2. Крест любви Христовой

                «Кровь Любви твоей
                По Кресту течёт.
                След ноги твоей
                Кровью полнится.

                Эх Чашу ж горькую
                Наш Спаситель пьёт.
                Кто глотнул хоть раз,
                Ему поклонится...»
                Странник

Я проснулся от мысли: - «Иди, поклонись Кресту!» Посмотрел на часы. Шёл пятый час утра. Сна  не было. И поэтому, сев на кровати и прислонившись спиной к ковру на стене, я стал вспоминать свой сон.
Навеян он был, очевидно, очередной транспортной встречей. Пожилая, лет 60 - 65, женщина громко ругала православных, называя нас язычниками и идолопоклонниками. Особенное осуждение и негодование её вызывало наше поклонение «орудию пытки» - кресту. Она обращалась к нескольким женщинам разного возраста, которые окружали её. По-видимому, это были баптисты, возвращающиеся домой после молитвенного собрания.
Очень хотелось вмешаться и защитить Крест Христов. Но я не знал, что ей возразить. Как объяснить причину избрания Господом позорных крестных страданий. И показать не случайность этого, а великий и спасительный смысл Его Крестной  Жертвы. Так и остался Крест поруганным этой женщиной и не защищённым мною от этого поругания.
Всю ночь мне снилось, что я теряю кресты. То теряю свой нательный крест и тщетно пытаюсь его отыскать. То хочу приложиться к кресту в руках священника, но он отводит его от моего лица. То хочу купить Распятие в церковной лавке, беру Его в руки, а Оно как будто тает в моих руках. И спустя секунды мои руки опять пусты. А в конце вспыхнула мысль, словно громко сказал кто - то: - «Иди, поклонись Кресту...»
Я быстро собрался и поспешил на остановку. Вот - вот должны были пойти первые троллейбусы. Подумалось: - «Нужно спешить, чтобы успеть приехать вовремя на работу». 
До Поклонного  Креста надо было ехать долго, через весь город. Он стоял на одиноком холме. Почти на окраине. Недалеко от железнодорожного вокзала. Рядом протекала речка. Жильё - частные дома, пристройки, огороды, остались в стороне. Гудки, свистки, голоса диспетчеров, сюда почти не долетали, сдуваемые свежим ветерком и приглушаемые деревьями, ограждающими холм со стороны станции и жилых построек. С другой стороны простиралась речная пойма, широкая и заболоченная. Там тоже почти никогда никого не было, кроме немногочисленных пасущихся коз, коров и, иногда, лошадей.
Было тихо. Облака плыли довольно низко. Светало. Воздух ощутимо свеж и звонок, в предощущении первых утренних заморозков. Наступали дни бабьего лета. Трава ещё не успела поблекнуть. И была усеяна немногими зеленовато - жёлто - красными листьями с облетающих кустарников. Деревья стояли в листве, хотя уже и начали наряжаться в осенний наряд. Земля всё ещё пыталась выглядеть по-летнему. А в небе всё больше появлялось холодных и тревожных предвестников зимы.
На вершину холма вела узкая, извилистая, петляющая между деревьями и кустарниковыми зарослями тропинка, местами посыпанная жёлтым песком. На крутых подъёмах в ней были сделаны аккуратные ступеньки, укреплённые досками, подбитыми деревянными же колышками.
С чувством благоговейного трепета, покаянного опасения и тревожного беспокойство за своё отступничество, я ступил на тропинку, ведущую к Кресту.
Уже на подходе к вершине, сквозь последние деревья, я увидел, что у Креста кто-то стоит. Охватило лёгкое недовольство: - «Ну вот! Теперь и не постоишь в тишине и одиночестве». А затем и удивление: - «Кто это в такую рань?» На шорох шагов человек обернулся и глянул на меня.
От неожиданности я споткнулся на ровном месте и стал как вкопанный. Это был тот, который называл себя странником. И встречу, с ним я всегда воспринял как особую милость Божию ко мне. Облегчённо вздохнув, я радостно поспешил к нему. Он не высказал ни малейшего удивления нашей встречей. Лишь приветливо улыбнулся мне, кивнул и тут же спросил: - «А знаете ли вы историю появления Креста  Христова?» - Он вновь повернул голову к Поклонному  Кресту. Задумчивым и долгим взглядом посмотрел на Него. – «Это очень древняя история», - продолжил он после паузы, и опять внимательно, с доброй иронией и ласковой улыбкой в глазах, посмотрел на меня. Я снова опешил. Ведь с этим же и шёл сюда! А он, не дожидаясь моего ответа, будто уверенный в том, что я буду его слушать и что мне это нужно обязательно знать, заговорил:
