Династия. Часть 2. Вольдемар Густавович Каппер

Начало http://www.proza.ru/2017/07/31/637

Биографические очерки династии лесоводов Капперов. Воронеж 2017г.

Фото из архива автора. Слева Вольдемар Густавович Каппер, справа вверху С-Петербургский  государственный лесотехнический университет (Лесотехническая Академия им. Кирова),  справа внизу В.Г. Каппер  со студентами 1923 г.

Глава 3. Вольдемар Густавович Каппер

                Вольдемар Густавович Каппер  родился  10 мая 1885 года в городе Ораниенбауме С-Петербургской губернии. Начальное образование получил в Ораниенбаумском городском училище, а затем перешёл на реальное отделение Анненского училища в Санкт-Петербурге.   
                Своим детям  Густав Вильгельмович решил дать хорошее добротное образование на родном для них немецком языке. Для этого как нельзя лучше подходило Училище Святой Анны (Анненшуле, нем. Annenschule) — школа в Санкт-Петербурге, основанная в 1736 году для обучения детей немецких поселенцев. В настоящее время в обоих зданиях школы находится физико-математический лицей
№ 239
                В разные годы в Анненшуле учились и воспитывались учёный и путешественник Н. Н. Миклухо-Маклай, востоковед В. В. Струве, врач и педагог П. Ф. Лесгафт, юрист А. Ф. Кони, писатели А. К. Шеллер-Михайлов актёры С. А. Мартинсон и Б. А. Фрейндлих, ювелир К. Г. Фаберже, гроссмейстер В. Л. Корчной и многие другие |2|.

                Без императора Петра 1 и здесь не обошлось: в 1711 году для создания Литейного  и Пушечного двора пригласили мастеров из Дании, Швейцарии, Голландии и Германии. Многие из них приезжали на постоянное место жительство. Они со своими семьями селились в слободах и создали свою лютеранскую общину, а в 1722 году построили деревянную лютеранскую церковь. Её первым настоятелем стал Иоганн Леонард Шатнер, который прибыл из Москвы в составе полка, назначенного в гарнизон Литейного двора. По своей инициативе Шатнер стал обучать немецкой грамоте и Закону Божьему нескольких мальчиков - детей прихожан. Вскоре популярность учителя возросла, и в церкви для занятий стало не хватать места. Поэтому Шатнер начал добиваться у общины согласия на постройку отдельного школьного здания. С помощью графа Якова Вилимовича Брюса школа в отдельном деревянном здании около церкви была построена и третьего января 1736 года торжественно освящена. Этим было положено начало Анненшуле.
 
                В 1740 году умерла императрица Анна Иоанновна, пожертвовавшая в своё время большую сумму денег на строительство нового храма. Церковный совет решил, что новая церковь будет носить имя Святой Анны (до этого она называлась церковью Святого Петра или кирхой «на Литейном дворе»). Одновременно это название получила и школа при церкви. С тех пор она стала называться Училищем Святой Анны или, по-немецки -Annenschule. Школу неоднократно перестраивали. В 1889 году на деньги, пожертвованные выпускниками школы, по проекту архитектора В. А. Шрётера к зданию школы был пристроен гимнастический зал арочного типа со стальным каркасом, удостоенный на Всероссийской гигиенической выставке 1893 года золотой медали, как не имеющий себе равных в Европе.
                К началу XX века Анненшуле состояла уже из мужской и женской гимназий, реального училища, элементарной и подготовительной школ, и сиротского дома. К 1910 году в Анненшуле обучалось 1733 ученика.

                Вольдемар, а впоследствии и мой дедушка Оскар учились в Анненшуле. Там обучали русскому, немецкому, французскому и английскому языкам. Изучали закон божий, арифметику, математику, алгебру, историю, естествознание, физику, математическую географию, рисование и законоведение. После окончания училища выпускники завершали образование в Германии. В автобиографии Вольдемар не упоминает о своей стажировке и в листке по учёту кадров пишет, что за границей не был. Почему Вольдемар не стажировался мне неизвестно. В анкетах он писал, что свободно владеет тремя иностранными языками.  Мой дедушка (Оскар) был на стажировке в Берлине, совершенствовал язык и вскоре разговаривал на чистейшем берлинском диалекте, который сохранил до конца жизни.

