Офизичивание геометрии и физика

Если спозаранку у прохожих спросить о существовании неевклидова мира, то большинство респондентов покрутят у виска, а некоторые, не поняв вопроса, особенно, если с бодуна, могут и послать... Но найдутся и продвинутые, которые начнут доказывать, что на основе неевклидовой геометрии держится почти весь мир или, хотя бы, теория относительности. А если уточнить вопрос: а физическая теория может быть основана на геометрии?  То реакция продвинутых тоже может оказаться непредсказуемой, как у тех, кто с бодуна.

Николай Иванович Лобачевский один из первых в мире создал неевклидовую геометрию. Многие тысячи лет человек, не подозревая об этом, жил с геометрией Евклида и параллельные прямые даже не собирались пересекаться. Но Николай Иванович и не заставлял их пересекаться, это его коллеги усмотрели тайный замысел Лобачевского всё искривить. Лобачевский называл свою теорию "воображаемой геометрией" и, тем не менее, он применил свою геометрию к вычислению определённых интегралов, а в дальнейшем геометрия Лобачевского повлияла на развитие геометрии и математики.

Но не напрасны были подозрения коллег Лобачевского. Скромный клерк патентного бюро в Берне усмотрел возможность дополнить трёхмерный мир Евклида четвёртой мерой в виде кривизны пространства и времени. Эйнштейн в геометризации физики почувствовал громадные перспективы проявить себя в физике и изумить, жаждущую сенсаций, публику. Простота описания в специальной теории относительности оказалась сведённой к геометрии. При высоких скоростях движения должна сокращаться длина тела и замедляться время. Поди прверь... Геометризация физики получила дальнейшее развитие в общей теории относительности. Оказывается, гравитация имеет геометрическую природу и проявляется в искривлении пространства.

Но никто не задался вопросом: какой закон физики искривляет пространство?  Геометрию можно искривить и без закона физики, а вот пространство...

Эйнштейн искал единственную геометрию, которая будет адекватным отображением физического мира.

Анри Пуанкаре предупреждал этого революционера:"Никакая геометрия не может быть более истинна, чем другая; она может быть более удобна... справедливость геометрии Евклида нисколько не противоречит справедливости геометрии Лобачевского". По мнению Пуанкаре, геометрия пространства в принципе не допускает экспериментальной проверки.

И вот здесь Эйнштейн допустил вторую большую ошибку в своей жизни. О первой самой большой ошибке он признался сам - это введение в общую теорию относительности антигравитационной поправки или лямда-члена. Ну с кем не бывает, ну ввёл этот член, так ведь и вывел его обратно и даже извинился за причинённые неудобства. А хотел то всего лишь спасти Вселенную от неизбежного коллапса по причине несовершенства закона Ньютона.

Так вот, о второй ошибке.Эйнштейн предложил проверить искривление пространства гравитационным телом - Солнцем. Эту идею с энтузиазмом подхватил молодой берлинский астроном Фрейндлих. Но вот что написал Эйнштейн Фрейндлиху в письме от 1-го сентября 1911г:"Я очень хорошо знаю, что решение экспериментальным путём - дело нелёгкое, так как в игру включается преломление световых лучей в солнечной атмосфере. Но можно с уверенностью сказать: если предсказываемого отклонения не существует, то исходные положения теории не верны".

А если отклонение существует по причине преломления, то исходные положения теории верны?

В 1919 году Артур Эддингтон во время солнечного затмения даже измерил какое - то отклонение положения звёзд. Что измерил Эддингтон? Земля тоже иногда "искривляет" пространство - миражи. Но такое искривление объясняется обычным преломлением.

Видимо, чтобы отвязаться от этого геометризатора физики и по настойчивой просьбе каких -то покровителей, Эйнштейну, после многих попыток, дали Нобелевскую премию, но почему - то за фотоэффект.Видимо, научную публику изумило то, что свет - это такие маленькие и очень быстрые частицы - фотоны, которые выбивают электроны из металла. Но позднее венгерский физик Пала Зелени доказал, что кванты света - это обычные, сферически расходящиеся эл. магн. волны. И Эйнштейн был вынужден с этим согласиться. На склоне лет Эйнштейн признался, что ни хрена не понимает природу фотона, хотя полвека думал про него.

Можно конструировать четырёхмерные, пятимерные и даже бесконечномерные пространства, но это всего лишь игра математического ума.

Связь геометрии и физики - вещь сумнительная, как говорил один литературный персонаж. И не надо очень красивые теории, особенно, с сомнительными связями проверять экспериментально, они от этого тускнеют.

"Не обязательно понимать этот мир, нужно лишь найти себя в нём". А. Э.


Рецензии
При высоких скоростях движения должна сокращаться длина тела и замедляться время. Поди прверь...

Проверили и учли иначе бы спутниковые навигационные системы не работали, не могли быть!

Михаил Климовицкий   06.10.2017 17:58     Заявить о нарушении
Нет ни одного эксперимента, подтверждающего замедление времени и сокращение длины тела. Спутниковая навигация не имеет никакого отношения к теории относительности. Все подтверждения "притянуты за уши" интерпретаторами.

Михаил Близнецов   06.10.2017 19:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.