- «Первые изображения креста появились на заре человеческого общества, в наскальных рисунках, изображающих бытовые сцены жизни первобытного человека. Они обозначали способ добывания огня - с помощью трения двух палочек. А так же и сам огонь. Крестиком, обычно косым, первобытный художник отмечал на рисунке место разведения огня - очаг или кострище. Одновременно он служил и изображением дров. Над ним рисовались и языки пламени. Таким образом, с самого начала, рисунок креста был тесно связан с понятиями костра и огня. Поэтому неудивительно, что со временем изображение креста стало символом изображения огня. Стало священным изображением в религиозных культах первобытного человека. Он приносил жертвы стихии огня, сжигая их на жертвенном костре.
Первобытные верования развивались, превращались в религии. Жертвоприношения, приносимые от случая к случаю, превратились в систему. Появились капища, потом храмы. Костры были заменены специально построенными жертвенниками. У некоторых народов жертвенники имели форму креста.
О глубоком, мистическом, смысле акта всесожжения жертвы говорится в Библии. Господь Бог заключает Завет с Моисеем и народом Израиля. Жертву приносят за грех. За грех человека, семьи, племени. И этой жертвой очищаются от греха. За грех полагалась смерть. В жертвоприношении же умирала жертва, беря на себя проклятие: - "В тот день, когда нарушите заповедь сию, смертью умрёте".
В отличие от Ветхозаветной религии, язычники часто приносили в жертву людей. Как жертва за грех, тот, кого приносили богам, должны были быть олицетворением пороков. Чем более грешна жертва, тем больше грехов прощается приносящим её. Так, постепенно, в жертву стали приносить преступников или обвинённых в преступлении. Причём не всяких, а особенно угрожающих устоям общества того времени. Это были оскорбители богов, беглые или восставшие рабы, воры, убийцы, прелюбодеи, колдуны и тому подобные. 
Распятие жертвы на кресте, по сути дела, было символом её сожжения. Оно имело тот же мистический смысл. С развитие общества людей, живой огонь был заменён его символом. И всё чаще стали распинать на нём людей, совершивших преступления достойные распятия или обвинённых в них.
Со временем мистическое значение жертвы на кресте забылось. Осталось лишь отношение к кресту как к орудию позорной казни: -  "Проклят всякий висящий на древе".
Потому именно крест и стал символом спасения, что его чурался весь древний цивилизованный мир. Он стал символом отрицания принятого порядка. Попрания всего, что считалось в обществе правильным, законным, надлежащим. Он олицетворял крайнюю степень падения человека в глазах общества. Он покрывал своей тенью всю непотребную, униженную и гонимую часть тогдашнего общества. Не признающую и попирающую его законы, ценности, и понятия о добре и праведности.
Спаситель мира избрал его символом Своего добровольного и крайнего уничижения. "Смирил Себя, быв послушен даже до смерти, и смерти же крестной," - сказал об этом апостол Павел.
Даже с самим деревом, из которого был сооружён Крест Христов, связано много удивительного. По Преданию Церкви, Оно представляет собою дерево, выросшее из трёх посохов: кипарисового, кедрового и лаврового, которые были принесены тремя ангелами Божиими к Мамврийскому дубу, где стоял шатёр Авраама. Воткнув их в землю недалеко от дуба, друг возле друга, ангелы произнесли пророчество о крестном древе. После этого посохи их принялись - пустили корни и дали побеги. Впоследствии они срослись в один ствол. В царствование Давида это дерево было срублено для строительства Храма в Иерусалиме. Когда царь Соломон начал строительство, оно было признано непригодным и брошено в водоём у Силоамских (Овечьих) ворот, где и пролежало долгое время. Позже водоём этот был превращён в купальню, названную по имени ворот. В воды её временами нисходил ангел и возмущал их. И кто первым, при волнении воды, входил в неё, тот получал избавление от своих болезней.
