На уютной веранде. Мини-миди-максиатюра

          
На уютной веранде сидели две закадычные подруги. Лолита допела последние строки и звук телевизора был приглушён. Песню о женской дружбе они всегда слушали с огромным удовольствием и даже иногда тихонько подпевали. Её слова запали им в душу и, естественно, песня понравилась сразу и безоговорочно. Оля даже сказала, что за ними точно подглядывали и подслушивали, иначе стопроцентному попаданию нет никакого объяснения.
 Добротный стол был накрыт белоснежной скатертью. В его центре возвышалась бутылка сухого красного испанского вина. В хрустальной четырёхугольной вазе горкой лежали фрукты, Плитка пористого чёрного шоколада и коробка конфет "Коркунов" расположились между двумя изящными фужерами. Солнечные лучи,преломляясь в многочисленных гранях горного хрусталя, насыщали чудным светом налитое вино - при одном только взгляде на него уже ощущалось лёгкое опьянение. Присутствовал и неизменный атрибут их застолий - натуральный сок.
- А помнишь, Оля, как он любил здесь сидеть? Он мог часами не вставать со своего любимого кресла-качалки. Порой даже забывал о сигарете. Достанет её из пачки и, слегка покачиваясь, медленно-медленно мнёт её пальцами. Зажигалка лежит рядом на журнальном столике, а сам он внимательно так смотрит на разросшуюся берёзу или яблони и думает, думает... Уже табак почти весь в пепельницу высыпался, а он всё сидит и смотрит. Потом вдруг швырнет сигарету в сторону, достанет блокнот и быстро-быстро начинает писать.
 Она тяжело вздохнула и продолжила:
- А картины! Он же рисовал их исключительно по ночам. Казалось бы - художнику нужен яркий солнечный день, а тут ночь. Но картины-то получались удивительно светлыми и сочными! Мне кажется он сам излучал на холсты какой- то удивительный свет и они его теперь отражают. Просто Мистика!
А копии.Он же был настолько ошеломлён Сезанном,что сделал несколько копий его картин.Скажу тебе честно - я видела в Эрмитаже работы Сезанна. По-моему наши ничуть не хуже.
Она поднесла к глазам бумажную салфетку, но не притронувшись даже к ресницам, положила её обратно на стол.
- А его стихи! Они рождались моментально. Многие хороши, а некоторые просто чудо - так и трогают душу!
Она опять сделала попытку вытереть слёзы.
- Вот послушай, это кажется из какой-то зимней ночки

       ... Чуть поскрипывает фонарь,
          На цепях раскачавшись, под аркой...

- Ты знаешь, я сразу вспоминаю наш дом,толстовский дом. Он,кстати, там родился и жили мы в коммунальной квартире на четвёртом этаже. Просторная, высотой в три этажа,с прямоугольными колоннами арка этого дома выходила на набережную реки Фонтанки.Частенько были ветра и фонарь действительно раскачивался и скрипел - не мерзко, не назойливого,а как-то благостно. А эта игра теней на сводах...Ой,да что это я тебе рассказываю - ты же в курсе.
 Или вот ещё:

        ...Дрожа чернеющим телом,
           Вдоль стены пробирается кошка...

- Ты же знаешь, я не любительница всех этих домашних кошечек, собачек, птичек,рыбок... А читаю его слова и ладонями чувствую эту дрожь, дрожь не от страха ,не от холода, а от одиночества.
- Или такая строка:

  ... В глуши оглушённый глушью...

 Всё здесь есть в этой строке. Что ,где и как. Триединство какое-то. И писал-то он о любви,о времени, о нас, о себе...  И так трогательно.
 А его миниатюры - порой о двух строках пигалица, а хохочешь минут десять. Нет, умел он взглянуть необычно на обычное.
 А каким весёлым был! Заводипа среди детей и взрослых. Душа любой компании. Искрометность - это о нём. Просто перт..перпет... вообщем, настоящий вечный двигатель.
 Правда романа он так и не написал,ни одного, да и повести тоже. Но он же работал по двенадцать часов. А график - три через три. И всё на ногах. И ещё дача.. Тебе ли соседушка не знать сколько надо на ней строить, сеять и пахать.
 А стариком он так и не стал. Ему же только через два месяца исполнилось бы сорок девять лет. Всего сорок девять!
Есть у него стихотворение, посвящённое другу, рано ушедшему туда. В нём, я помню, есть такие строки:

    ...И мыслью поделюсь,
       Быть может, новой -
       До встречи, Игорь,
       Извини, не скорой.

