Новый директор. глава 2. От мира сего

    НОВЫЙ ДИРЕКТОР

 - Знаешь, к нам назначили нового директора,- Галина Петровна сообщает новость своей коллеге Валентине Анатольевне, только что вышедшей из отпуска.
 – Кого, интересно?
 - Говорят, что человека из отдела народного образования, методиста. Я его видела мельком. Недавно он приходил в школу. Очень уж красивый мужчина. Говорят, что строгий, своё дело знает.
 -  Поживём – увидим.
  Кабинет директора находится на первом этаже.  Пока его открывают заместители директора. Новый учебный год начали без директора. Без него проучились весь сентябрь месяц.  Осудили старого директора за какие-то грехи – учителя ждали нового. Ребятам всё равно: есть директор или нет. Коля Воробьёв срывает уроки или вообще не является в школу. Володя Никитин прошёлся по узкому тёмному коридору второго этажа в чёрных перчатках, ужасно не понравился новой учительнице русского языка Нине Александровне, прежде работавшей инспектором городского отдела народного образования при горисполкоме, не привыкшей к школьной жизни,  представляющей её идеальной. Она остановила подростка, сделала замечание, на что Володя пригрозил ей кулаком. Нина Александровна подняла шум на всю школу. Привела ученика в мой кабинет.
- Никакой дисциплины! Страшно пройтись по школе!- почти кричит на меня Нина Александровна, - Вы главный воспитатель. Почему Вы позволяете вот таким, как этот, ходить по школе в недозволенном виде и угрожать мне кулаком?
  Володя стоит в моём кабинете в своих модных кожаных перчатках.
- Нина Александровна, пожалуйста, оставьте нас с учеником. Я с ним поговорю индивидуально, - прошу я учителя.
- Почему без меня? Я его привела. Хочу, чтобы беседу с ним провели при мне.
- Кричать на него я не буду. Ещё раз прошу Вас оставить меня с учеником наедине.
  Учительница покинула кабинет, сказав:
- На совещании я обязана доложить об этом инциденте всему педагогическому коллективу.
  Я поблагодарила Нину Александровну, и она, хлопнув дверью, покинула нас с подростком.
- Садись, Володя. Скажи, пожалуйста, что случилось? Почему Нина Александровна привела тебя ко мне?
 Мне самой-то недавно стукнуло тридцать лет. Считала себя уже человеком зрелым и очень опытным. Но детей-сирот и полусирот я защищала всегда, не давала их в обиду. Знала: подросток-восьмиклассник Володя Никитин  воспитывается без отца, мать с утра до вечера занята на работе. Володя рассказал мне правду. Я в этом нисколечко не сомневалась. Учительница, заметив парня в чёрных перчатках, идущего по коридору, остановила его и приказным тоном сказала: « Сними перчатки! Сними немедленно!»
- Володя, ты виноват перед взрослым человеком, поэтому должен извиниться, ласково обратилась к подростку.- Ты же ни на каком учёте не состоишь, хотя учителя тебе делают замечания за различные правонарушения. Так?
- Так.
- Что будем делать, решай сам. У меня много дел. Отчёт вот к завтрашнему дню надо подготовить. Ты посиди и подумай. Решишь – скажешь. Договорились?
- Договорились. Думать не буду, сразу скажу. Ладно, извинюсь, хотя она мне очень неприятна. Лучше бы она меня избегала, в глаза не попадалась.
 Через два дня состоялось совещание при директоре школы. Венедикт Яковлевич, новый директор, познакомился со своими заместителями – это было сделано корректно, тактично. Чёток в высказываниях. Действительно, красивый мужчина средних лет, высокий, темноволосый, очень сдержанный. В школе появился в тёмно-синем костюме, подтянутый, аккуратный,  в туфлях, начищенных до блеска, на что многие обратили внимание. Его встретили по-разному: многим понравился сразу, кому-то не пришёлся по вкусу тут же. 
  Для совещаний, собраний Венедикт Яковлевич оборудовал отдельный зал: рекреацию второго этажа превратил в малый читальный зал, библиотеку перевёл в одну из классных комнат, теперь оказавшейся в малом зале. Расставили столы, стулья, прямо у входа в зал, перед столами-партами поставили небольшую, очень удобную  трибуну. Это произошло за два дня. Первое производственное совещание, проводимое им, новым директором. В малый зал он вошёл точно по указанному времени, поздоровался со всеми присутствующими, представил коллективу повестку дня, дал слово первому выступающему – и пауза: за спиной директора в зал  входят опоздавшие учителя. Опоздали, как обычно, на три-пять минут. Такие опаздывания и учителей, и детей постепенно прекратились.  Работал, жил по принципу: не всё, что приятно и желанно для меня, приятно и желанно для других.