                Окончание Анненшуле давало право поступления в высшие учебные заведения, как отмечалось в аттестате, с «соблюдением правил, изложенных в уставах по принадлежности».
                После окончания училища в 1905 году, Вольдемар поступил в Санкт-Петербургский императорский Лесной институт, основанный в 1803 г. по указу императора Александра 1, и окончил его в 1912 году со званием учёного лесовода 1 разряда.

                С первых лет своего существования Лесной институт стал центром русской лесной науки. Широко известны имена ученых Лесного института — лесоводов А. Ф. Рудзкого, Д. М. Кравчинского, Г. Ф. Морозова, В. Д. Огиевского, химика М. Г. Кучерова, почвоведа П. А. Костычева, ботаника И. П. Бородина, энтомолога Н. А. Холодковского и других, много сделавших для развития лесного образования в России.  Здесь успешно работали академики В. Н. Сукачев, Н. Н. Павловский, К. К. Гедройц, И. В. Тюрин, члены-корреспонденты АН СССР профессора Л. А. Иванов и Н. И. Никитин, профессора М. М. Орлов, М. Е. Ткаченко, Н. П. Кобранов, В. Н. Михайлов, Д. Ф. Шапиро и другие.

                Трудно переоценить роль такого уважаемого учебного заведения для лесной науки, лесного хозяйства и лесной промышленности.  Ноябрьским постановлением ВЦИК 1929 г. институт переименовали в Лесотехническую Академию.

                Ленинградская ордена Ленина Лесотехническая Академия имени С. М. Кирова - старейшее и самое крупное в мире высшее лесное учебное заведение. История Академии отражает этапы возникновения и развития лесного образования и лесной науки, связанных с опытом ведения хозяйства в русских лесах более чем за полтора столетия — от организации примитивных лесных промыслов до современной лесной индустрии.
                Ныне Академия носит название Санкт-Петербургский госуда;рственный лесотехни;ческий университе;т им. С. М. Ки;рова (СПбГЛТУ), который  несмотря на это более известен также как Лесотехническая академия, (ЛТА) - высшее учебное заведение Санкт-Петербурга.

                Лесотехнический университет расположен в четырёх учебных корпусах на территории старейшего парка Санкт-Петербурга, основанного в 1827 году. Общая площадь парка превышает 65 га.
Студенты обучаются на семи факультетах:
                Лесохозяйственный факультет (ЛХФ)
                Лесоинженерный факультет (ЛИФ)
                Факультет механической технологии древесины (МТД)
                Лесомеханический факультет (ЛМФ)
                Факультет химической технологии и биотехнологии (ФХТБ)
                Факультет экономики и управления (ФЭУ)
                Факультет ландшафтной архитектуры (ФЛА)

                За годы работы подготовлены десятки тысяч специалистов лесного профиля.

                Работая над архивами и разбирая присланные мне документы я, в который раз подумал о том, что как много значат для всех  наши учителя, наставники. В судьбе каждого из нас обязательно присутствуют те самые знАковые фигуры, во многом определившие наше мировоззрение. Именно они являются главными в выборе профессии, участвуют в нашем становлении, дают вектор развития всей нашей жизни.
                У Вольдемара и Оскара это были в первую очередь выдающиеся отечественные лесоводы Георгий Фёдорович Морозов, Николай Петрович Кобранов и другие. Особенно близкие рабочие и дружеские отношения у Вольдемара сложились с Василием Дмитриевичем Огиевским.

                В.Д. Огиевский (1861 – 1921) обладал энциклопедической широтой научных воззрений, являлся одним из основоположников лесного опытного дела. В 2011  году исполнилось 150 лет с его рождения, а в годы учения Вольдемара Каппера, Василий Дмитриевич уже предложил организовать в России сеть лесных опытных станций, программу развития лесного семеноводства, методы и меры рубок ухода, а главное искусственного лесовозвращения. В 1909 году ему поручается организовать и возглавить первую в России контрольную станцию лесных  семян. Станцию подчинили Лесному департаменту и разместили в здании Лесного института и  в том же году он удостоен звания «Ревизор лесоустройства».

                С 1912 г. профессор Огиевский  заведовал кафедрой частного лесоводства.  Одновременно вел обширные работы на своих пробных площадях в ряде лесничеств и продолжал заведовать контрольной семенной станцией. Она была прекрасно оснащена на средства Лесного департамента и осуществляла не только контроль качества семян, но и координацию научной работы: изучение причин, влияющих на прорастание и всхожесть семян, разработку методов применения  математической статистики при обработке  материалов.

