4. Добро ради Христа рассказ фантазия

                «Добро и зло в себе соединяя,
                Страдаем мы, а мир страдает в нас.
                И душу суетою исполняя,
                Мечтаем мы найти добра алмаз.

                Как отличить добро нам от обмана,
                Христос-Спаситель, Бог наш, вразуми.
                Не наглотаться б сладкого дурмана.
                Иисус Христос - Сын Божий, помоги».
                Странник.

Я оторвался от книги и посмотрел на обложку. На ней был изображён роденовский «Мыслитель». Было о чём задуматься. Книга называлась – «Добро и Зло в современном мире». В ней рассматривались взгляды на добро и зло, которые проповедуют некоторые современные духовно-философские течения. Особое внимание было уделено в ней эзотерическим учениям. Подробно раскрывались воззрения буддизма, теософии, каббалы, оккультизма и многих других мистических и полумистических направлений.
Они были очень разнообразны и достаточно сложны для понимания. Простым и ясным, у всех них, было только одно. В этом они полностью сходились и были похожи друг на друга, как две капли воды: - «Добро и Зло не случайно присутствуют в нашем мире. Они оба органически ему присущи и  не существуют друг без друга. Зло так же необходимо, как и Добро. Это его обратная сторона». Вот я и задумался над этим утверждением. А может это - правда? Может так оно и есть?
«Существуют же в Библии, в законе Моисея такие слова: - “Око за око, зуб за зуб”. То есть воздавай добром за добро, а злом за зло. Это совершенно правильный моральный закон. Он для того и существует, чтобы отличать людей нормальных от тех, кто творит зло, а тем паче от тех, которые отвечает злом на добро. К тем, которые со мной добры, с теми и я добр. А если кто-то со мной плох, тому и я ничем не обязан. Постараюсь воздержаться от зла к ним, но и добро для них делать совершенно не обязательно».
Примерно так я рассуждал, когда вдруг зазвонил телефон. Звонил Михаил, друг и коллега по работе. Оказывается у нас в городе проходит выставка: - «Культура древних народов Латинской Америки», в рамках - Дней Латиноамериканской культуры в России.
Он пригласил меня пойти вместе с ним. Был выходной и я согласился. Тем более что только что читал о некоторых индейских культовых учениях.
Выставка разместилась в трёх больших залах. В первых двух, где рассказывалось о культурах ацтеков и майя, мы с Михаилом провели более полутора часов. В конце второго зала, Михаил задержался у стенда, посвящённого календарю майя. Я топтался рядом, ожидая, когда же он оторвётся от него, и с нетерпением поглядывал в направлении третьего, где рассказывалось о культуре инков.
Вдруг, в самом его конце, уже у  выхода, где располагалось какое-то большое фотопанно, я увидел знакомую фигуру. Забыв о Михаиле, через весь зал, не обращая ни на что внимания, я устремился к своему таинственному знакомому.
Подойдя к нему, я поздоровался и, только теперь, обратил внимание на панно. На ней была большая и, по виду, древняя каменная плита, сфотографированная прямо в археологическом раскопе и только что очищенная от грунта. Вся её поверхность была покрыта причудливыми значками, высеченными на хорошо отшлифованной поверхности. Странник посмотрел на меня и сказал:
- «Эта находка была сделана в 1976 году, при раскопках затерянного в амазонской сельве города инков. Учёные относят время её создания к I-IV векам нашей эры. Возможно, она является современницей Христа и апостолов, или апостольских мужей.
Он задумчиво посмотрел на панно и кивнул в сторону  небольшого стенда, расположенного рядом.
              - Здесь рассказывается об истории попыток расшифровки выбитого на плите текста. Она полна драматических споров. Наиболее горячие дискуссии относятся к расшифровке группы немецких учёных. Они сделали её в начале восьмидесятых. Они утверждают, что там увековечена древняя легенда о «Великом Инке». Почитайте. Это очень интересная легенда.
Я подошёл к стенду и в самой середине его увидел то, о чём говорил Странник. Привожу полностью весь текст:

«ЛЕГЕНДА О ВЕЛИКОМ ИНКЕ»

