Среди людей. Глава 22. Полина Михайловна

      Как бы ни были отвратительны некоторые взрослые, доброе мнение о большинстве наших приятелей и соседей я сохранила. Но они навсегда оставались только мамиными друзьями. Мне не хватало собственного старшего товарища - умного, чуткого, имеющего жизненный опыт и безоговорочный авторитет.

      Родители на эту роль не подошли. С отцом мы совсем не общались, мамины праведные советы подростковый противоречивый дух отвергал без разбора. Я настойчиво искала неродственную близость и оглядывалась по сторонам, определяя пример для подражания.
      Маленькая Нина ещё не понимала эту внутреннюю смуту, сверстники волнующими вопросами не обременялись. Книжные постулаты вдохновляли на высокие мечтания, но важность мудрого слова, сказанного живым человеком, стала первостепенной.
      Желанная встреча состоялась в сентябре. В школе появились новые ученики и преподаватели, естественный интерес возник к одним и другим. Особенно он коснулся Полины Михайловны. Учительница физики взвалила на себя классное руководством в нашем необузданном восьмом, не предполагая тяжести принятой ноши.
 
      Предыдущие педагоги больше года на этой должности не держались и под ликование местных хулиганов сдавали полномочия следующему несчастливцу. Никто не сомневался, что знакомая ситуация повторится. Настороженность неприветливых учеников зависла мутным сгустком, я заранее сочувствовала молодому преподавателю.
      Её звучная фамилия Князева выделялась отнюдь не положительно. В классе уже был признанный неформальный лидер – беспредельщик Сашка по кличке Князь. Власть свою ни отдавать, ни делить с кем-либо он не собирался. Ничего хорошего нечаянное совпадение не предвещало, но меня не касалось.

      Пока в мальчишечьей коалиции зрели дурные идеи, девчонки вовсю обсуждали Полину Михайловну. Её возраст лет до тридцати не дотягивал – самое время красоваться. Однако на смуглом от природы лице ни капли косметики, стрижка короткая, немодная, ни одного украшения, никакого маникюра.
      Несовременность внешности была миловидной и подчёркивалась весёлым блеском карих глаз, лёгкой улыбкой и классической одеждой – юбка, пиджак, кофточка неброских тонов, чёрные тупоносые туфли на низком каблуке.
      Я вспоминала первую учительницу и её способность блистать изнутри. Может, история повторится? Добрые детские впечатления основательно укрепляли мою надежду, но поначалу события развивались не лучшим образом. 
         
      Терпение нового педагога непутёвые подопечные испытывали с первого дня знакомства. Сначала оставили неприбранной классную комнату. Роль уборщиков в пору моего ученичества исполняли дежурные. Это правило вдруг все забыли, вызывающий беспорядок был провокацией конфликта.
      Однако скандал не случился, Полина Михайловна в одиночку навела безукоризненный порядок. Наверное, весь вечер со шваброй и тряпкой провела. Заметно не обиделась, вычислять и наказывать виновных не стала, директору не пожаловалась.
      В другой раз несколько совестливых ребят отмыли пол и доску до блеска, цветочки на подоконниках полили, график дежурств на видном месте вывесили. На похвалу учительница не скупилась. Установиться бы миру, но привычка великовозрастных деток к мелким пакостям взяла своё: теперь они не явились подметать школьный двор.
      Осень избыточно усыпала его сухими листьями, молодая женщина долго махала метлой. Не один мешок мусора собрала, зато участок наш оказался самым чистым. Завуч этот факт отметила удовлетворённо. О том, что детские руки в благом деле не участвовали, разговор не шёл.
 
