53 глава. Послесловие

    На фотографии Михаил. 2011 год. Фотографировала Лина.
               
                Вот мой секрет, он очень прост:
                зорко одно лишь сердце. Самого главного
                глазами не увидишь.
                Антуан де Сент-Экзюпери
   
                ВОСПОМИНАНИЕ  КАК  УТЕШЕНИЕ
               
                Первой читательнице Наташе С.
               
   Ты просишь рассказать, что же случилось с героями дальше. Приятно, что  переживаешь за них – значит, мои бессонные ночи не были напрасны.  Но зачем тебе знать их будущее? Я вообще-то предполагала, что каждый представит его по-своему. Да и разве так суть важно, кем они стали?
 
  Для тебя, говоришь, это важно? Твоё горячее желание - чтобы Мишка, этот деревенский мальчик, доказал Лине Сергеевне свою состоятельность, совершил что-то важное, большое – может быть, даже стал героем!! Чтобы она ещё больше жалела о своей беспечности и близорукости: не разглядела, дескать, не поняла, не оценила… Поверь: суровее её собственного нет для неё другого суда. 

      Что ж, если  настаиваешь, выполняю просьбу.

   Что смогла я узнать  о героях этой истории?  Лина уехала, развелась с Виталием, родила. Всю жизнь работала, через пять лет вышла второй раз замуж. Не скажу, что была очень счастлива, но родились  ещё дети, да и работа в школе, забиравшая много сил и энергии, не оставляла времени на воспоминания и  хандру.
 
 Правда, однажды, когда ещё была одинока, узнав адрес Михаила, написала ему  коротенькую (всего несколько строк) записку: дескать, помнит ли школу, библиотеку…- такое «хитро» замаскированное напоминание. Но ответа не дождалась. Возможно, он намёка не понял, а может -  не захотел понять.
 
 А почему бы, спрашивается, ей не написать было  большое, откровенное, всё объясняющее письмо? Хотела - но каждый раз откладывала ручку и бумагу, не находя нужных слов…  Сколько раз, выходя из дома, надеялась, вернее - мечтала: вон, невдалеке, у края дороги, чья-то высокая фигура маячит… Замирала душа. Не Мишка ли? Торопилась в ту сторону, и… сердце падало с обрыва: нет, не он!         
 
   Римма в браке не обрела счастья, она умерла очень рано – в 55 лет. Девочки, деревенские подружки, уехали из села, нашли свою судьбу, у них хорошие семьи. Люба, к несчастью,  умерла рано – от рака. Но у неё замечательная дочь и уже две внучки.
   Пожалуй, что всё же удивительно, так это то, что Петя Лагунов стал учителем (технологии), а Саня Осин (Осипов)– учителем русского языка и даже  уважаемым директором школы.
 
    Миша отслужил в армии, окончил сельхозинститут, работал. Но начались «лихие девяностые», сломавшие не одну судьбу  и надежду! А с его упрямым, прямолинейным характером, наверное, вдвойне было трудно. Женился на женщине с ребёнком, заботился о семье. Начал писать воспоминания и рассказ о своих предках, но ранняя смерть прервала эту работу. Жаль, что он не закончил:  в этих записках виден талант.
 
     С Линой они всё-таки встретились – через 45 лет. Собирались многие выпускники.

  По приезде Лина остановилась в доме Светланы Ивановны. И ждала эту встречу, и боялась её. 45 лет – это вам не 45 минут урока и даже не 45 часов, но предолгая жизнь. И каждый год неутомимо впечатывал свой нестираемый след, изменяя и характер, и  внешность.

 О чём думала? Естественно, любопытно было, как живёт тот – когда-то вставший на её пути мальчик, к которому тянуло  силой магнита? Тот, кому она принесла  боль страданий, - помнит ли он прежнее, как помнила она? 
 
    Стояла на крыльце дома, прижав руки к груди. Прерывисто билось сердце. Звук подъехавшей машины! Открывается калитка. 
 
    …Высокий, по-прежнему статный, он входит во двор, и  Лина… бежит к нему, обнимает – это был и для неё неожиданный жест. Наклонив к ней голову, он шепчет: «Ангелина…, учителка, которую   любил…». Его первые слова после 45 лет разлуки!... И ласковое деревенское словечко – «учителка».  И –  «любил»…

    Седина над высоким, с поперечной морщиной лбом, кустистые брови, серо-голубые, ничуть не поблекшие глаза и по-прежнему сильные руки… Позже, пытаясь восстановить в памяти детали, хотела  осмыслить значение каждого жеста, взгляда.