Далеко-далеко, на самом западном краю земли, была большая страна, в которой правил Великий и Могучий Инка.
И вот, однажды, в его страну, с востока, где встаёт солнце, пришли странные люди. Они были во всём похожи на подданных Великого Инки, но кожа их была ослепительно белой, и носили они сияющие белые одежды. Они говорили о “чудесном” и показывали “чудесные вещи”. Они рассказывали о том, что там, далеко на востоке, где встаёт солнце, есть страна, в которой правит вечно молодой, кроткий и мудрый Царь, у которого есть эти “чудесные вещи”. А также и те, которые ещё более чудесны. И рассказать о них невозможно, так они чудны и удивительны.
Они показывали подданным Инки свои “чудесные вещи” и говорили про них. Но было многое в  этих вещах, о чём они не поведали никому. Лишь звали с собой, говоря: - “Пойдёмте за нами. Мы приведём вас в ту чудесную страну. Там всем нам будет удивительно и чудесно. И всех нас вечно молодой Царь примет радостно, как своих братьев”.
Услышав об этих людях Великий Инка рассердился и сказал своему народу: - “Я сам знаю всё об этих вещах. Больше и лучше, чем эти странные люди. Я прикажу своим мастерам сделать их по моему слову и раздам вам всем. И вы будете жить у меня так же, как живут у того Царя, будто вы и вправду пришли туда”. И он приказал своим слугам сделать такие же вещи, которые показывали странные белые люди. Ведь они не скрывали их, давая всем, кто хотел взять.
Когда слуги Инки сделали такие вещи, то они оказались очень похожи на вещи странных белых людей. И первое время никто не замечал разницы между ними. Поданные Великого Инки стали отворачиваться от белых сияющих людей. Ведь они звали куда-то идти, а здесь было всё то, к чему они призывали их идти. И не требовалось времени на путь. Постепенно все начали забывать о странных белых людях в сияющих одеждах.
Но вот прошло некоторое время и вещи, созданные мастерами Великого Инки, по его слову, начали ломаться. Но тогда уже мало кто помнил о белых людях в сияющих одеждах. Почти все забыли их. Забыли даже то, как они выглядели. Хотя кое-кто говорит, что они до сих пор ходят среди народа Инки и удивляют людей своими “чудесными вещами”. Но теперь стало очень трудно найти их и увидеть те, настоящие - “чудесные вещи”. Слишком тяжелы на подъём стали люди. И слишком широко во все стороны распростёрлась земля страны Великого Инки. 

