Шитик, гребное судно - этимология

1) Существующая этимология

а) Викисловарь

Значение: нар.-разг. плоскодонная лодка, плоскодонное речное судно. Этимология – нет. 

б) Этимологический словарь Макса Фасмера/Шитик

I "морское парусное судно с обшивкой, мелкое речное судно", арханг. (Подв.), поволжск. (Даль), сиб. (Даль), "два связанных друг с другом корыта, заменяющих лодку", сарапульск. (ЖСт., 1901, вып. 1, стр. 95). Объясняется как "лодка с нашвами, нашитыми бортами" (Даль 4, 1441); ср. вариант шить – то же, сарапульск.; несомненно, от шить, шью.

в) Словарь церковно-славянского и русского языка, 1847 г.

В Камчатке: плоскодонное водоходное судно с палубой. 2. Стар. Водоходное судно, по обвязке обшитое тонкими досками с внешней и внутренней стороны. «Учнуть продавать дощаники или шитики». Акты истор. V, с. 207. (Воеводский наказ, о должности Якутского таможенного и заставного головы, 1685 г.).

2) Древнерусское судостроение, килевые и плоскодонные лодки-судна

а) В килевых лодках на нижнюю балку  (киль)  крепятся все элементы судна, она проходит посередине днища от носа  до кормы и обеспечивает прочность корпуса. Килевое судно быстрее и устойчиво на волне, киль не даёт судну дрейфовать (отклонение судна под влиянием ветра или течения), используются на водоёмах глубиной более 2-3 метров (крупные реки, озёра, море). Плоскодонные  – суда с плоским днищем, применяются на малых и средних реках (глубина 2-3 м.) со спокойным течением и озёрах, не устойчивы на волне.
 
б) Судостроение

В древнерусском судостроении  X-XV вв. не было стандартизированных типов кораблей и лодок, каждый мастер работал индивидуально, «подгонял» судно под требования заказчика для применения в определенной сфере хозяйственной деятельности (перевозка груза и людей, военная или промысловая деятельность). Построенное судно также подвергали модернизации в связи с возникшими потребностями, например, речную вёсельную лодку «шитик» переоборудовали в малый парусно-гребной корабль типа река-море, которое также называли «шитик».

Распространена была универсальная конструкция - килевые лодки класса река-море с малой осадкой (0,5-1,5 м), при наращивании бортов лодка превращалась в малый морской корабль, соответственно увеличилась  грузоподъёмность и осадка (до 2,5 м). Размеры судов существенно отличались, под термином «ладья» мы встречаем судно промыслового типа с экипажем в 5-6 человек и военные ладьи, которые вмещали до 40 воинов, с 1151 г. в письменных источниках зафиксирована палуба. В XVIII веке по берегам Белого моря насчитывалось 48 центров судостроения, ежегодно строилось и продавалось 20-30 различных судов.

3)Общие сведения о шитых лодках-кораблях

а) Суда севера России; http://shiphistory.ru/severr.htm

Шитик - парусно-гребное судно новгородцев. Использовалось в XI-XV в.в. Имело длину 12-15 м., ширину 3-4 м., грузоподъемность 15-24 т. Шитик имел одну мачту с прямым парусом, весла и навесной руль. Доски обшивки судна крепили к набору и сшивали друг с другом жгутами из мочала или вицей. Парус и оснастку выделывали из шкур. В средней части судна располагался навес для защиты груза от дождя, в корме - кубрик для команды. В XIII веке шитик был наиболее распространен как транспортное судно поморов.

* По данным XIX века, судно «шитик» имело следующие характеристики: длина 9-15 м., ширина 3, 4 м., осадка 0,6-1,2 м., грузоподъёмность 24 т.