               Учитывая отличную успеваемость во время учёбы и участие в научной работе по исследования лесных семян, профессор Огиевский после окончания института Вольдемаром Каппером,  пригласил его к себе на работу  временным ассистентом кафедры частного лесоводства, а с апреля 1913 года назначил помощником лесничего контрольной лесосеменной станции Лесного департамента.
            
               Находясь на практике со студентами в Черниговской и  Киевской Губернии в 1919 году, где Огиевский проводил наблюдение за опытными культурами, он не смог вернуться в Петроград из-за военных действий.
             Профессор    переехал с семьёй в Киев и поступил на работу в Киевский сельскохозяйственный институт, где заведовал кафедрой Лесоводства. Скончался он в 1921 году, образовав целую династию лесоводов.

               В 1914 году, продолжая работу своего учителя по исследованию культуры  дуба в Крапивенском лесничестве Тульской губернии, Вольдемар Каппер публикует результаты работы в отчёте по Лесному Опытному Делу за 1914 год.
               Кроме того в этом же году летом ведёт работу по учёту и уходу за культурами на постоянных опытных, пробных площадях.
               Уже в сентябре 1916 года Вольдемара утверждают в должности члена коллежского секретаря и избирают штатным ассистентом кафедры частного лесоводства. В сфере его научных интересов на всю жизнь останется лесное семеноводство, и он настойчиво продолжает развивать идеи своего учителя.
               В 1917 году Вольдемар публикует в седьмом и восьмом номере Лесного журнала работу «Вопрос о влиянии происхождения семян в связи с предстоящим  облесением вырубленных за время войны лесных площадей».

               Кроме постоянной работы на кафедре Вольдемар Густавович успевает совмещать работу на Контрольной станции  Лесных Семян, читает лекции на Агрономических курсах и назначается руководителем работ Контрольной  Станции Лесных Семян.

                Его избирают старшим ассистентом и утверждают преподавателем Лесного института, он читает лекции по частному лесоводству. С 1920 года заведует Лесосеменной Станцией. Разрабатывает шкалу глазомерной оценки урожая семян древесных пород, которая и сегодня используется во всех учебниках и учебных пособиях по лесным культурам. ВАК присваивает ему учёную степень кандидата сельскохозяйственных наук без защиты диссертации и утверждают в должности доцента кафедры.                .

                Вольдемар Густавович публикует свои важнейшие работы по плодоношению и лесному семеноводству:
                - О повреждениях еловых шишек ржавчинным грибом (Лесоведение и лесоводство, 1926 г.
                - Семенное дело в лесном хозяйстве СССР (М, 1926 г.)
                - О погрешностях при исследовании качества лесных семян. (Известия ЛЛИ, 1926
                - О задачах деятельности контрольной станции лесных семян. (Лен. Филиал, ЦЛОС, 1929 г.)
                - Об организации ежегодных систематических наблюдений над плодоношением древесных пород. (Брошюра ВСНХ).
                - Лесосеменное дело. Пособие для младшего  технического персонала. Гослестехиздат, 1936 г.

                В 1920 – 21 гг. В.Г. Каппер  становится проректором Лесного института. В 1921 г. совместно с инженером Гоголициным разрабатывает проект шишкосушилки в Лисинском учебном лесничестве. Представленный ими проект Наркомзём признал типовым. В течении пяти лет в СССР было построено более пятидесяти таких шишкосушилок.

                Вольдемар Густавович продолжает заведовать Контрольной станцией Лесных Семян Ленинградского филиала Центральной лесной Опытной Станции, а с 1932 года, после преобразования Станции в государственный НИИ лесного хозяйства и лесной промышленности назначается учёным специалистом по лесокультурному сектору и Контрольной Станции лесных семян.  Руководит работами многих экспедиций по исследованию естественного и искусственного возобновления и ухода за лесом, а Петроградский Агрономический институт избирает его на должность профессора по кафедре лесоводства, где он читает лекции по лесоводству.

               Заведующий кафедрой Лесных культур профессор Николай Петрович Кобранов (1883-1942) - видный учёный лесовод, один из пионеров селекции древесных пород в СССР, работавший вместе с В.Г. Каппером, высоко ценил его и как педагога и как научного работника |2|.
               Вольдемар Густавович Каппер  умер в январе 1942 г.