Я повернулся к Страннику и спросил:
- Что же это были за «чудесные вещи»? И почему, если уж Инка смог их сделать, они сломались? 
- Я думаю, что эта легенда имеет глубокий символический смысл. И рассказывает  о столкновении двух взглядов на добро и зло. «Чудесные вещи» белых людей – это один взгляд. Я бы назвал его «христианским». А вещи, созданные по слову Инки – «мистический» взгляд на добро и зло. И, видимо, последний оказался несостоятельным, раз легенда говорит, что вещи Инки стали ломаться.
- Так как же вы сами для себя решаете проблему различения добра и зла?
Глаза Странника потемнели, как бы ушли в себя. Взгляд стал серьёзным и  задумчивым.
Немного помолчав, он сказал:
- «Вопрос этот очень глубокий. Ещё в начале III-го века нашей эры преподобный Антоний Великий называл духовными тех людей, которые умели различать добро и зло.
То, что посреди мирской суеты человек почитает добром и злом, очень часто таковыми не являются. К примеру, то, что человек, связывающий себя, в основном, только со своими телесными потребностями, почитает для себя добром, часто наносит вред его душе, его внутренней жизни. Он её почти не ощущает. И лишь когда заболевает душа, а затем и тело, он начинает осознавать, что что-то не так. А то, что полезно душе, часто требует от тела какой-либо жертвы, борьбы с собой, каких-то неудобств. И человек избегает этого, как чего-то злого.
Такое мирское понимание зла, как нарушение собственного покоя и удобств, как необходимости жертвовать собою ради других, приводит к отказу человека от всего этого. И кончается тем, что человек почитает добром лишь то, что ему удобно. В конце концов, оказывается, что выбирая между добром и злом, человек выбирает лишь между злом меньшим и злом большим. И в любом случае наносит вред своей душе. Он перестаёт правильно ориентироваться в своих нравственных проблемах. Добро и зло начинают ему казаться равноценными категориями, неизменно и необходимо присущими окружающему его миру. Мерилом добра и зла становится он сам. Всё, что хорошо для него, то – добро. Кто хорош с ним, тот добр. Всё что наоборот, то и есть – зло.
При таком взгляде, борьба со злом становится бессмысленной – ведь оно неуничтожимо. Остаётся только избегать его. Удаляться от людей, которые причиняют нам обиды и какие-либо тяготы. Избегать всяческих волнений, переживаний, в том числе сопереживания и сострадания людям, всяческой борьбы. Охранять своё нравственное спокойствие. Такое воззрение делает человека равнодушным.
На самом деле, конечно же, зло никоим образом не присуще миру, сотворённому Богом. И является результатом «творчества» самого человека, отказавшегося от Бога. Он возгордился! - И увлёкся обманом, привык сопротивляться своей совести. А зло не входит в планы жизни мира, поэтому оно и не является жизнью. Потому-то первым следствием зла является смерть, что оно есть нежизнь. Этим и объясняется то, что зло всегда приносит страдание живущим. Если бы оно было естественным, то не вызывало бы отчаяния и не толкало бы на самоубийство. Ибо смерть и жизнь не могут быть совместимыми. Смерть для жизни не естественна, и именно из этого следует, что и зло не естественно для мира.
Однако зло, необъяснимым образом, всё-таки стало неизменным спутником нашей жизни. Да, это так. Так захотел человек, преступивший данную ему заповедь. И Бог, даровавший ему свободу его воли, не желает отбирать её у него. Своим промыслительным действием, Он преодолевает самое страшное последствие зла. Побеждает саму смерть. И, преодолевая неестественность зла своею жертвенной любовью, Он наделяет её силою спасать нас, если мы переживаем зло как жертву, подобно тому, как сделал это и Он сам. Помня Его слова: - «Через искушение – падение, но и, через искушение, восстание из мёртвых», нам необходимо понимать, что первым признаком истинного добра есть его жертвенность.
Можно отдать свою жизнь за жизнь кого-то другого! – Но это не будет смертью …
- «Лишь добро совершённое ради Христа, есть истинное добро» – учит нас Предание Церкви.
- «Подражай Христу! Ибо Он Бог. И Добро, Благо, Истина и Любовь – это Его Имена» – говорит нам Предание. Сохраним в сердце и уме слова апостола Павла:
- «Любовь долготерпит и всё прощает. Никому не завидует и всему верит. Любовь никогда не отпадает (то есть никогда не покидает того, кого любит)».
Вот в этом и заключается разница между «чудесными вещами» странных белых людей, и теми, которые были сделаны мастерами Великого Инки, по его слову».
Кто-то громко вздохнул за моей спиной. Я оглянулся. Рядом с нами стояли несколько человек, среди которых был и Михаил, и, видимо, со вниманием слушали рассказ Странника.
- Так что же это значит? Неужели ученики Христа дошли и до Америки? – спросил Михаил.
- Не знаю. Может быть, и дошли. Но ведь это не важно, для правильного понимания добра и зла. Именно в этом я вижу ценность этой легенды. А учёные пусть спорят, и устанавливают свою, частную, научную истину. Вполне может быть, что легенда родилась и позже, когда христианство уже утвердилось в Старом Свете. И проникло в Новый Свет, с какими либо путешественниками доколумбовских времён. Кстати, считается, что империя Великого Инки образовалась намного позднее I-IV веков нашей эры. Но ведь возможно, что она бытовала, в каком-то  виде, у племён ранее живших на этих территориях.
Все зашумели. Вопросы посыпали один за другим. Но мой знакомый поднял руки и сказал:
- Прошу прощения, друзья мои. Но я спешу.
- Общайтесь с Богом, в покаянии грехов, причастии Тела и Крови Его. А главное беседуйте с Ним в молитве. Помните, что молитва происходит и при обычном разговоре с любым человеком! – Ведь Бог всё слышит и всё видит, даже то, что мы думаем …
Молитесь, и Господь ответит сам на все ваши вопросы. А если Он благословит меня что-либо пояснить вам, то мы обязательно встретимся. 
С поклоном простившись с нами, он вышел из зала.
Так закончилась наша четвёртая встреча.


Рецензии
"- Так как же вы сами для себя решаете проблему различения добра и зла? "

- Пожалуй, зло начинается тогда, когда человек (или ангел) перестает быть... с Богом и богом (Образом и Подобием Божиим), т.е. самовольно и желанно перестает быть принадлежным Совершенному Родству.
Где Власть Божия (всецелое истинное ТВОРЕНИЕ и ВЛАДЕНИЕ Миром и всем в Нем) в соприсущей нераздельной Гармонии соединяет в себе безконечное множество сущностей и качеств в Единстве... - и Свет, и Достоинство, и Истину во Всезнании, и Ответственность, и безконечно-разнообразные Силы всех уровней сущего, и Заботливость, и Творчество, и Внимание, и Сочувствие, и соучастие, и сопереживание, и Защиту, и Предвидение, и Помощь, и Питание, и поддержку, и учение, и нежность, и совершенствование... и Всемогущество Источника, и Жертвенность, во всеоживляющей и всеобъединяющей Любви, как Высшей всетворящей созидающей Силе Творца и Мироздания...

