Дисциплина прежде всего. глава 4. от мира сего

 Дисциплину как обязательное для всех членов коллектива, подчинение установленному порядку, правилам директор Петров считал первостепенным.
  Идёт аппаратное совещание в кабинете директора. Начало, как всегда, в тринадцать часов. Знаю: нельзя опаздывать, но опоздала.  Как назло, меня задержала мать Коли Воробьёва. Опоздала-то на две минуты. Тихонечко захожу, сажусь с краю. Выступает завуч школы Екатерина Ивановна Ревина. Директор бросил на меня небрежный взгляд и отвернулся. Ну, думаю, устроит он мне взбучку. Недалеко от меня сидит Наталья Тихоновна, поглядывает на меня. Ей интересна реакция директора на моё опоздание. Она успела уловить недовольство Венедикта мной. Не слышу, о чём говорят. Безусловно, я подвела Венедикта Яковлевича перед его недоброжелателями своим опозданием. Все знают, что я поддерживаю директора во всех его добрых делах. Опустила голову, сижу – вдруг под столом вижу огромный кулак, направленный на меня. На душе тут же стало легко, словно камень с плеч долой.  Екатерина Ивановна, закончив выступление, улыбнулась мне. А вот Наталью Тихоновну это задело. Кому-то сказала: «Ничего Раисе. Видите ли – друзья! »
  Да, мы были друзьями, фанатами своего дела. Я год работаю вообще без отпуска, директор свой рабочий день начинает чуть ли не с семи утра. Обойдёт все коридоры щколы, всё заметит: тут появились царапины, здесь поломка. Выяснит, разберётся, найдёт виновного – поговорит.
  В зимние каникулы дзержинцы решили организовать экскурсию в Москву, взять с собой «трудных», состоящих на учёте в инспекции по делам несовершеннолетних. За финансовой помощью я снова обратилась к шефам. Стоимость путёвки оплатили шефы.
  Шесть часов утра. Морозно. Точно по времени к школе подъехал автобус с экскурсоводом, женщиной средних лет. Несмотря на ранний час, вся группа в составе двадцати восьми человек на месте. За старшего не Сергей Исычко, а Федя Трофимов, крепкий, высокий парень. Он подошёл ко мне, поздоровался, сказал:
- Вы не возражаете, если вместо Петрова Игоря поедет Володя Герасимов? Конечно же, была против, но промолчала. Семиклассник Герасимов недавно пришёл в школу, просто-напросто его сплавили из другой школы. Он такой же, как Коля Воробьёв. Федя понял меня, шепнул:
- Не беспокойтесь. Я беру его в свою группу. Мы заранее распределили всех трудных.
- Молодцы! К кому попал Андрей Нагаев?
- К Саше Меньшову.
-Хорошо! – успела сказать – ко мне подходит Николай Васильевич, учитель черчения, рисования.
- Раиса Александровна, извините! Что хотите, делайте со мной, но я не поеду.
- Но ведь Вы в приказе. Мы с Вами вместе отвечаем за жизнь и здоровье детей. Что скажет директор? Дети в сборе, уже пять минут седьмого. Кого вместо Вас найду в такую рань?
- Отмените поездку.
- Детей обманывать? Что они о нас подумают?
  Николай Васильевич покинул нас, сказав:
- Жить хочу.
- Я побежала к телефону, позвонила Венедикту Яковлевичу, рассказала о ситуации, имею ли право везти одна двадцать шесть учеников. Без второго руководителя? Директор жил недалеко, прибежал из дома, поговорил с ребятами, разрешил экскурсию.
  Вся ответственность за жизнь и здоровье детей легла на меня и директора.
  Мы в Москве. Разноцветная вечерняя Москва.  Нас устроили в гостинице Белорусского вокзала. Мальчиков определили в трёх комнатах, нас с экскурсоводом – в соседней комнате, рядом с ребятами. Дорога утомила всех, поэтому после ужина во всех комнатах было тихо, все спали.
  Завтрак в восемь утра. Подходим к своему автобусу – водитель ворчит на нас, хотя он заранее был предупреждён, чтобы на детей не кричать. В автобусе грязно, валяются бумажки, какие-то ветки. Федя несёт веник. Где он его нашёл?
- Ты, Миша,  до обеда дежуришь, подмети в автобусе, - спокойно обратился он к шестикласснику.- Никто не мусорит, сам лично прослежу. Поняли?
  Я начала считать детей – четверых нет. Нет самых отъявленных, известных милиции детей. Исчезли вместе с Герасимовым Володей.
- Вы не переживайте, к обеду вернутся, есть захотят,- успокаивает меня Володя Лобанов, десятиклассник, дзержинец.
  Конечно, мне не до экскурсии по Кремлю, не перестаю думать о беглецах. На карманные расходы родители дали им какую-то сумму денег. Но в Москве они впервые. Белорусский вокзал они найдут и знают, где мы питаемся.
  Стоим у кафе, десять минут до обеда – беглецов нет. Ждём, надеемся, что вот-вот появятся. В кафе не заходим, хотя обед наш подан. Смотрим – со стороны вокзала бегут все четверо. Я вздохнула, успела Феде шепнуть:
- Их не трогать! Сама с ними побеседую. Но Федя меня опередил, детям приказал:
- После обеда все идём в нашу комнату, никто никуда не уходит!
  Кормили нас очень хорошо. Ребятам экскурсия по Кремлю понравилась, тем более, что они увидели выезжающих из Спасских ворот космонавтов Андриана Николаева и Алексея Леонова.
  Меня ребята на своё «совещание» не пустили, извинились, только и сказали:
- Ничего не сделаем, просто поговорим, посовещаемся. Не беспокойтесь!
- Не трогайте их! Запрещаю! Пустите же меня! – требую я, а в комнате тихо-тихо. Приложила ухо к двери, подслушиваю, но без результата. «Совещание» длилось больше часа.
  Шагаем к автобусу, все молчат. Первым в автобус заходит Андрей Нагаев, за ним – Федя Трофимов, который встал на ступеньку и никого в автобус не пускает.
- Извините, придётся подождать минут пять. Сейчас Андрей подметёт пол, в автобусе наведёт порядок, и все поедем на экскурсию по Москве. Если можно, провезите нас мимо открытого бассейна, - обращается Федя к экскурсоводу.
- Куда ещё? В путёвке нет никаких бассейнов! Что за бассейн! – кричит водитель автобуса
- Мы с Вами договорились не кричать, - спокойно говорю я ему.
- Виктор, отменим одну экскурсию, поедем к их бассейну. Я знаю, где это, - ответила водителю экскурсовод Людмила Петровна.
- Почему к бассейну? – спросила я у Феди Трофимова.
- Потому что Андрей Нагаев повёз их в открытый бассейн. Пусть все посмотрят, уж очень хвалят. Может, разрешите всем искупаться.
  Разрешили.
  Четыре дня экскурсии по Москве пролетели быстро. Едем домой.
  Да, потрепала нервы, но я от экскурсии, от общения с ребятами, маленькими правонарушителями, старшеклассниками, большинство которых, повзрослевши, сами стали настоящими воспитателями детских, человеческих душ: прокурором, спортивным тренером, учителем, инженером, мастером, получила удовольствие. Мои правонарушители за эти пять дней стали добрее, послушнее, чище душой.