               Из рассказов дедушки я знал, что оба его брата Альфред и Вольдемар умерли во время блокады Ленинграда от голода. Сначала Вольдемар, а через год  Альфред. О судьбе семьи Вольдемара мне ничего не известно.  В сохранившейся рукописной анкете я прочёл, что Вольдемар был женат на Курициной Марии Ивановне, работавшей бухгалтером таксомоторного парка г. Ленинграда. Её отец: Иван Антонович, до революции служил извозчиком, а мать была домохозяйкой. О детях в анкете ничего не сказано. Видимо Вольдемар был бездетен.
               А о семье Альфреда мне известно только то, что у него был сын Лев – племянник моего дедушки. Он выжил во время блокады. Лёва однажды в начале шестидесятых годов приезжал в Воронеж к нам в гости. Это был большой, высокий мужчина с крупными чертами лица. Он страдал скрытой формой туберкулёза, и моя бабушка говорила, что его нужно как следует кормить. Именно тогда дедушка мне сказал, что Альфред и Вольдемар умерли во время блокады и похоронены на Пискарёвском кладбище. Я с интересом наблюдал за ним, но расспросить его о семье стеснялся. Сейчас корю себя, однако время ушло.

                В семидесятые годы, находясь в отпуске у мамы в Ленинграде, я специально поехал на Пискарёвское мемориальное кладбище искать Капперов  в списках захоронений 1942-43 года и ничего не обнаружил. Многих тогда хоронили без имени.
                Но после долгих поисков позже мне повезло: с помощью компьютера я нашёл запись об их смерти в книге Памяти блокадного Ленинграда  (A.Razumov@nlr.ru)  за 1941 – 1944 годы. Стало ясным время смерти братьев моего дедушки и место захоронения Вольдемара:
Каппер Вольдемар-Виль Густавович 1886 г.р. Место проживания: Институтский переулок, дом 5, квартира 74. Дата смерти: январь 1942 года. Место захоронения: Богословское кладбище. (Блокада, т.13).
Каппер  Альфред-Виль Густавович, 1880 г.р. Место проживания: Институтский переулок, дом 5, квартира 74. Дата смерти: декабрь 1942 года. Место захоронения неизвестно. (Блокада, т.13. Вольдемар-Виль. – это сокращённое от Вильгельма – дедушки братьев и числилось только в документах)|3|.

                Бросились в глаза некоторые неточности и одно странное для меня обстоятельство: перепутан год рождения Вольдемара. Указан 1886 г. вместо 1885 г. и неверно указан номер дома. Он проживал в доме номер 5, кв. 14, а не 74. Место проживания Альфреда указано в записи то же, что и у Вольдемара, но Альфред, как мне говорил дедушка, проживал в районе Финляндского вокзала и хоть это вообщем-то в одном направлении, но не близко от институтского переулка, расположенного вблизи Лесной Академии.
                Если год рождения и номер квартиры могли и перепутать, тем более, что семёрка вполне могла сойти за единицу, то адреса у братьев до блокады были разные, а в блокадной книге указан один и тот же адрес. Могу предположить, что в холодную и голодную зиму 1942 года братья решили жить вместе - так, видимо, было легче выжить. Хотя все получали одинаковую пайку, а вот отапливать буржуйкой одну  квартиру было намного проще. Если моё предположение верно, значит Альфред мог участвовать в похоронах своего брата. Альфред пережил его почти на год.

Продолжение: http://www.proza.ru/2017/08/07/322

Использованная литература:

     1. http://enc-dic.com/enc_spb/Annenshule-4327/

     2. Н.П. Кобранов.  Выпуске Известий Ленинградского Лесного института №35. В.Г. Каппер.

     3. A.Razumov@nlr.ru
© Российская национальная библиотека, 2003-2010


Рецензии
-Так вот и гибли от банального голода известные учёные. Смерть никого не щадит, увы. Да, проделана большая работа по поиску архивов. Спасибо Автору. Спасибо Людмиле Алексеевой за коллажи - безусловно помогающие в раскрытии темы..

Ну и чуток...
-Глава (как и книга) призвана сообщить о ДИНАСТИИ.

Непонятно тогда, к чему так много места отведено путанному и объёмному с повторами расписыванию Анненшуле, рождающее вопросы? Достаточно двух-трёх слов и всё! И вопросы отпадут! А что получилось?
Смотрите в тексе-
Вот три абзаца о начале жизни Анненшуле:

"Училище Святой Анны (Анненшуле, нем. Annenschule) — школа в Санкт-Петербурге, ОСНОВАННАЯ в 1736 году для обучения детей немецких поселенцев".