Что и определяет - Власть Источника Совершенства, Отца-Творца.

...Перестав же быть желанно-сопринадлежным Источнику Сущему, и даже полноте своих исконных качеств души от Отца-Творца, Ангел или человек вожделенно-самообращающе становится... - рабом едино-выделенного из всей полноты гармонии, безсмысленного ЧУВСТВА - самодовольства-самозначения-самовеличия-самости-эгоизма-гордыни (извращенного достоинства)... отдавая этому чувству и свою, оживляющую всё и вся - Любовь... Которое (чувство), в обретении верховной власти над всей душой и разумом, диктует требование удовлетворения себе... уже любым способом, пусть во лжи ли и скверне, и пусть уже лишь разрушением, осквернением и истязанием живого, как есть отделенное от разума и совести... - ЗЛО.

Как гоголевский нос, в надмении бездушном уверил и себя и всех, что он один над всем и всеми значимо возрос.

/и как уже привычная, марионеточная самоотдача себя во власть попеременным страстям, вожделениям, страхам, гонору, чревоугодию, иллюзиям и иным своим рабам-чувствам./

-
Сколь много всякого и важного и страшного - о зле,
а это рабство лишь, ничтожному, до отвратительности смерти.
будь хоть семи пядей, и сил, и величин... но Совершенства вне.
в том совести своей же вы поверьте.

Сергей Одиниз   25.08.2017 14:13     Заявить о нарушении
Человек - это всегда беседа с Богом!
В нём всегда присутствует Его голос - совесть!
Но человек свободен в том что считать совестью: голос Бога или своё мнение, которое он ставит на место Бога в себе...
Зло - когда человек беседует сам с собой, думая или претворяясь, сто беседует с Богом!
А добро - когда человек на самом деле беседует с Богом! Пусть он и не соглашается с Ним и грешит!! - Но ему стыдно за это...
Тому же, кто беседует только с собой - никогда не стыдно! - он всегда себя оправдает...

Сергей Михальчук   25.08.2017 16:07   Заявить о нарушении
"Но человек свободен в том что считать совестью: голос Бога или своё мнение, которое он ставит на место Бога в себе..."

-Пожалуй, в подавляющем большинстве, человек давно уже и не ищет, и не думает: - может ли то или это быть совестью и Божиим, или нет (как эти думы могут быть осуждающим препятствием его жлобским чаяниям), но попросту - не замечает (и не хочет замечать), ни исконного в себе, ни даже очевидного и здравого... уже привычно рабствуя предпочтениям, внушениям и вожделениям, в изощренном оправдании их, или и не заморачиваясь этим. Поскольку разум, отъятый от свободного здравого смысла, так или иначе уже отдан зависимой логике предпочтений (логике гонора, страсти, страха, побуждений, немощей...)
Т.е. где всё и вся в себе, определяет - приоритетное желание(я). осознанно или не вполне. тем более, соединенное с намерением.

Как сказал когда-то еще Иоанн Златоуст (не дословно): - Всё мировоззрение, расположение и сущность человека, можно заключить в двух словах: "хочу - нехочу".

- "Незамечание", (ни Истины, ни настоящего, ни здравого, ни даже стралшного... в навязываемом и согласно-принимающемся примитивном абсурде и отпущенной скверне), - пожалуй, самая определяющая и усугубляющаяся примета человека.
Где ныне, так или иначе, большинство дает себя уговорить - переступить черту невозврата, "незамечая", что отрекается уже от последного, что у него осталось исконного, - от своего, дарованного Богом имени и самовластия, как и от Самого Источника Жизни, к страшнейшей участи... лишь ради удобства временной удобной бытовухи.
И не желая, и "не видя" и "не слыша" вопиющих о том.
**

"Зло - когда человек беседует сам с собой, думая или претворяясь, что беседует с Богом!"

- Пожалуй, точнее будет сказать: - когда в самости даже и не думают о Боге, или же, в хорошизме, придумывают себе удобного самости "бога". каждые на свой себе лад.
Чего, очевидно, в подавляющем большинстве.
**

"А добро - когда человек на самом деле беседует с Богом! Пусть он и не соглашается с Ним и грешит!! - Но ему стыдно за это..."

