Жалеть, значит любить

Работали по заказу в лесном подросте внутри коттеджного поселка в 45 километрах от Санкт-Петербурга: пилили молодые деревца, таскали их ближе к дороге, складывали в большие кучи для размельчения - в общем, готовили участок для дальнейшего окультуривания, а может и постройки очередного дома для элиты. Работа не из легких, далеко не из легких.

Было нас трое: работодатель С., крепкий русский мужик лет эдак за сорок, сын его И., скажем так, задумчивый юноша перед широко открытой настежь дверью в жизнь, и я, который как ты знаешь, годками уже давно на выход, да еще и с шизоидными прибамбасами типа "ой, я бедный, ой, я несчастный, весь такой больной и никакой - дайте денег скорее!", да ко всему прочему чернявый, как гастарбайтер и малость тупой.

Батя у пацана - золотой запас России. Ради семьи он готов выполнять самые тяжелые работы, хоть на Луне. Не дурак - заказы на разовые работы находят его сами: зарекомендовал себя лучшим образом, договариваться об оплате умеет, в отличие от меня, пентюха, который, что получит, тому и рад несказанно.

Работодатель оказался несколько прижимистым в деньгах, но это понять можно: семья, дети, машина, налоги, кредиты, кризис в стране, америкосы с новыми санкциями, неурожай овощей и фруктов, депутаты с министрами неровен час опять какой хитрый закон придумают - не для облегчения жизни простого трудового народа, а ради элиты, чтобы им и дальше жилось припеваючи. Одна оплата за проезд по КАД сколько денег съедает! А коммунальные платежи? И везде плати-плати-плати, а тарифы все выше-выше-выше. Чиновники всякий стыд потеряли - ничего не решают, а зарплату получают.

Это был единственный недостаток работодателя С. - как уйдет в критику, так не остановить. Бывает, работаешь-работаешь и все вроде нормально - нет, найдет триммер на клинкер. Приключилось неритмичное сотрясение его легких и в отношении сына. 

Парень старательно складывал спиленные деревца вначале в маленькие кучи, а потом уносил их волоком к большой, но вот ведь незадача - неровно и кое-как. Отец не замедлил выразиться - раз, второй, третий, не только о неаккуратно сложенных деревьях в большой куче, но и том, что волочет он их неправильно - надо ветви зажимать не у самого конца, а ближе к середине, и - " что ты все время с такой кислой мордой ходишь, а?".

Последнее замечание отца, кажется, тысяча тридцать.. нет, ошибаюсь, всего лишь девятое по счету касалось потери времени на переворачивание деревьев у большой кучи и вывело его сына из себя:
- Перестань меня поучать по каждому поводу! Я сам знаю как делать, не маленький!          Ведь ты же сказал, чтобы концами в одну сторону и чтобы ровно! А как положить в одну сторону, если ветви здесь, а спил здесь?

Оба замолчали надолго, часа на три. И. стал работать без всякой охоты, уединился на другом конце участка с уже спиленными деревцами и ни шатко, ни валко продолжил складывать их в кучи, но уже волоча не по нескольку, а только по одному - и большие, и маленькие. С., наоборот, стал пилить деревца в удвоенной силой - сбросил негатив на сына и как вампир напитался его энергией?! Какие глупости!

Мне стало неловко и жалко обоих. Попросил у Господа дать совет, помолился о них.

Видя, что И. нуждается в помощи при волочении большого дерева, я спешно отправился на его участок. Мысль о примирении отца и сына не покидала меня:

- А ты полюби его! - осторожно начал я, не надеясь найти точные слова для утешения И. - Ведь он твой отец. В монастыре во время трудничества я так же не раз слышал обидные замечания в свой адрес, так же скисал и терял всякое желание выполнять послушание, трудился без огонька. Хвалить за работу там не принято - берегут от тщеславия.

Но все это были не те слова, не те - я чувствовал, что они не тронули парня.