   Нет, только не взгляда -  боялась смотреть в глаза, словно не хотела прочитать в них…  Да, время  безжалостно унесло лучшее, что было в молодости: румянец гладких щёк (теперь ни румянца, ни глади –  морщины), пышность русых прядей (ни пышности, ни естественности – химия скрывает седину)...    
   
  Хотелось о многом спросить – и больше всего о прошлом, оставшемся в те безумно далёкие годы, но… говорили о хотя и знакомых, но чужих людях, о пустяках. Нет, не совсем о пустяках. С  гордостью он рассказывал, что своими руками построил дачу. Показывал фотографии.
 
 Только  сейчас поняла. Он хотел похвастать: смотри, каким стал, что умеет тот, кого ты отвергла, не поверила! Взгляд искоса, скупая улыбка. Касание пальцев – и  боязнь, и горькое ощущение оживших и вновь умчавшихся мгновений, ушедших в никуда – и навсегда! Хотелось заплакать. Сдержалась.

 Набралась смелости, спросила, получал ли он её письмо.  Ответил прямо:
- Да.
- Но почему… - начала и не закончила вопрос. Он молчал, хотя, наверняка, понял суть. Никаких пояснений – молчание и взгляд в сторону.  Невольно Лина  вспомнила князя Андрея Болконского: та же мужская гордость была в этом многозначительном молчании – он не простил. Было горько, но разве она сама не виновата?   

     Потом – общий праздник: встреча выпускников. Бывшие проказливые мальчишки стали солидными мужчинами. Скромные деревенские девочки –  располневшими дамами. Шумная толпа, накрытый стол, старые фотографии и новые фото на память, поздравления, воспоминания, ожившие в памяти  песни тех лет, танцы – суматоха и суета…

    Он сел напротив, следя исподтишка. И взгляд, казалось,  приказывал: не суетись! не бегай туда-сюда!  Пригласил на танец, смотрел, как тогда, сверху вниз. Казалось: как тогда…

  Остаться наедине им больше  не удалось. Если б знать, что это была их последняя встреча!
 Через  год, в 2012 году, он умер. Оторвался тромб - мгновенная смерть.

   Милая Наташа, теперь можно только гадать, как могло бы сложиться всё  по-другому. Конечно, Лина Сергеевна была всё же старше, но вряд ли твёрже характером. Слишком юная, закодированная строгой системой, запуганная директором, она пыталась отстоять самостоятельность, справиться с «химией чувств», но…

   А как бы вы поступили на её месте?

 Инстинктивно, возможно, для того чтобы уберечь и Мишу, и себя от грязных намёков и подозрений, искала встреч с другими. Хотелось бы думать, что именно так и было…

   Мне же остаётся лишь подвести итог этой истории словами влюблённой женщины, французской певицы 18 века Софи Арну:

 «Воспоминание – ты всё же утешение нам за всё то, что мы потеряли».

 Двести лет назад было сказано, а как, по сути своей, верно. До сих пор.
                ***

       ДОПОЛНЕНИЕ 15.08. 2022
   Умные, внимательные, понимающие читатели - это счастье для каждого автора!
Их рецензии хочется хранить, перечитывать. Вот почему я решила сохранить рецензию Андрея Харламова на странице Послесловия. Возможно, что не со всеми его выводами согласятся читатели. И в этом тоже одно из достоинств мнения Андрея - это его ЛИЧНЫЙ взгляд на содержание и на героев повести. Итак,

РЕЦЕНЗИЯ на «53 глава. Послесловие» (Элла Лякишева)

    Здравствуйте, Элла!
    Я прочитал ваш роман несколько лет назад. Он мне понравился. Правда, мне тогда показалось, что он сыроватый, не совсем ровный композиционно и стилистически… Например, переходы с художественного языка на журналистский… Такие приёмы встречаются, просто выглядели эти скачки туда и обратно иногда не очень органично, ершисто. Но, знаю, вы возвращались и работали над текстами. Ещё я подумал, что роман хорошо бы сократить на треть, чтоб он стал более динамичным и захватывающим. Но здесь я понимал и то, что всё описываемое автору очень дорого. Он всё бережно сохранил в своей памяти, всё, вплоть до каких-то мельчайших подробностей, всё желает донести до читателя и заставить его вместе с собой переживать, сомневаться, думать, грустить, восхищаться… Мне кажется, вы написали не совсем художественное произведение… Это не беллетристика. Не автобиография. Само название - «Если можешь, прости» - придаёт написанному исповедальный характер. Исповеди не сокращают. В конце концов это просто авторский стиль - и книга имеет полное право на существование именно в таком виде, в каком она есть. Без всяких кардинальных переделок и сокращений.