Крест как символ и орудие спасения мира и человеков предуказывается во многих книгах Ветхого Завета. Его рисует ангел на дверях жилищ евреев в Египте, в ночь казни первенцев египетских, от человека до скота. Его прообразует Моисей, когда приказывает вознести на деревянный шест медного змия, во время хождения народа Израиля по пустыне - для того, чтобы каждый, укушенный ядовитою змеёю, глядя на него, получал исцеление. Его видел в видении пророк Иезекия, в котором ангел ходил между людей, ставя им на челе знак креста, говоря при этом: - "У кого сей знак на челе, тот спасётся". И пророк Даниил, брошенный в ров с голодными львами, крестообразно простирая руки, укрощает свирепых хищников, воспоминая молитву Моисея во время сражения еврейского народа с жителями пустыни - амаликитянами. Моисей с братом Аароном и Ором взошёл на ближайшую гору и начал молиться, распростерши обе руки к небу. И пока Моисей держал свои руки приподнятыми, евреи побеждали врагов, а когда, от усталости, он опускал их, успех был на стороне амаликитян. Видя это, Аарон и Ор посадили Моисея на камень и стали поддерживать его простертые к Богу руки. И евреи победили.
Прообразованием спасительной миссии Креста было и благословение Иаковом сыновей Иосифа. Когда он возложил правую руку на младшего сына - Ефрема, стоявшего слева, а левую на старшего сына - Манасию, стоявшего справа. Этим Иаков предвозвестил, что общепринятое благословение по плоти (по старшинству в роде), будет заменено благословением по Духу.
Победил с помощью Креста своего противника Максенция и римский император Константин Великий. Ночью, перед битвой, в сонном видении он увидел Победоносный Крест. И приказал начертать Его на шлемах и щитах своих войнов. Превосходящее их силою войско Максенция было разбито.
Но мир отверг Христа, а с ним и Его Крест: - "Камень, Его же небрегоша зиждущие..." Мир, страшась невзгод самопожертвования, отвергся всего того, что связано с Крестной Жертвой. А именно: добровольного уничижения, страдания, скорби, мученичество, самоотвержение до крови  и смерти, во имя спасения других. Это и освятил Спаситель мира Своим Крестом. И сделал спасительным для каждого христианина. "Камень, Его же небрегоша зиждущие, Сей бысть во главу угла, от Господа бысть сей и есть дивен в очах наших»... Жизнь для блага других, - до скорби и пролития крови своей и самой смерти, - вот духовное значение Креста Любви Христовой. Вот та чаша, из которой испил сполна Господь и из которой и нам пить. Каждому в свою меру».
Я, затаив дыхание, ждал продолжение рассказа. Но он молчал, глядя куда- то вдаль, поверх деревьев. Куда-то, за горизонт видимого мира. Где-то там, в «небесном», плыли его мысли. Протекло несколько долгих секунд. А может это были минуты. Я не знаю. Наконец он вернулся оттуда. Издалека. И снова посмотрел на меня. Внимательно и тепло. Потом чему-то улыбнулся и сказал: - «Вот так», - и добавил, - «Берегите свой крест нательный. Он овеществлённое помазание ваше в Святом Крещении. Он знак того, что и вы помазанник Божий. Как и Иисус Христос. По-гречески Христос - Помазанник. А по-украински Крест - Хрест».
Он опять замолчал. Затем, повернувшись к тропинке и глянув на меня, сказал: - «Ну, идите. А то на работу опоздаете. А я тут ещё немного постою». И я пошёл вниз. Когда до поворота за первые деревья осталось несколько шагов, он негромко воскликнул, как бы в напутствие: - «Обязательно защищайте Крест Христов. Не оставляйте Его на поругание. В Нём наша сила и наше спасение».
Уже почти не удивляясь, я оглянулся. Он махнул мне рукой и пропал за деревьями. Тропинка сделала свой первый поворот.
Так закончилась моя третья встреча со Странником.


Рецензии
Нет ни каких свидетельств,что вера в мученический подвиг Христа объединяет людей. Даже представители одной концессии уничтожают друг друга.

Радиомир Уткин   31.08.2017 16:05     Заявить о нарушении
Вся наша беда и заключается в том, что практически для всех вера как рази есть что-то вроде концессии!..

Сергей Михальчук   31.08.2017 20:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.