"С помощью графа Якова Вилимовича Брюса школа в отдельном деревянном здании около церкви была построена и третьего января 1736 года торжественно освящена. Этим БЫЛО ПОЛОЖЕНО НАЧАЛО Анненшуле".
И далее снова про начало Анненшуле, к тому же с путаницей-

"В 1740 ГОДУ УМЕРЛА императрица АННА Иоанновна, пожертвовавшая в своё время большую сумму денег на строительство нового храма. Церковный совет решил, что новая церковь будет носить имя Святой Анны (до этого она называлась церковью Святого Петра или кирхой «на Литейном дворе»). ОДНОВРЕМЕННО ЭТО НАЗВАНИЕ получила и школа при церкви. С ТЕХ ПОР она стала называться Училищем Святой Анны или, по-немецки -Annenschule".

-Так, всё-таки... по тексту-то... с каких пор основана "Анненшуле"?

Далее - то же самое с Лесным Институтом. Зачем тащить весь этот с подробностями архивный материал? Всё есть в интернете.

Тамара Петровна Москалёва   17.08.2017 20:24     Заявить о нарушении
Спасибо, Тамара Петровна за замечания. Обязательно посмотрю и ещё раз отредактирую. А вот с замечанием, что всё есть в интернете и поэтому не стоит упоминания не соглашусь. В интернете можно много чего накопать, но кто будет копать? Я как-то рассказывал в своём окружении об Анненшуле и никто и не слышал об этом учебном заведении. Поэтому повторы конечно уберу, ещё раз отредактирую, но краткую справку оставлю. Что касается Лесного института скажу, что только ВЛТИ, где я имел честь обучаться переименовали семь раз и многие даже читающие бывшие студенты не могут понять о каком учебном заведении идёт речь. Ох, как любим мы всё переименовывать, а результат... иных у нет, а новые не появились!
Спасибо большое, завёл отдельную папку с замечаниями - буду над ними работать. Если сразу буду кидаться на текст - угроблю дальнейшую работу. Но видимо редактировать придётся не раз. Даже начиная с названия. Вы натолкнули меня на мысль: Если по условиям сайта я не могу выбрать и обозвать свою работу иначе, как мемуары, то я решил перед началом каждого текста буду писать: Биографические очерки династии лесоводов Капперов. Не хочу, чтобы мой труд именовали мемуарами. И возможно перейду в раздел ОЧЕРК. Как Вы на это смотрите?

Вадим Гарин   17.08.2017 19:27   Заявить о нарушении
Замечания скачал.

Вадим Гарин   17.08.2017 19:30   Заявить о нарушении
"Я как-то рассказывал в своём окружении об Анненшуле и никто и не слышал об этом учебном заведении. Поэтому повторы конечно уберу, ещё раз отредактирую, но краткую справку оставлю".

-Дак и я об том же!! Коротенечко!! А то получается: заболтаем и выплеснем с водою ребёночка!

"Что касается Лесного института скажу, что только ВЛТИ, где я имел честь обучаться переименовали семь раз" - Ну вот так, по-простому, и скажИте, как сейчас мне говорите. Дескать, переименовывали семь раз. Всё. И дайте ссылку в одну строчку на тот материал из интернета, который Вы перетаскиваете к себе. Зачем? Кому интеренсны сведения об институте - прочтут там! Вы-то пишете о родственниках-учёных. О ЛЮДЯХ.
Важно ведь понять, что Вы пишете не научный трактат в научный журнал, а дневники, мемуары или как хотите назовите, для нормального широкого круга читателей. Важно не заболтать тему-то (повторяю!), размазывая ненужные сведения по писательской тарелке! Налицо желание объять необъятное!
.
"завёл отдельную папку с замечаниями - буду над ними работать".

-Наверное, правильно.

"Если по условиям сайта я не могу выбрать и обозвать свою работу иначе, как мемуары, то я решил перед началом каждого текста буду писать: Биографические очерки династии лесоводов Капперов... перейду в раздел очерк".

-Наверное, так. Если Вы чувствуете, что задуманное Вами отвечает именно этим критериям.
Всего доброго!

Тамара Петровна Москалёва   17.08.2017 20:44   Заявить о нарушении
Приятно, когда есть консенсус. Всего доброго. Пишу. Скоро в одном месте вырастут корни!

Вадим Гарин   17.08.2017 22:46   Заявить о нарушении
-Не вырастут, если будете писать СУТЬ, а не распыляться на ненужные поясниловки.

Тамара Петровна Москалёва   17.08.2017 23:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.