И прошло-то всего пятнадцать лет.Теперь уже наверное встретились.
Она  тяжело вздохнула и замолчала.
 Ольга, застывшая в кресле как статуя, широко открытыми глазами изумленно смотрела на подругу.
 Вино было слегка пригублено.
 На дворе был полдень первой годовщины...

Всё это будет гораздо позже, а сегодня,как обычно,сыпались упрёки и назревал скандал:
- Ну что ты там расселся? Хватит бездельничать! Только одна курежка на уме! Писатель хренов! Почему я  должна пахать как лошадь? И когда наконец-то будут готовы грядки? Сажать пора а у тебя всё разворочено! Что значит устал? Что значит работаешь по двенадцать часов? И хватит мне про свой дурацкий график! С ночной? Отоспаться? Ты видел,чтобы я жж-нибудь днём спала? Ночью спать надо, а не картинки малевать! И хватит острить! Твой плоский юмор здесь неуместен! Одни только хиханьки в голове! Что с тобой будет в пятьдесят, если уже сейчас всё из рук валится? ...

В такие моменты Оля,если она находилась у подруги, старалась исчезнуть как можно быстрее.


Продолжение следует.


Рецензии
Тот случай, когда писать отзыв не очень-то и хочется.
Потому что сделана попытка написать душевное, щемящее, искреннее, по-настоящему трогательное произведение, но ... у меня совсем нет уверенности, что попытка удалась.
Однако, заказано - значит, заказано.
Одно радует: всё нижесказанное не более, чем моё субъективное мнение.

Сразу и однозначно: клеймо "из жизни графомана" - это плохо и не нужно.
Автор то ли кокетничает, то ли попросту лжёт и себе, и читателю, потому что по всему тексту рассказа будут рассыпаны более чем прозрачные намёки, что не был герой графоманом, не был.
Графомания - это "патологическая страсть к многописательству, к сочинению произведений, претендующих на публикацию в литературных изданиях" (из Википедии).
А по тексту?
Патология не просматривается. Напротив, у героя есть другие интересы - например, он пишет картины.
О претензиях на публикации, вообще, ни слова.
Потом, вообще, оказывается, что некоторые произведения даже переживают автора.
Так зачем же это клеймо?

Далее - главная нестыковка.
Героиня - профессиональный высококвалифицированный не кто-нибудь, а филолог!
- я могу поверить, чтобы просто женщина после смерти мужа вдруг, ни с того, ни с сего впечатлилась его литературным наследием, но для профессионала это нонсенс;
- я могу поверить, чтобы просто женщина, как какая-нибудь базарная хабалка, постоянно (!) скандалила бы с мужем из-за того, что тот "бездельничает", но чтобы так вела себя замзавкафедры филологии - нет, не верю;
- филолог не может выговорить "перпетуум мобиле"? ага, щас!

Словом, героиня в начале рассказа и героиня далее - это две совершенно разные женщины. Абсолютно разные.
Вообще, долговременный семейный союз филолога и непризнанного литератора (судя по скандалам - не особо талантливого по тогдашнему мнению жены) выглядит неправдоподобно. Жена-филолог либо отвратит мужа от пустописательства, либо они скоренько разведутся.

Да, и ещё...
В России девять дней как-то не так отмечают. Не вином с шоколадками. И не вдвоём с подругой. Что за дружеские посиделки вместо нормальных поминок? Где дочери, родственники, друзья?

Но - чем дальше по тексту, тем лучше. Тем теплее на душе.
Воспоминания, размышления, Жизнь...

Жизнь, в которой любовь побеждает смерть.
В которой смерть - это всего лишь продолжение Жизни, пусть и в другом качестве.
========

Мой (очень и очень субъективный) вывод: попытка не засчитана.
Но рассказ стоящий.
И с ним автору надо бы хорошенько поработать.
И себя поменьше жалеть.
Так думаю.
Не серчайте.

Павел Лобатовкин   21.11.2017 08:29     Заявить о нарушении
Спасибо!

