захотелось перечесть "Степного волка". Это как раз по поводу моих трудностей с мотивацией... Хотя, даже на мой малоосведомлённый взгляд, у тебя уже чрезвычайно длинный список первоочередных книг для прочтения:))
А по поводу твоих последних замечаний о продавливании своего "частного мнения по частному вопросу". То здесь речь скорее идёт о желании выиграть спор, а не договориться в споре (т.е., как я сначала поняла твой посыл, найти истину). И это две совершенно разные плоскости рассмотрения вопроса. Если взять, например, психологию, то по первой теме следовало бы обратиться к коучингу и медиации, а по второй - к глубинной психологии (здесь, для простоты, я не делаю подразделения по направлениям).
Алина Графова 13.07.2017 19:15 Заявить о нарушении
Алина Графова 13.07.2017 22:34 Заявить о нарушении
По поводу разделения ситуаций "выиграть спор"/"найти истину в споре" - очень важная ремарка. Я, почему-то, не уделил в своем эссе достаточного внимания постановке задачи. Наверное, неявно, я подразумевал нечто промежуточное между этими крайностями: выиграть спор, но по причине того, что твоя точка зрения "правильная", и оппонент это признает. Мне не пришло в голову рассмотреть ситуацию, когда в процессе спора оба спорщика осознают, что оба были неправы... Возможно, потому что писал под впечатлением эмоций от недавнего спора и с ощущением того, что уж в том-то споре был прав)))
Тимур Бегбедер 14.07.2017 18:20 Заявить о нарушении