Когнитивный диссонанс поколений
Когнитивный диссонанс (от лат. cognitiо «познание» и dissonantia «несозвучность», «нестройность», «отсутствие гармонии») — состояние психического дискомфорта индивида, вызванное столкновением в его сознании конфликтующих представлений: идей, верований, ценностей или эмоциональных реакций.
Когниция - 1. познавательный акт; 2. процесс познания, с помощью которого происходит обработка информации (например, восприятие, внимание, память).
**********************************
Полагаю, этого будет вполне достаточно, чтобы поговорить на эту тему предметно. В чем же, все-таки, главная причина отсутствия гармонии между поколениями? Важная тема – достаточно лишь вспомнить роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», написанный ещё в 60-е годы XIX века. И что!? За прошедшие полтора века разве решена эта проблема? Увы – нет! Более того, с бурным ростом науки и техники, она ещё более обострилась и по прежнему, продолжает успешно педалироваться самим государством – да, да, тот самый принцип: «Разделяй и властвуй!» Государству всегда было выгодно разделять поколения, чтобы у молодого поколения формировать новые принципы и представления о жизни, без учета исторического и бытового опыта старших поколений.
Бурное развитие цивилизации все время сужает рамки поколений – и если раньше опыт земледелия, ремесленничества, торговли и прочих сфер жизнедеятельности человека передавался веками, то сейчас он может за одно поколение измениться настолько, что все достижения и познания родителей могут быть для детей, почти совершенно непригодными и даже архаичными. Если когниция родителей, т.е. процесс познания и восприятия окружающей действительности, зачастую, основан на ПАМЯТИ – и именно ею они продолжают пользоваться, как некогда удачным и успешным инструментом, позволившим им добиться успехов, то для их детей этот инструмент – все эти «приемы», «правила» и «мудрости» уже становятся малозначимыми и устаревшими.
Ибо процесс познания мира у детей, всегда отличался, и все более и более отличается теперь, от процесса познания их родителей. Основными инструментами их познания являлись всегда, и в особенности сейчас являются ВНИМАНИЕ и ВОСПРИЯТИЕ окружающей действительности. И дороги поколений все больше и больше расходятся, не только в оценке значимости прошлого опыта и традиций, но самое главное – в критериях успеха, его значимости и целесообразности. Дети перестают понимать родителей, а родители – детей. НЕСОЗВУЧНОСТЬ и НЕСТРОЙНОСТЬ отношений в семье порою обостряются настолько, что семьи распадаются уже не столько по межличностным несоответствиям супругов, сколько по ОТСУТСТВИЮ ГАРМОНИИ между поколениями.
Родители, тогда, как правило, начинают больше тяготеть к внукам, и это понятно – детскую ответную любовь и их внимание к бабушкам и дедушкам завоевать проще. Но и здесь наступает еще более быстрый процесс «прозрения», когда у внуков и внучек не остается по отношению к архаичным бабушкам и дедушкам ничего более, как былая нежность, да лишь ответная забота и внимание, в лучшем случае. Следует отметить, к великому сожалению, что на уступки по корректировке, а то и вовсе по отбрасыванию своих прежних когниций вынуждены чаще идти сами родители – они смиряются с новыми веяниями времени, полагаясь на рассказы и горячие уверования своих детей. А чаще же, просто идут на поводу прихотей и избалованностей своих детей. Жертвуют своими принципами, своим опытом, своим достатком, ради призрачного, а зачастую и ошибочного восприятия своими детьми окружающего мира.
И именно старшее поколение, зачастую, начинает поиск той информации, которая устранила бы тот внутренний диссонанс между поколениями. Ладно бы, если бы это были ответственные и основательные знания, приводящие к аргументированной корректировке поведенческой линии детей. А то, ведь, кончается все эти копания в современности, выводами: либо - «Они умнее нас – мы того не знали в свое время, что знают они», либо – «Время и их обломает – полетают, полетают, да и сядут на навозную кучу». Успокоив таким образом свой внутренний диссонанс, родители, зачастую окунаются в личную жизнь, нагоняя то, что не успели по молодости. Да только надолго ли! Разочарования и несбывшиеся надежды их детей так или иначе, все равно будут стучаться в родительскую дверь.
Каков же выход? А он прост, как пареная репа! Родителям надо подниматься, насколько это возможно, до уровня детей – смешно звучит? Если для вас это звучит смешно, то вы неправильно поняли прочитанное или не посчитали нужным, его понять! Да к тому же и забыли то самое: "Будьте, как дети!" Здесь уже я должен сказать: «Время вас обломает!». А что детям? А детям нужно опускаться до уровня родителей, в прямом и переносном смыслах. В прямом – откуда что берется, как должно тратиться, что могут и что не могут сделать родители и пр. А в переносном – «вростать» в их жизнь, с их тревогами, волнениями, болезнями, удачами и ошибками – они у них будут почти такие же, только окрашены будут временем по другому. И запомните: нигде более, как именно в устранении Когнитивного диссонанса поколений, так важно ОБОЮДНОЕ понимание и использование методов и процессов познания окружающего мира – вот в этом надо идти на уступки: взрослым надо почаще глядеть на мир глазами ребенка, а детям – глядеть на жизнь, хотя бы иногда, глазами взрослых. И не просто глядеть - а жить, так глядя! Причем, этого можно достичь только в совместной деятельности, повседневно и не навязчиво, начиная как можно раньше! Удач, вам, в этом!!!
Свидетельство о публикации №217073100394
Елена Полл 01.08.2017 14:52 Заявить о нарушении
Анатолий Федосов 01.08.2017 18:39 Заявить о нарушении
Елена Полл 01.08.2017 19:24 Заявить о нарушении
Анатолий Федосов 01.08.2017 20:30 Заявить о нарушении
Елена Полл 01.08.2017 23:33 Заявить о нарушении
Ну, а ежели Вы намекаете на молодые забавы, в которых старшим нет никакого места - только отнимают время и кайф своими моралями, то это скорее от животных. Да и то, там природа животных мудрее - позволяют себе любовные игры один раз в год. Разве только воробьи умудряются по 4 раза в сезон выводить птенцов. Так что не спирали и покосного луга достоин человек, а сада!!!
Анатолий Федосов 02.08.2017 13:23 Заявить о нарушении
Елена Полл 02.08.2017 23:43 Заявить о нарушении