               


Рецензии
Добрый вечер,Роза Арслановна!хорошо,что хорошо кончается.Спасибо ребятам старшеклассникам. Ответственность это не пустые слова,если что-то случается..Но не будем о грустном,победителей ведь не судят. И Москву поглядели,и вкусно поели,и домой живые и здоровые вернулись.Молодцы!А ЭКСКУРСИИ -они всем ученикам нравятся,это здорово,что Вам удавалось с детьми в разные места выезжать!
Будьте здоровы и успешны,Роза Арслановна!
C искренним уважением-Владимир.

Иван Столбунов   06.02.2019 17:47     Заявить о нарушении
Владимир, добрый вечер, скоро ночь! Мы с Вами живём по единому времени. Верно, что нам "удавалось с детьми в разные места выезжать." Действительно так: побывали в Белоруссии - в Минске и ХАТЫНИ; в Краснодоне, постояли у дома Олега Кошевого, у шурфа, куда фашисты бросали молодогвардейцев; в Крымске, Новороссийске, где воевали девушки-лётчицы 46 авиационного полка, в школе открыли Музей БОЕВОЙ СЛАВЫ,...Об этом пишу в повести "ОТ МИРА СЕГО". Мне во всём помогали некоторые учителя, старшеклассники, а шефы поддерживали нас материально. ЖАЛЬ, что СЕГОДНЯ не работают и МУЗЕЙ, спилили берёзы, которые посадили лётчицы 46 авиаполка, ветераны Великой Отечественной войны, таким образом уничтожили АЛЛЕЮ МУЖЕСТВА. Об этом тоже пишу. Владимир, до встречи с Вами у Вас в гостях. С огромной благодарностью к Вам Роза Арслановна.

Роза Салах   06.02.2019 18:14   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.