б) Альманах «Соловецкое море». № 3. 2004 г. Михаил Наймарк. Несколько проектов по реконструкции традиционных шитых судов Русского Севера (статья сокращена)
 (Рекомендую интересующимся читателям работу прочитать полностью, автору – благодарность, за качественно выполненное историческое исследование.)
http://solovki.info/?action=archive&id=205

«Современный человек имеет весьма поверхностное представление о том, как выглядели суда в прошлом (даже и не столь отдаленном), как реально ощущал себя мореплаватель на борту, и каково приходилось строившим эти суда мастерам, не имевшим в распоряжении не только привычных сегодня инструментов, но даже готовых досок и гвоздей.
 …Так, среди прочего, имеются документальные сведения о том, что практически все, даже крупные морские суда новгородцев, северных поморов, саамов, карелов и других народов на протяжении многих веков не имели металлического крепежа — никаких гвоздей, заклепок, скреп и тому подобного не использовалось.
Преобладающая технология скрепления досок обшивки между собой напоминала сшивание ткани ниткой — причем в качестве «нитки» чаще всего использовалась так называемая вица — либо длинный гибкий корень, либо побег некоторых пород дерева, завитый особым образом для придания ему гибкости. …

Эта технология в судостроении столетиями сосуществовала и успешно конкурировала с более дорогостоящими и современными методами, гвоздями и заклепками, во многих районах Севера России (Карелия, Архангельская и Мурманская области), и в Финляндии шитые лодки встречались еще 70 лет назад. Железный крепеж имели в первую очередь крупные суда, принадлежавшие богатым владельцам, а также суда военные; бедный крестьянин или рыбак не мог себе этого позволить. В «медвежьих углах» Севера России гвозди часто становились дефицитом даже в ХХ в. при советской власти. …

В период своего расцвета в XVI–XVII вв. технология шитья в судостроении применялась во впечатляющих масштабах: так строился весь флот северных поморов, шитые кочи достигали 100 т водоизмещения и регулярно ходили из Колы (близ современного Мурманска) до Шпицбергена, который тогда имел русское название Грумант. В XVII в. кочами обслуживался важный торговый путь — «мангазейский ход» — из Архангельска и Холмогор в город-колонию Мангазея, основанную поморскими купцами в Обской губе вблизи устья реки Таз. …

Кроме кочей, у поморов были разнообразные суда меньших размеров — шняки, карбаса, раньшины, кочмары, шитики, соймы и др. …».

* О реконструированной шитой шняки: «На веслах судно идет легко, даже один гребец без проблем может выгрести против умеренного ветра; с полной командой из четырех гребцов скорость достигнет 5–6 км/ч. Под парусом, судя по всему, шняка может развивать до 10–15 км/ч,…».

* «К примеру, в сталинские времена считалось самым обычным делом, если две женщины на водлозерке (сшитая лодка) за день пройдут на веслах 40 км, несмотря на встречный ветер, чтобы завезти товар в райповский магазин или доставить почту. Таких примеров множество».

4) Применение термина в русском языке

а) Национальный корпус русского языка

В литературе Национального корпуса (1800-2015) термин шитик фиксируется с 1836 года, пик применения 1930, что понятно, освоение Севера, Сибири и Дальнего Востока в советское время, происходило в основном в бассейнах сибирских рек.

* Ф. П. Врангель. Путешествие по северным берегам Сибири и по Ледовитому морю (1841): «В 1760 году якутский купец Шалауров построил при реке Лене на собственное иждивение галиот (по Коксу, шитик), на котором намеревался совершить плавание вокруг северо-восточной Азии в Великий океан или в Камчатку».

* П. И. Мельников-Печерский. На горах. Книга первая (1875-1881): «Дощаник ; с палубой не над всем судном, а только над серединой ; гребное, а в случае благоприятной погоды и парусное. Шитик ; мелкое судно, крытое округлою палубой. Шитик и дощаник поднимают до тысячи пудов грузу».
 
5) Обобщение и вывод

Термин «шитик» фиксируется в русском языке с 1685 года, ниже указанной даты найти примеры применения не удалось.

