141 Путешествие в Брянск Амалия Адлерберг

141 Путешествие калужан в Брянск. 16-17 июня 2017. Первая любовь Тютчева.
Нина Анатольевна Суворова, Александр Сергеевич Суворов (Александр Суворый)

Данные исследователя Вадима Кожинова, Википедии и других источников:

Амалия все тридцатые годы XIX столетия блистала в свете, восхищая своим умом и красотой не только поэтов, императоров, мужчин, но и женщин. «Она была в белом платье, зелёные листья обвивали её белокурые локоны; она была блистательно хороша» (Александра Смирнова-Россет об Амалии Крюденер на балу в Аничковом дворце).

Амалия Крюденер стремилась добиться как можно более высокого положения в обществе. «Она хотела вознаградить себя за навязанное ей замужество и окружила себя блестящим обществом, в котором она играла роль и могла повелевать. У неё и в самом деле были манеры и повадки настоящей гранд-дамы» (Великая княжна Ольга Николаевна в письме своей тётке Амалии).

По высочайшему соизволению российского императора Амалия Крюденер получила в дар имение с прелестным парком и стала соседкой и близкой подругой любимой дочери императора, великой княгини Марии Николаевны. Однако с зимы 1838 года место императора Александра II около этих прелестниц занял граф Бенкендорф – всесильный шеф царских жандармов.

«Служба Бенкендорфа очень страдала от влияния, которое на него оказывала Амели. Как во всех запоздалых увлечениях, было в нём много трагического. Она пользовалась его деньгами, его связями, где и как только ей это казалось выгодным, а он – и не замечал этого. Странная женщина! Под добродушной внешностью и прелестной, часто забавной натурой скрывалась хитрость самого высокого порядка» Великая княжна Ольга Николаевна в письме своей тётке Амалии).

Однако свои «хитрости» Амалия Крюденер использовала не только для себя и своего мужа, но для того, чтобы устроить жизнь и судьбу Фёдора Ивановича Тютчева и его семьи. Она во многом способствовала переезду Тютчевых в Россию и получению Фёдором Ивановичем новой должности. «Поэт всегда неловко чувствовал себя после этих услуг. Но у него, обременённого большой семьёй, просто не было иного выхода».

После смерти А.С. Крюденера Амалия Максимилиановна стала женой финляндского губернатора и члена Государственного совета графа Н.В. Адлерберга. В то время ей уже исполнилось сорок шесть, но она всё ещё слыла красавицей. Их с Тютчевым дружба-любовь длилась всю жизнь.

В июле 1870 года Фёдор Иванович лечился в Карлсбаде. Амалии Максимилиановне исполнилось шестьдесят два, Тютчеву – шестьдесят семь. Впечатления, навеянные встречами и общением стареющего Фёдора Ивановича Тютчева с некоей К.Б., вдохновило его на эти бессмертные строки гимна своей первой любви…

Я встретил вас – и всё былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое –
И сердцу стало так тепло...

Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенётся в нас, –

Так, весь обвеян дуновеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты...

Как, после вековой разлуки,
Гляжу на вас, как бы во сне,—
И вот – слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне...

Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь, —
И то же в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!..

(К.Б. - Графиня Клотильда фон Ботмер (1809-1882), родная сестра первой жены Ф.И. Тютчева Элеоноры фон Ботмер, в первом замужестве Петерсон).

Последняя встреча Фёдора Тютчева и Амалии Адлерберг (Крюденер, Лерхенфельд ) произошла 31 марта 1873 года, когда разбитый параличом поэт вдруг увидел у своей постели Амалию Максимилиановну. Лицо его сразу просветлело, в глазах показались слезы. Он долго молча смотрел на неё, не произнося от волнения ни слова.
На следующий день Фёдор Иванович дрожащей рукой написал несколько строк дочери Дарье:

«Вчера я испытал минуту жгучего волнения вследствие моего свидания с графиней Адлерберг, моей доброй Амалией Крюденер, которая пожелала в последний раз повидать меня на этом свете и приезжала проститься со мной. В её лице прошлое лучших моих лет явилось дать мне прощальный поцелуй…».

Амалия Максимилиановна пережила своего друга на пятнадцать лет…

(На фото: портрет графини Амалии Максимилиановны Адлерберг, 1850-е).


Рецензии