Когнитивный диссонанс поколений

Прежде всего, несколько слов о научном инструментарии , позволяющем нам более полно поговорить, а может быть, даже и приоткрыть сущность заявленной темы.

Когнитивный диссонанс (от лат. cognitiо «познание» и dissonantia «несозвучность», «нестройность», «отсутствие гармонии») — состояние психического дискомфорта индивида, вызванное столкновением в его сознании конфликтующих представлений: идей, верований, ценностей или эмоциональных реакций.

Когниция - 1. познавательный акт; 2. процесс познания, с помощью которого происходит обработка информации (например, восприятие, внимание, память).

                **********************************

Полагаю, этого будет вполне достаточно, чтобы поговорить на эту тему предметно. В чем же, все-таки, главная причина отсутствия гармонии между поколениями? Важная тема – достаточно лишь вспомнить роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», написанный ещё в 60-е годы XIX века. И что!? За прошедшие полтора века разве решена эта проблема? Увы – нет! Более того, с бурным ростом науки и техники, она ещё более обострилась и по прежнему, продолжает успешно педалироваться самим государством – да, да, тот самый принцип: «Разделяй и властвуй!» Государству всегда было выгодно разделять поколения, чтобы у молодого поколения формировать новые принципы и представления о жизни, без учета исторического и бытового опыта старших поколений.

Бурное развитие цивилизации все время сужает рамки поколений – и если раньше опыт земледелия, ремесленничества, торговли и прочих сфер жизнедеятельности человека передавался веками, то сейчас он может за одно поколение измениться настолько, что все достижения и познания родителей могут быть для детей, почти совершенно непригодными и даже архаичными. Если когниция родителей, т.е. процесс познания и восприятия окружающей действительности, зачастую, основан на ПАМЯТИ – и именно ею они продолжают пользоваться, как некогда удачным и успешным инструментом, позволившим им добиться успехов, то для их детей этот инструмент – все эти «приемы», «правила» и «мудрости» уже становятся малозначимыми и устаревшими.

Ибо процесс познания мира у детей, всегда отличался, и все более и более отличается теперь, от процесса познания их родителей. Основными инструментами их познания являлись всегда, и в особенности сейчас являются ВНИМАНИЕ и ВОСПРИЯТИЕ окружающей действительности. И дороги поколений все больше и больше расходятся, не только в оценке значимости прошлого опыта и традиций, но самое главное – в критериях успеха, его значимости и целесообразности. Дети перестают понимать родителей, а родители – детей. НЕСОЗВУЧНОСТЬ и НЕСТРОЙНОСТЬ отношений в семье порою обостряются настолько, что семьи распадаются уже не столько по межличностным несоответствиям супругов, сколько по ОТСУТСТВИЮ ГАРМОНИИ между поколениями.

Родители, тогда, как правило, начинают больше тяготеть к внукам, и это понятно – детскую ответную любовь и их внимание к бабушкам и дедушкам завоевать проще. Но и здесь наступает еще более быстрый процесс «прозрения», когда у внуков и внучек не остается по отношению к архаичным бабушкам и дедушкам ничего более, как былая нежность, да лишь ответная забота и внимание, в лучшем случае. Следует отметить, к великому сожалению, что на уступки по корректировке, а то и вовсе по отбрасыванию своих прежних когниций вынуждены чаще идти сами родители – они смиряются с новыми веяниями времени, полагаясь на рассказы и горячие уверования своих детей. А чаще же, просто идут на поводу прихотей и избалованностей своих детей. Жертвуют своими принципами, своим опытом, своим достатком, ради призрачного, а зачастую и ошибочного восприятия своими детьми окружающего мира.

И именно старшее поколение, зачастую, начинает поиск той информации, которая устранила бы тот внутренний диссонанс между поколениями. Ладно бы, если бы это были ответственные и основательные знания, приводящие к аргументированной корректировке поведенческой линии детей. А то, ведь, кончается все эти копания в современности, выводами: либо - «Они умнее нас – мы того не знали в свое время, что знают они», либо – «Время и их обломает – полетают, полетают, да и сядут на навозную кучу». Успокоив таким образом свой внутренний диссонанс, родители, зачастую окунаются в личную жизнь, нагоняя то, что не успели по молодости. Да только надолго ли! Разочарования и несбывшиеся надежды их детей так или иначе, все равно будут стучаться в родительскую дверь.