* Итак, в Северной Руси, а позже в Сибири и на Дальнем Востоке, были распространены «шитые» лодки-судна, находки археологами металлических частей крепёжа частей судна (гвозди, заклёпки) редки. Маловероятно, чтобы метод «сшивания» частей корабля дал название одному лишь типу лодок, а другие, они ведь все были «сшиты».

* Целесообразно рассмотреть специальный судостроительный термин «шитик» в связи с размерами и назначением судов. Морские суда, как правило, имеют большие размеры и основным движителем у них служит – парус, морской корабль древнерусской постройки веслами против ветра и течения не сдвинешь, они конструктивно не были приспособлены для движения за счет усилий команды гребцов. А вот малые килевые лодки-суда типа река-море прекрасно ходят под веслами (2-4 пары гребцов) и под парусом.

* Колонизация Севера и Сибири носила государственный (казаки, стрельцы) и монастырский характер (священники и монахи), монастыри были единственными культурно-религиозными центрами и владели значительными территориями. Царь Фёдор I Иоаннович в 1591 г. определил владения Соловецкого монастыря: «Пожалованы были государем Соловецкому монастырю волости: «Кемская вся, Подужемская, Пебозерская и Маслозерская; также находящийся в Кемской волости Муезерский монастырь» (волость – административный округ, земля.)

В этом удалённом от культурных центров России монастыре была крупная (по тем временам) библиотека, в монастырской переписи  1676 г. указано 948 рукописных и 530 печатных книг богословского содержания, а также хронографы, грамматики и др., среди них 5 древнейших рукописей XIII-XV веков.   Для сравнения, в  Европе, в XVI веке фонд библиотеки Ватикана – 4000 томов, в библиотеке Сорбонны (Парижский университет) по описи 1338 г. – 1700 книг.

Вывод
Целесообразно рассмотреть термин в связи с библейскими образами и лексиконом, Беломорье – монастырская вотчина, в судостроительном термине «шитик» может быть заложен библейский термин, указывающий на  гребной тип судна класса река-море; сознание и мышление русского человека вплоть до 1917 года было религиозным.

6) Терминология иврита и библейский образ

а) Терминология

Приведём термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим корень – ШИТИК = ШИТ+ИК, уберём гласные (иврит язык согласных, древняя традиция) = Ш.Й.Т.+ К.

У нас сразу же «выплывает» соответствующий классу судна река-море библейский термин ШУТ, ШАИТ весло, плавать на судне, гребля; без огласовок = Ш.Й.Т.
 
* русск. ШИТИК = ШИТ+ИК = Ш. Т. + К = ивр.  форма без огласовки Ш.Й.Т., с огласовкой ШАИТ  весло, гребля (от ШУТ, ШАТ плавать, вести по воде (о судне)) + К как, подобие. Однокоренные формы: ШУТИТ гребная лодка, байдарка; ШАИЕТЕТ флотилия.
 
Источники
 
* Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878 г.
http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_485.htm

* См. стронг термина иврита 7885, ШАИТ весло, гребля.

б) Библейский образ

* Исаия 33:21: «Там у нас великий Господь будет вместо рек, вместо широких каналов; туда не войдет ни одно весельное (ШАИТ) судно, и не пройдет большой корабль».
* Иезекииль 27:26: «Гребцы (ШУТ) твои завели тебя в большие воды; восточный ветер разбил тебя среди морей».

Таким образом, опираясь на материалы  исследователя Михаила Наймарка и библейскую терминологию, мы установили соответствующее судостроительной действительности содержание древнерусского слова.  Термин ШИТ+ИК обозначал килевую лодку класса река-море, которая использовалась в прибрежных водах, на озёрах и реках, основным движителем были вёсла, т.е. ШИТИК -  гребное судно. При проведении модернизации лодку превращали в морское судно, старый термин сохранялся.
 
3.7.2017 г.


Рецензии