Сотр 1   21.11.2017 22:46   Заявить о нарушении
Павел!
Ещё раз спасибо за столь детальный разбор "полётов". Сначала мне подумалось, что это место не столь уместно для дискуссии, но оставлять без внимания Виши замечания "это не комильфо".
Как там у Ивана Петровича Мятлева -

"Как хороши, как свежи были розы ...",
Но уж очень шипы остры
И листы неумелой прозы
Обратились в яркие костры.

Шутка.

По поводу клейма - у меня отношение к графоманству, если не трепетное, то уж с пониманием и сочувствием - точно. Ещё в прошлом веке прочитал стихотворение Николая Доризо:

Поднимаются ночью,
Тайком от семьи,
И мостят
Свои строки тернисто.
И тайком от семьи
Тратят средства свои
Не на девушек -
На машинисток.
Шлют свои бандероли
Опять
И опять,
И не спят,
И рискуют,
И смеют.
Как им нужен
Божественный дар -
Не писать,
Но они
Не писать
Не умеют!
Как обидно и горько звучит:
Графоман -
Для поэта и для музыканта!
Графоман -
Это труженик,
Это титан,
Это гений,
Лишённый таланта.

Как здорово и точно!

Слово " гений" к Л.Г. не отношу, но он "рисковал и смел".
И нет в " Веранде" ни лжи, ни кокетства. Просто Л.Г. получил признанием понимание на уровне семьи. Да, для домочадцев он единственный, кто оставил после себя такой след, и не более. В этом и заключается, на мой взгляд, его принадлежность к полку графоманскому. Не случилось стать более масштабным, но он и не стремился к этому, трезво оценивая свои писательские способности. Может быть так?
И отсюда вытекает следующий момент:
Его жена - высококвалифицированный филолог, к тому же преподающий и на подфаке абитуриентам всё необходимое для вступительного экзамена, знающий зарубежную и русскую литературу не по наслышке, а в силу профессиональных обязанностей. Он себе ясно представлял, что она могла бы сказать о его литературных потугахи, будучи уверенным в несовершенстве своих "творений, хранил их в дальнем ящике письменного стола, в отличии от тех нескольких картин, написанных ещё в те годы, когда казалось всё возможным и достижимым, дай только время. А время шло.
В тексте, к сожалению, не обозначено, что уже после его смерти она случайно наткнулась на его литературные опыты.
Тут я с Вами, Павел полностью соглоасен.
Насчёт женского характера - ну склонны они к переменам. Один всего лишь шаг им нужен от любви до ненависти. И шастают они так взад-вперёд многие годы.
Не может выговорить - так факт оговорки запинок телеведущих, дикторов на радио, докладчиком ...- любых представителей разговорного жанра общеизвестен.
Относительно дня девятого - согласен полностью и безоговорочно. Косячище. Спасибо. Уже исправил.
Почему я обратился Вам, Павел? Дело в том, что " Веранда" мой первый опыт. Да, да. В своём "нежном" возрасте неожиданно для себя я "укрупнился" - отсюда и подзаголовок мини-миди-максиатюра. Сейчас у меня в работе "Кофе в постель". Чувствуя, что не всё так гладко с "Верандой", захотелось узнать где и какие "грабли" разбросаны по тексту, чтобы не наступать на них снова.
Огромное Вам спасибо - Вы отметили.
Так что не осерчал я ни разу.

Творческих Вам успехов.

С теплом, SoTR.

P.S.

Кстати, 'Два в одном" - шутливая отзовушка на "шипы".


Сотр 1   27.11.2017 04:16   Заявить о нарушении
Спасибо.
Удачи вам!

Павел Лобатовкин   27.11.2017 04:34   Заявить о нарушении
Взаимно!

Сотр 1   27.11.2017 04:53   Заявить о нарушении
Простите, что вклиниваюсь. Но в защиту автора хочу сказать, что женщины все могут. Иду один раз по улице. Впереди меня две женщины, лиц не вижу, но по нижней части спины определяю, что им чуть за сорок. Стильно одеты, милый щебет на высокие темы. Иду и любуюсь ими, думая о том, как они женственны, как красив их слог. И вдруг одна нечаянно споткнулась. "*лядь!" - вырвалось у милашки. И портрет Прекрасной незнакомки лопнул по центру.
Женщины - актрисы, они любят обожествлять то, что им уже неподвластно.
С уважением
МЛ

Маленькаялгунья   04.05.2018 11:29   Заявить о нарушении
Спасибо!
И такие женщины бывают.

Сотр 1   04.05.2018 11:37   Заявить о нарушении