      Потом Полина Михайловна рисовала стенгазету, искала рабочий журнал, ключ от кабинета, свою сумку. Затем собирала макулатуру и металлолом, делала разметку стадиона – общественные мероприятия класс привычно игнорировал.
      Девчонки по домам скорее разбегались, я присоединялась к ним, несмотря на внутренний голос, робко вещающий, что все мы неправы. Мальчишки хихикали и довольно наблюдали учительскую маету. В ответ - лишь молчаливое порицание педагога. Даже за выбитое оконное стекло дерзкие шалуны не получили публичных упрёков. Странное дело!
      Плотник тихо и быстро устранил следы грязного деяния. Отношение подростков к классному руководителю заметно потеплело.
 
      Резких попыток утвердиться в начальственном положении Полина Михайловна не делала, к любому мнению ребят прислушивалась, на повышенных тонах не разговаривала, за незначительную помощь благодарила искренне и щедро. Стоило к ней присмотреться и принять ненавязчивую правильность. Не были мои одноклассники законченными злодеями, вскоре желающих вредить не нашлось.
      Мальчишки забыли о прогулах, с нежданным рвением взялись за учебники и хозяйственные дела, перестали обижать малышей, громко ругаться матом и демонстративно курить у порога школы. Они охотно оставались в лаборантской комнате после занятий, чтобы приготовить приборы для опытов к следующему уроку физики и поболтать о жизни. Отпетые хулиганы проявляли чудеса послушания!
      
      Запоздалый учительский авторитет не оспаривался. Благодаря осторожным взрослым усилиям безбашенный восьмой реально сплотился, шайка Князя утратила агрессивность, пацанячья энергия активно потекла в мирное русло.
      Полина Михайловна без помех переключилась с воспитательного процесса на образовательный. Предмет свой она знала и любила, но сильных учеников ей досталось мало. Неучи тяжко вытягивались на сносный уровень познаний.
      Я прониклась уважением к талантливому и настойчивому педагогу. После подробных объяснений физика показалась интересной и понятной, она приближала меня к Учителю. Частые правильные ответы с места и у доски обеспечили симпатии Полины Михайловны и статус неглупой девочки. 

      Одноклассницы тоже стремились к признанию и нуждались в доверительном общении с благоразумным неравнодушным человеком. Они вдруг запели и заплясали, да так здорово, что первое место в конкурсе художественной самодеятельности заняли. На радостях гостили у любимой учительницы, чай пили, тортик ели. Я постеснялась идти с ними, но адрес на всякий случай запомнила.

      Когда проблемный класс стал управляемым, Полина Михайловна взялась за внешкольный досуг. Собственной семьи она ещё не имела и без оглядки на домашние заботы свободное время проводила с чужими детьми. Такие контакты были нужными, увлекательными и притягательными. Но вся радость неформального общения проскочила мимо меня. 
      Вместе с классным руководителем здоровые ребята ходили в походы в загородный лес, в бассейн, на каток, разные выставки, демонстрации, городские праздники. Они воодушевлённо играли в военно-патриотическую игру «Зарница», устраивали азартные спортивные соревнования. 
      Я лишалась счастливых эмоций, однако чувства к Полине Михайловне испытывала трепетно глубокие – в ней виделся Друг, о котором давно мечтала. Роль умницы стала маловатой, я упорно претендовала на редчайшую душевную близость, но не знала пути, к ней ведущего. Разница в возрасте и школьном положении смущала несильно. Интуиция подсказывала, что сегодняшнее окружение со временем исчезнет из жизни Полины Михайловны, а я останусь навсегда. Подождать надо.


      Фото из сети Интернет.
      Продолжение - http://www.proza.ru/2017/07/25/318


Рецензии
Да-а-а. Таких учителей сейчас, наверное, и не осталось уже.
Учитель с Большой Буквы!
Спасибо, Марина!
С искренним теплом от всей Души!

Григорьева Любовь Григорьевна   20.01.2021 17:48     Заявить о нарушении
Похоже, не осталось.
Признательна Вам за прочтение и отклики, Любовь.
С добром,

Марина Клименченко   21.01.2021 09:21   Заявить о нарушении
На это произведение написано 79 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.