Ч. 4 Остались на дне океана. Опасные игры

Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2017/07/09/938

Руководитель проекта глубоководных систем д-р Джон Крейвен  в 1984 году во время беседы с журналистом сказал, что ему не дали ознакомиться с данными системы SOSUS, гидроакустической противолодочной системы США, предназначенной для обнаружения и опознавания подводных лодок. Сказали, что её данные проанализировали и ничего, связанного с подводной лодкой, не обнаружили.

Тогда Крейвен использовал сведения самых различных организаций, использовавших гидрофоны. Действительно, на океанографических станциях, находящихся на Бермудских и Канарских островах оказалась запись мощного первоначального импульса, а через 91 секунду -  серий менее мощных импульсов, которые он назвал «крушением поезда». Это позволило сузить поиск подводной лодки до квадрата 12 на 12 миль.

17 декабря 1984  Джерри Холл, бывший офицер штаба адмирала Шейда, прослуживший в подводном флоте двадцать лет,  сказал журналисту, что «Scorpion» потопили русские.

 Во время холодной войны подводная лодка «Scorpion» выполнила, по меньшей мере, три совершенно секретных миссии против советского флота в первые четыре года своей службы.

Подводный шпионаж американцев начался в 1948 году, когда командование Тихоокеанского флота США направило две дизель-электрические подводные лодки с новой пассивной гидроакустической системой, для слежки за операциями советского Тихоокеанского флота.
 
В конце августа 1949 года подобная попытка подводной лодки «Cochino» (SS 345) следить за советским Северным флотом в районе Мурманска обернулась трагедией. Подводная лодка «Cochino» попала в сильнейший шторм. Из-за качки загорелась электрическая батарея, а затем она взорвалась.

 Стали выделяться водород и хлор. Четырнадцать часов командир подводной лодки Рафаэль Бенитос и его экипаж в условиях полярного шторма пытались спасти подводную лодку. Командир подводной лодки «Tusk» направил на спасательных плотах к пострадавшей подводной лодке медикаменты для отравленных хлором и раненых моряков.

Когда возвращались, один плот перевернулся, в ледяной воде оказались раненый офицер и гражданский инженер. Их вытащили на палубу, когда делали искусственное дыхание, новая волна смыла с палубы 11 человек. Спасли только четверых.

 Обе подводные лодки направились в Хаммерфест. В это время на «Cochino» взорвалась вторая батарея, и лодка стала тонуть. С «Tusk» сбросили спасательные плоты и спасли оставшихся людей. Последним покинул тонущую лодку командир.

В 1960-х годах американские и советские подводные лодки и морская авиация следили друг за другом, иногда совершая очень опасные маневры. Противостояние подкреплялось воинственной риторикой с обеих сторон. Это была игра с огнём.

С самого начала геополитического соперничества адмиралы военно-морского флота США не спускали глаз со строительства, подготовки и операций советского Военно-морского флота и его растущей подводной мощи.

Между 1950 и 1964 годами погибли, по меньшей мере, 130  американских лётчиков, проводивших разведку, самолёты которых были сбиты при нарушении советского воздушного пространства. Хорошо помню, как в газетах того времени, писали, что американский самолёт нарушил воздушное пространство СССР и после предупредительных выстрелов "удалился в сторону моря".

Самой известной историей был инцидент со сбитым 1 мая 1960 года в районе Свердловска самолёта ЦРУ U-2, который пилотировал Френсис Пауэрс. О подводных столкновениях не сообщалось, но советские и американские подводники отрабатывали приёмы борьбы друг с другом, и иногда очень тонкая грань отделяла их от боевых действий.

Подводники изучали возможности и тактику своих противников, совершенствовали собственную тактику, готовились в любой момент начать военные действия. Некоторые политики опасались, что война, действительно,  может начаться в результате рискованных маневров подводников.

Начало эры атомных подводных лодок совпало с одной из самых амбициозных и опасных  разведывательных операций: шпионажем за советским Военно-морским флотом в советских прибрежных водах.

 Американцы следили за ядерными и ракетными испытаниями. Понимая весь риск, руководители Пентагона всё же шли на него, считая, что полученные результаты этот риск оправдывают.

Американские самолёты постоянно нарушали советское воздушное пространство, вынуждая задействовать радары и систему ПВО.

При выполнении секретных миссий подводными лодками, случались столкновения, посадки на мель, другие чрезвычайные происшествия.  Всё было под покровом тайны, но с годами детали тайных операций стали всплывать.

На дизель-электрической подводной лодке «Ronquil» (SS 396) 31 декабря 1967 года вспыхнул пожар. Личный состав был едва живым после преследования советскими кораблями. Этот инцидент сохранялся в секрете до 1998 года.

Продолжение http://www.proza.ru/2017/07/10/1854

На фотографии: подводная лодка «Ronquil»


Рецензии
Да уж... Игры престолов. Но гибли обычные офицеры-летчики и моряки. А наши, что, не вели подобные развед-действия?

Вадим Вегнер   07.09.2021 01:46     Заявить о нарушении
Вели, Вадим. Полно было траулеров, которые не рыбу ловили.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   07.09.2021 11:52   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.