И вдруг я сказал то, что удивило меня самого - эти слова были не от меня, а через меня:
- Если, к примеру, не дай Бог, мама твоя порежет руку, ведь тебе же станет очень жалко ее, и ты постараешься тут же, не задумываясь, принести ей йод и бинт - так?
- Да, - грустно ответил И.
- "Жалеть" по церковно-славянски значит "любить". А теперь представь, что отец твой поранился в душе - бес его поранил помыслом гнева, и от этого отец твой начал говорить тебе обидные слова. Он поранен - пожалей его, а лучше тут же помолись о нем: "Господи, спаси и помилуй отца моего". Его слова на повышенных тонах - это всего лишь форма раны. Он сейчас накричал на тебя, обидел, но за всякой формой всегда скрывается хотя бы искорка любви. А он твой отец. Я не сомневаюсь, что он любит тебя и желает тебе только лучшее. Учись видеть прежде всего содержание, а форма - мы не всегда бываем готовы к восприятию формы. Он может просто не смог в этот раз выбрать правильные слова, чтобы объяснить как и что надо делать, а вот в следующий раз у него получится. А может, наоборот, ты его научишь чему-то новому. Может ты сам когда-то вылечишь его от гневливости. Ведь так?

Он в ответ улыбнулся:
- Так.

Вскоре, минут через десять, оба - отец и сын - стояли рядом. Сын спрашивал у отца совета - спокойно, с достоинством. В глазах его светилось понимание, он как бы заново открывал для себя своего родителя.

Откуда во мне, балбесе и тунеядце, потерявшемся в жизни, родились те мудрые слова - одному Богу ведомо. Педагог из меня никакой, а уж психолог и подавно. Чудны дела Твои, Господи! А может зря я возомнил о себе невесть что? Обычные слова, просто вернулся на время к здравому рассуждению, сказал - вот и все. Какая мудрость? Не смеши звездопад Персеиды.

А вот еще, что удивительно. Трудились 12 часов кряду, с короткими перерывами на отдых. К концу с непривычки я устал так, что ноги не ходили, позвоночник не стонал, а ревел от переутомления, особенно больной позвонок, печень от физической нагрузки грозилась уйти в глубокий аут, да еще комары, воды не осталось - жажда страшная. И тут само собой пошел 50-й псалом, и - пришло облегчение!  Невероятно, но все время пока читал про себя молитву, будто сил кто прибавлял. Веришь?

В поселке все под охраной - въезд-выезд, благоустроенная территория, дома стоимостью никак не меньше миллиона долларов, красавец-мост через речку, на лицах редких прохожих спокойствие, степенность и миролюбие. То и дело мимо проезжают дорогие машины, за рулем которых в основном женщины.
 
- Живут же буржуи! И где столько наворовали? И мост, глянь, какой! В деревнях попробуй такой построить - годы уйдут, пока деньги выделят - сел на любимого конька замечательный симпатичный человек С., отец двух детей, неутомимый труженик, настоящий русский мужик.

Как подарок от Бога мне - в унынии и духовном расслаблении, как пример и повод к покаянию: ни дома, ни сына, а деревья срублены и сложены в кучи - ровно, спилами в одну сторону. 

Не судите его строго - ранен он. Пожалейте его. А жалеть, значит любить. Как Христос возлюбил всех нас, грешных. А мы?

Валерий Иванов-Р
Санкт-Петербург
26 июля 2017


Рецензии
Читал, читал, всё хорошо. И вдруг: "Христос возлюбил всех нас". Да как же это он нас "возлюбил" то? В чём его "любовь" выражается?

Филиппов Владимир   26.07.2017 22:59     Заявить о нарушении
Его любовь в каждом проявляется отдельно и по-разному: "по вере вашей, да будет вам". Во мне тем, что я до сих пор жив и могу еще нитями молитвы подлатать кафтан души моей, а делами украсить его, чтобы предстать пред Судом Господа достойно "образа и подобия" Его. Всех благ!

Валерий Иванов-Р   27.07.2017 09:15   Заявить о нарушении
Прочитал с удовольствием этот мудрый рассказ.
А возлюбил Христос нас в том,что верующему в его учение дал возможность найти в себе силы не отвечать злом на зло.
http://www.proza.ru/2016/08/12/164
"Господь не ошибается. ЛАГЕРНЫЕ ХРОНИКИ"

Посмотрите Валерий на досуге.
Это об умении прощать.
И Зиновьевичу рекомендую почитать про урок,которые тоже задумываются...
Здоровья вам земляки!

Яков Капустин   30.07.2017 17:10   Заявить о нарушении
Спасибо, Яков! Читаю Ваши рассказы, и этот тоже прочту

Валерий Иванов-Р   30.07.2017 17:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.