Каков же выход? А он прост, как пареная репа! Родителям надо подниматься, насколько это возможно, до уровня детей – смешно звучит? Если для вас это звучит смешно, то вы неправильно поняли прочитанное или не посчитали нужным, его понять! Да к тому же и забыли то самое: "Будьте, как дети!" Здесь уже я должен сказать: «Время вас обломает!». А что детям? А детям нужно опускаться до уровня родителей, в прямом и переносном смыслах. В прямом – откуда что берется, как должно тратиться, что могут и что не могут сделать родители и пр. А в переносном – «вростать» в их жизнь, с их тревогами, волнениями, болезнями, удачами и ошибками – они у них будут почти такие же, только окрашены будут временем по другому. И запомните: нигде более, как именно в устранении Когнитивного диссонанса поколений, так важно ОБОЮДНОЕ понимание и использование методов и процессов познания окружающего мира – вот в этом надо идти на уступки: взрослым надо почаще глядеть на мир глазами ребенка, а детям – глядеть на жизнь, хотя бы иногда, глазами взрослых. И не просто глядеть - а жить, так глядя! Причем, этого можно достичь только в совместной деятельности, повседневно и не навязчиво, начиная как можно раньше! Удач, вам, в этом!!!


Рецензии
Просто мы детям становимся неинтересны. У них не хватает для нас времени или они не видят пользы в этом общении. Короче: так было всегда и видимо, заложено в самой природе. У диких зверей матери и детёныши, в определённый период, расстаются навсегда. Наши дети рвутся быть независимыми, не слушать поучений и хотят всё испробовать сами. Нет, мы за ними не угонимся. Ослабевает память, внимание, моторика. Им с нами будет всегда скучно. Сорок пять минут общения- максимум, а потом детям хочется о нас уйти. Такова жизнь.

Елена Полл   01.08.2017 14:52     Заявить о нарушении
Из Вашей "печали" можно сделать ценнейший вывод, смысл, цель, оценку, установку для человеческой жизни: "Быть интересным, полезным и незаменимым для окружающих и потомков, пока сама жизнь не сотрет наше имя или не найдет достойного последователя нам." Разумеется, эта цель для простых смертных недостижима, но за достойное правило можно принять. Как там у Бальзака: "Чтобы попасть в кого-нибудь на облаках, необходимо брать прицел на Бога!" Прости меня Господи! Вот что надо внушать молодым, говоря о цели и смысле жизни!!!

Анатолий Федосов   01.08.2017 18:39   Заявить о нарушении
Да, я ещё и сама не поняла смысла жизни, чтобы что-либо такое внушать своим детям.

Елена Полл   01.08.2017 19:24   Заявить о нарушении
Самое надежное - это опираться на пример Природы: веточка за веточкой тянется дерево ввысь. И каждая молодая веточка опирается на ветвь прошлого года, не будь этой опоры и её питания - она засохнет. Понятно, что с каждой весной все ветви вновь оживают - такое трудно представить с поколениями людей, но в приближении и иносказании можно найти сходство. Ежели представить за движущие соки - мысли, незаконченные дела, чаяния, надежды и много чего еще предыдущих поколений, которые должны питать, словно соками следующие поколения. Дела нужны и их никогда не поздно начинать - они будут питать жизнь идущих следом. Садите сады, везде, во всем!!!

Анатолий Федосов   01.08.2017 20:30   Заявить о нарушении
А самое простое: рождайте себе подобных. Чем успешно миллионы лет и занимаемся, а история- она по-спирали... По сути- одно и то же, с маленькими изменениями и дополнениями. Значит, что есть смысл жизни человека? Продолжение рода человеческого, а вот это и внушать никому не надо, поэтому детям с нами и скучно.

Елена Полл   01.08.2017 23:33   Заявить о нарушении
Этот, Вами приводимый, смысл жизни скорее схож с покосным лугом - да, раньше старики строго следили за тем, чтобы трава созрела и осеменила землю. Разнотравье было - залюбуешься! Возможно так и было в древние времена - не брали в легион, пока не родил сына - продолжателя рода.
Ну, а ежели Вы намекаете на молодые забавы, в которых старшим нет никакого места - только отнимают время и кайф своими моралями, то это скорее от животных. Да и то, там природа животных мудрее - позволяют себе любовные игры один раз в год. Разве только воробьи умудряются по 4 раза в сезон выводить птенцов. Так что не спирали и покосного луга достоин человек, а сада!!!

Анатолий Федосов   02.08.2017 13:23   Заявить о нарушении
Да я просто пытаюсь найти и понять смысл жизни, но не понимаю ничего...

Елена Полл   02.08.2017 23:43   Заявить о нарушении