- Вообще-то, хоть какое несогласие с Богом, - это совсем не добро... где по-определению, и гордыня (пусть и непризнаваемая в себе), и заблуждение зашедшейся ограниченной самости.. доводящие даже и духовных до прелести.
**

"Тому же, кто беседует только с собой - никогда не стыдно! - он всегда себя оправдает..."

- Думаю, тут несколько чрезмерная категоричность.
Ведь и совесть и дух, и страх... хоть и исподволь, но как исконная незыблемая сущность (пусть и придушенная, всё ж хоть как приостанавливают или утишают вырывающиеся из штанов гонор, безумие, страсти и похоти.

Как говорили святые, - видеть плохое (в человеке и вовне) - не добродетель. Но - умение, с Божией помощью, разглядеть и выделить доброе или качество могущее стать спасительным в человеке (возможно, и им неосознаваемое).. как и упреждающую Божию закономерность в окружающем.

Сергей Одиниз   26.08.2017 09:57   Заявить о нарушении
Каждый человек уникален в своём общении с Богом!
Потому уникальна и его совесть...
Каждый человек пытается выразить словами свою совесть и описать своё впечатление о Боге!
Поэтому каждый богословствует по своему...
Хотя богословие это такой феномен, который более доступен для унификации, чес совесть, пусть и не до конца...
По-сути дела - общество - социум и есть исторический процесс попыток такой унификации...

Сергей Михальчук   26.08.2017 10:20   Заявить о нарушении
"Каждый человек уникален в своём общении с Богом!
Потому уникальна и его совесть..."

- простите, в какой связи?
уникальность представлений, предпочтений, мировоззрения и восприятий Вышнего у человека, обусловлена десятками, если не сотнями особенностей души, рода, условий, причин и соотношений. где довлеющий приоритет у большинства людей, к сожалению, остается за лукаво-грешной самостью... через которую часто и Господу не пробиться (т.е. против воли и выбора человека).

а совесть, как и дух, всегда в неизменной исконной чистоте и сопричастности Творцу, как личный остов, корректор и первый посмертный судья от Истины... которой так же бывает очень тяжело пробиться к душе человека, часто уже под властью бессмысленных возбудителей и чувств.

и если уникальность индивидуальности каждого человека - очевидна и неоспорима.. пусть и под одними превалирующими "тараканами",
то отличительные индивидуальные особенности именно совести, вряд ли можно хоть как предметно охарактеризовать. кроме разности меры допущенности её к той или иной душе.
**

"Каждый человек пытается выразить словами свою совесть и описать своё впечатление о Боге!
Поэтому каждый богословствует по своему..."

- Возможно, Вы хотели сказать, что большинство людей, так или иначе, явно или исподволь, постоянно пытается оправдаться перед своей совестью, самообразом и ближними... забывая и Бога, в настырности совмещения несовместимого (чести и лукавства, лени и достатка, веры и вожделений, достоинство и рабство греху...), перемежая сие выпутыванием из закономерных последствий..
И исходя из всего этого, соответно подбирает и наиболее выгодное себе личное "богословие". Не забывая забывать и исконную первооснову сему - самоотречение, послушание Истине и жертвенность, по Вышнему Примеру..
**

"Хотя богословие это такой феномен, который более доступен для унификации, чес совесть, пусть и не до конца...
По-сути дела - общество - социум и есть исторический процесс попыток такой унификации..."

- Ну да, ...и для унификации, и для выгодных выборочных инсинуаций, и даже для лукавого извращения... чего невозможно проделать с совестью, кроме как заглушить её, лишив власти.
Социум же, исторически унифицирует не БогоСловие, но отдельные выборочно-выгодные смешения из него, по факту превращая в самословие, а ныне уже - в бесословие, кощунно используя для этого и богословские тексты.

-
всмысле, если рассуждения в охотку.
т.е. докучать не будуе, сли че... ))


Сергей Одиниз   26.08.2017 18:52   Заявить о нарушении
Я припоминаю, что Василий Великий и Владимир Мономах сходились во мнениях по поводу тяжести! Вот только не помню точно чего - то ли богословских споров, то ли какой-то шапки...

Сергей Михальчук   26.08.2017 20:11   Заявить о нарушении
... то ли легкомыслия

Сергей Одиниз   26.08.2017 23:31   Заявить о нарушении
простите, доброго Вам

Сергей Одиниз   27.08.2017 04:04   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.