                « « « « «

  Всё познаётся в сравнении. Вот педагогический совет, проводимый через двадцать лет на другом конце России, при другой политической системе в одной из школ Западной Сибири, куда меня забросила нелёгкая судьба. Школа работает в две смены. Закончились уроки первой смены, через час начнутся занятия второй смены. Педсовет – между сменами. В кабинет №28, где состоится педсовет, заходят учителя. Они идут то с ученическими тетрадями, с классным журналом, то с портфелем. Все парты учебного кабинета заняты, значит, присутствует большинство. Без дела никто не сидит: проверяют тетради, читают книги, заполняют классные журналы, рассказывают друг другу последние новости. Поглядывают на часы - должен бы уже начаться педсовет.  Начальство запаздывает. Часы бегут, время идёт: пять, десять, двадцать… минут. Наконец-то! Важно входят в кабинет директор и его заместитель. Позже выяснилось, что задержались из-за решения, оно было не готово: секретарь педсовета на больничном. Извинений насчёт опозданий не последовало. 
  На повестке дня два вопроса. Надо торопиться. Педсовет ведёт директор школы Фаина Фёдоровна Федоренко. Она говорит важно, красиво, обращая внимание на учителей, занимающихся посторонними делами, но безгласных замечаний, выжидая, что те сами прекратят проверку тетрадей, заполнение классных журналов. Однако терпение её лопнуло – сказала:
- Что это Вы так себя ведёте? Нина Петровна, несите сюда классный журнал. Вы мешаете мне говорить, я должна отвлекаться от темы. Что такое педсовет? На нём решаются важные вопросы, а Вы не слушаете. Людмила Николаевна, отложите тетради в сторону.  Сейчас Софья Владимировна расскажет об уроках, которые она посетила в течение четверти. Вторая четверть короткая, в конце декабря пройдут новогодние ёлки, поэтому каждый учитель к уроку готовится серьёзно, применяя наглядность, технические средства.
- Фаина Фёдоровна, в кабинетах технических средств нет. Я работаю с начала открытия школы. Тогда учебные кабинеты были оснащены телевизором, кодоскопом, по всем предметам было богатое наглядное пособие. Куда всё это подевалось? Списали? Перед уходом в отпуск я сдала завхозу в хорошем состоянии телевизор, проигрыватель и часы, купленные в подарок классу родителями. Где всё это?
- Галина Семёновна, Вы мешаете вести педсовет. Потом вопросы. Слово предоставляется моему заместителю Софье Владимировне. Говорите прямо, не скрывайте, учителя должны знать о хороших уроках и об уроках, каких не должно быть. Скажите о молодых учителях.
  Софья Владимировна подошла к столу, раскрыла журнал посещений уроков, держит речь.
  Молодая учительница истории ловит каждое слово завуча: это же её первая школа, первый директор.
- Ой, ко мне ведь тоже пойдут на урок. Боюсь, - шепчет учительница истории Елена Николаевна рядом сидящей учительнице русского языка, студентке-заочнице Татьяне Андреевне. – Тань, не проверяй, брось тетради. На нас смотрят.
  Педсовет прерывает первый звонок второй смены.
- Вот, видите, мы ничего не успели. Ну что ж, учителя второй смены решение педсовета прочитают у секретаря…


Рецензии
Здравствуйте,Роза Арслановна!Наверное,редко где все учителя являются единомышленниками директора. Обязательно найдутся "скрытые" противники.А это привносит в работу коллектива разобщающие нотки.И поистине тот директор -настоящий педагог,который может говорить нормальным языком и с учителями,и с учениками.Вроде бы Ваш Венедикт Яковлевич из таких.На все школы таких директоров не напастись,к нашему всеобщему сожалению,и это давняя наша российская проблема.Вроде бы и просто ларчик открывается:обеспечить педагогам достойную зарплату,произвести набор в педвузы молодых людей,увлекая их соответствующими посулами и льготами,и готовыми работать на ниве педагогики,а не вилять потом в сторону.Это было бы хорошим началом для нормальной школьной жизни.И ПОТОМ не оставлять ни учителей, ни учеников наедине с их даже малейшими проблемами.Вот закончил мечтаниями почти,как у Томаса Мора из "Города Солнца".
Будьте здоровы и успешны,Роза Арслановна!
C искренним уважением-Владимир.

Иван Столбунов   05.02.2019 12:20     Заявить о нарушении
Владимир, здравствуйте! СПАСИБО, что начали читать главы повести "ОТ МИРА СЕГО" о школьной жизни, об учителях и их учениках. ЧЕЛОВЕК ОТ МИРА СЕГО - так назвала директора школы именно ВЕНЕДИКТА ЯКОВЛЕВИЧА. Я специально сравнила два ПЕДСОВЕТА, двух ДИРЕКТОРОВ, сопоставила Венедикта Яковлевича и женщину-директора. Мы здесь, в Нижневартовске, боролись почти пять лет с администрацией во главе Фаиной Фёдоровной Хоменко и её замом. Нас поддержала администрация города и помогла милиция. Ей дали 24 часа, чтобы ОНА покинула не только школу, но и страну.

Роза Салах   05.02.2019 15:43   Заявить о нарушении
Добрый вечер,Роза Арслановна!а моего ничего не хотите почитать?
С уважением

Иван Столбунов   05.02.2019 19:45   Заявить о нарушении
Хочу, Владимир, прямо сейчас и к Вам отправлюсь. Очередь подошла на "ПРОТЕЗИРОВАНИЕ"- два дня занималась в стоматологии. В очереди стояла два года. Владимир, до встречи! Прошу извинить.

Роза Салах   05.02.2019 19:53   Заявить о нарушении
А у нас никакой очереди,только в кассу постоим,оплатим и вперёд!

Иван Столбунов   05.02.2019 20:06   Заявить о нарушении
Точно такая же история у нас. Но я стояла в очереди, чтобы получить бесплатные услуги. Я - ветеран труда федерального значения, поэтому использую частичное бесплатное протезирование. Сегодня мне вставили один зуб, через неделю - следующий...

Роза Салах   05.02.2019 20:19   Заявить о нарушении
А у нас всех сравняли.У Вас регион побогаче.

Иван Столбунов   05.02.2019 20:43   Заявить о нарушении
Это верно: "у нас регион побогаче". Спокойной ночи!

Роза Салах   05.02.2019 20:54   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.