    Из достоинств я бы сразу отметил, что ваш роман – живой. Вы сумели передать дух того времени. Ярко выписать людей – порой сложных, противоречивых… Их много, много! И все – люди, а не говорящие манекены… Это, кстати, самое важное и самое трудное. Вы с этой задачей безусловно справились.

    Конечно, меня взволновала центральная тема романа – тема Михаила и Лины. Вот странно: если старше мужчина – всё нормально, если женщина – это уже что-то… Пересуды, интриги, сплетни, злопыхательства… Всё это было уготовано главным героям. К слову, похожие сюжеты встречаются в литературе. Сразу приходит на память «Две зимы и три лета» из знаменитой тетралогии Абрамова или «Тихий Дон» Шолохова… Но если в первом случае внешние обстоятельства оказались сильней героев, то шолоховские Григорий и Аксинья оказались сильней всех внешних преград. И это была, надо сказать, красивая любовь – красивая своей смелостью, безрассудством, открытым вызовом всем и всему… Здесь даже близко нет ничего общего с какой-нибудь банальной интрижкой замужней дамы с молодым любовником… Я считал, что история Михаила и Лины закончится счастливо. Само начало повествования, похожее на начало фильма «Весна на Заречной улице», внушало оптимизм. Думал, ну дождётся Лина, когда Мишка подрастёт… Я жизненные такие истории знаю… Нет, ничего не произошло. Почему – об этом вся книга. И я не берусь судить, кто виноват, или кто более виноват... Это судьба. Так сложилось. С чисто литературной точки зрения финал получился сильным, с жизненной – в первую очередь, грустным…

   Но вот что важно сказать. Роман не оставляет после прочтения чувства тоски, безысходности, надрыва… Он наполнен светом. И этот свет не исчезает до самого конца.
Я думал над этим и спрашивал себя: почему?
Может быть, потому что герои не потеряли и пронесли этот свет внутри себя через все годы и все жизненные коллизии? И внутренне не изменили ему? Оказались когда-то слабей, но не изменили. Может быть, потому, что встретились через десятилетия… Может быть, потому что Лина поняла - не по книжному поняла: главный смысл в нашей странной, трудной, но прекрасной жизни - это любовь, и нет ничего, что может быть выше этого…

    Вот смотрю на фотографию Михаила… А ведь он наверняка, я уверен, Лину простил. Давным-давно простил. Может, и она простит ту далёкую книжную девушку, идеалистку, которой не хватило когда-то сил, жизненного опыта, людей, которые могли бы поддержать и помочь ей; которая виновата и не виновата, одновременно, ни в чём. Мне кажется, это важно сделать :).
Спасибо за вашу книгу!
С уважением, Андрей Харламов.  14.08.2022
           ***
      СПАСИБО, АНДРЕЙ!

       Продолжение  произведения на   http://proza.ru/2018/06/21/1771
      


Рецензии
Здравствуйте, Элла!
Говорят - время лечит!
Нет, оно только притупляет боль. И почувствовать эту боль даётся людям с чутким сердцем!
Хорошо это или плохо? Конечно, иногда хочется всё забыть, но тогда не было бы прекрасных творений - книг, картин, музыки. Холодное сердце не способно та это.
Уроки судьбы даются нам по силам и, наверное, специально.
Не каждому на пути выпадают такие сложные (в духовном плане)испытания, как героине повести.
Могло бы всё пойти по другому, если бы она не вышла замуж? Всегда хочется верить в сказку, но мне кажется, что наш жизненный путь расписан от рождения. И у Лины, и у Миши были разные дороги. Судьба не оставляет выбора, иначе бы их пути пошли параллельно. Но эта история подарила нам прекрасные минуты встречи с ними.
С теплом,

Валентина Шабалина   14.05.2025 11:32     Заявить о нарушении
Время, конечно, лечит, дорогая Валя!
Душа не забывает, но становится спокойнее.
Я тоже фаталист и соглашаюсь:"наш жизненный путь расписан от рождения".
С улыбкой,

Элла Лякишева   16.05.2025 21:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 106 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.