гл. 1. СЭЛ

Санитарно-эпидемиологическая лаборатория.

          Итак,  я переступил черту. Прошел ровно год и ушел с полкового звена, как по мановению волшебной палочки превратился из врача, занимающегося лечебным делом, во врача профилактика, то есть в того медицинского работника, который занимается вопросами по недопущению массовых заболеваний среди личного состава частей соединения, в огромных коллективах. Для этой работы, задолго до моего появления на этот свет, были созданы специальные подразделения в составе медицинских батальонов дивизий. Назывались они СЭВ. Санитарно-эпидемиологические взвода.


        И благодаря наличию в батальонах этих взводов, сами батальоны назывались медсанбаты, т.е. медико - санитарные батальоны. До сих пор в гуще военных (и гражданских лиц) можно услышать слово медсаМбат.  Это, режущее слух слово, говорит о непроходимой тупости того, кто его произносит. Но вот снова,   незадолго до моего прибытия в войска, этот взвод вывели из состава медицинских батальонов, и ввели в штат управления дивизий. После этого медсаНбаты, переименовали просто в медбаты (медицинские батальоны).


         А аббревиатуру СЭВ, заменили на СЭЛ, что стало означать, санитарно-эпидемиологическая лаборатория. И пока СЭВ, был в составе медсаНбата, в штабе дивизии находился  одинокий главврач дивизии.  Старший врач дивизии, или НАЧМЕД дивизии. То есть называть его официально и в просторечии могли по разному, но правильнее всего, все таки, начальник медицинской службы дивизии,  сокращенно – начмед. И вот теперь ему в непосредственное подчинение передали эту лабораторию. А начальник СЭЛ, автоматически и реально по штату, стал его заместителем.


      Лично моя новая должность звучала, как старший врач - специалист СЭЛ. По штату таких специалистов было в лаборатории двое, чуть позже расширили до трех. Из среднего медицинского персонала в состав подразделения входили лаборанты и водитель санитарного автомобиля. Непосредственно в нашей дивизии схема этой службы была такова. Медбат, как я уже ранее упоминал, дислоцировался в самом центре города, в пятидесяти метрах от штаба дивизии. СЭЛ, как и до того СЭВ, размещалась в поликлинике медбата. От перемены мест слагаемых ничего практически не изменилось. Объем работы в лаборатории от переименований и передачи из медбата в штаб, естественно, абсолютно не изменился. Просто если раньше лаборанты получали свою заработную плату в пяти шагах от места работы, теперь вынуждены были ходить за сто метров. Лично мне в старых условиях побывать не пришлось, поэтому я  вообще никакой разницы не ощутил.

 
         Мой новый начальник капитан Гревцев, в индивидуальной беседе сразу  мне объяснил, что врача - профилактика, как и волка, в прямом и переносном смысле, ноги кормят. Ходить, бегать и ездить, (и даже летать в самолетах), нужно на  этой работе много. Здесь особо в кабинетах не засидишься. Как я сообщал ранее, наша дивизия дислоцировалась в трех точках (местах, гарнизонах). Болград, Кишинев и Веселый Кут. Если по Болградскому гарнизону нужно и можно было передвигаться, в основном, на своих двоих, то в отдаленные части, соответствующим транспортом.


   Задачи СЭЛ:
- санитарно-эпидемиологическая разведка и наблюдение за санитарно-эпидемиологическим состоянием частей дивизии и районов размещения;
- анализ общей и инфекционной заболеваемости личного состава, разработка на его основе предложений по проведению мероприятий, направленных на снижение заболеваемости в частях дивизии, сохранение и укрепление здоровья личного состава, повышение его работоспособности и боеспособности;
- санитарный надзор за условиями труда и правил размещения, питания, водоснабжения и банно-прачечного обслуживания;
- организация мероприятий по предупреждению и ликвидации инфекционных заболеваний в частях дивизии;
- проведение санитарно-гигиенических, токсикологических и бактериологических исследований в установленном объеме;
- оказание методической и практической помощи медицинской службе, частей по проведению санитарного надзора и противоэпидемических мероприятий;
- разработка учебно-методических материалов и организация занятий в системе, военно-медицинской подготовки и санитарного просвещения в частях дивизии.


      Вот такой объем работы теперь предстояло  выполнять мне со своими новоиспеченными коллегами. Новый коллектив был небольшой и не доукомплектованный. Вторым после начальника  СЭЛ в наличии был капитан Тарасевич. Из местных, но не коренных. Он был однокурсником Гревцева и уже успел пару лет прослужить в Кировабаде, то есть Гянже, по- нынешнему. Лаборантка была одна на все руки, Надежда Степановна. Она начала работать в этой лаборатории еще за десять лет до моего появления на свет. И свою работу знала так, что таким как я «спецам», нужно было еще учиться и учиться.

 
       При всей кажущейся нагрузке-загрузке я, как белый человек, начал приходить домой в девятнадцать-двадцать часов вечера. Что тут же отметили бездельничавшие жены офицеров, соседки  по дому и подъезду. Они раньше вообще не видели,  когда я уходил и возвращался. Особенно те,  чьи мужья по – прежнему   продолжали служить в линейных частях. Но, чтобы я не оказался совсем ни к чему не привязанным, мои старшие «братья» по ВУЗу, видимо, переговорив между собой, определили, чтобы я два- три раза в месяц ходил дежурным врачом по приемному отделению медбата.


  Мне они это объяснили тем, что в армии не может такого быть, чтобы младший офицер не имел хоть небольшого количества суточных нарядов, это раз, а во вторых, чтобы я не отрывался на совсем от медицины лечебной. Возражать чего либо не имел еще права. Мне еще предстояло пройти специализацию по своему профилю. А без нее  я,  якобы, имел полное право взбрыкнуть, и отказаться от нынешней должности. Со следующего месяца я уже состоял в графике дежурств.


Продолжение следует.


Рецензии