Треугольник, которого нет и оптика времени
С некоторым трепетом беру в руки напечатанное в 1968 году, 13е издание учебника геометрии для 6-8 классов Н.Н Никитина. Листаю пожелтевшие страницы с мгновенно узнаваемыми рисунками, и сразу вспоминаются, связанные почти с каждой, случаи из собственной жизни школьника. Про смежные углы не выучил, получил два - не пустили в кино. Теорему о равенстве треугольников, помогала понять и выучить мама, получил четверку. Признаки параллелограмма усвоил самостоятельно, на уроке ответил на пять, за что, тем же вечером получил от отца железный рубль. Касательные и хорды принесли посредственное удовлетворение и мне, и учителю в виде грустной тройки. Однако, речь не об этом.
Что же мы на самом деле изучали по этому учебнику? А изучали мы метрические свойства фигур – углы, расстояния, площади, особенности построения и формы геометрических тел.
При этом вся наука, все рассуждения и теоремы базировались на незыблемом фундаменте эвклидовой геометрии, где параллельные прямые не пересекаются, фигуры размещены и изображены на ровной плоскости, кривизна которой считается равной нулю, а само пространство бесконечно во всех направлениях и расширяемо.
А спустя время я узнал, что кривизна не всегда нулевая, а может быть, как положительной, так и отрицательной и существует раздел дифференциальной геометрии, который описывает свойства криволинейных поверхностей и геометрических объектов расположенных на них. Причем открытие т.н. неевклидовых геометрий было сделано еще в середине позапрошлого века. Ведущую роль в этом открытии сыграли немецкие математики Карл Фридрих Гаусс, Бернгард Риман и наш соотечественник, профессор и ректор Казанского университета, Николай Иванович Лобачевский. С тех пор эвклидово пространство является лишь, одним из возможных.
Попробую очень легко прикоснуться к этой непростой науке. И так, поверхность круглого цилиндра имеет кривизну К, равную нулю. Сфера имеет кривизну К, больше нуля (она выпуклая), а гиперболическая поверхность или псевдосфера имеет, соответственно кривизну К, меньше нуля (она вогнутая).
Теперь попробуем, например на сфере, где К больше нуля, построить маленький треугольничек и исследовать его свойства.
Существует строгое доказательство того факта, что сумма углов получившегося треугольника окажется несколько большей, чем 180 градусов. Ученые так же выяснили, что избыток суммы углов такого треугольника относительно 180 градусов, пропорционален его площади, откуда вытекают очень интересные следствия.
Во первых, увеличивая площадь треугольника в два раза, мы получим в два раза больший избыток суммы углов, а это означает, что правило подобия треугольников на сферической поверхности не работает.
Во вторых, мы не сможем увеличивать размеры такого треугольника «до бесконечности», потому, что рост одного угла не может в этом случае превышать 360 градусов, а их сумма, соответственно 1080 градусов. Попробуйте представить такой треугольник!
В оптике существует понятие дисторсии. Это дефект изображения, при котором квадрат передаётся не в правильной геометрической форме, а с искривлёнными сторонами. Различают бочкообразную (искривление наружу) и подушкообразную (искривление внутрь) дисторсию. Дисторсия не нарушает резкости изображения, она просто меняет его форму. Причина дисторсии – в различном расстоянии точек прямой линии до оптической оси линзы. Прямой ход луча нарушается, а это приводит к нарушению закона подобия, что и проявляется в искажении изображения.
А вот ещё интересный и более наглядный пример из Интернета. Так, если вырезать осьмушку (одну восьмую часть) круглого арбуза получим прямоугольный, равнобедренный треугольник на кривой поверхности его зелёной кожуры (правда, её надо распрямить), все углы, которого – прямые. Все стороны – равны, катетов три, гипотенуз – три, сумма углов 270 градусов… Я с учебником Никитина и Пифагор со своей теоремой в нём, отдыхаем.
Если наш треугольник совсем маленький, то избыток углов совсем ничтожный, мы его не замечаем, живя на круглой земле, вот только строители постоянно вмешиваются, пытаясь по своему претворить в жизнь теории Римана-Лобачевского и сделать углы в квартире существенно отличными от прямых.
Брать псевдо сферу Лобачевского и выискивать подобные особенности, здесь не имеет смысла, всё подробно описано и есть в Интернете. Замечу, лишь, что на этой отрицательной кривизне, в отличие от геометрии Римана, обнаружится некоторый недостаток суммы углов треугольника, изображённого на ней. Причём, эта сумма окажется меньше 180 градусов, а отношение длины окружности к радиусу всегда получится больше, чем два «Пи».
Вопрос в том, что для нас число «Пи» это константа - незыблемый закон природы, без него и его точного значения, в нашем Мире не летали бы ракеты и самолёты и не крутились бы валы машин. А возможно ли представить другой Мир, где число «Пи» не наше, а другое и следовательно, другой закон природы другого Мира и было бы интересно узнать, какие там живут человечки и какие там летают ракеты и самолёты?
Пусть к нам в сознание, путём учёбы, прочтения книг и прослушивания лекций оказалось привнесено знание Великих вышеупомянутых математиков, а им откуда дано? ЛСД тогда не было, поэтому «Оду радости оранжевому апельсину» никто из них не написал, а вот интересуясь и изучая, соответствующие разделы математики, эти ученые пришли к конкретным выводам и написали конкретные вещи, возможные для последующего использования на практике в условиях, как выяснилось, даже нашего псевдо ровного Мира.
Теперь посмотрим, как поведет себя время вблизи вышеописанных и пока не привычных нам, кривых пространств. Ясной картины не будет, пока не поймём, откуда эти пространства берутся.
Откуда же берётся кривизна? Её можно представить и изобразить графически, можно сделать модель, а на самом деле это результат действия неких сил, возникающих при движении масс и действующих на них ускорений. Это означает, что все вышеупомянутые поверхности, что бы существовать, должны принадлежать неким областям иных пространств, которые в свою очередь, должны быть наполнены иными, отличными от наших объектами и событиями, а значит иным временем и вероятно, иными законами природы. Может случиться и так, что наш Мир окажется, лишь крупинкой, встроенной в некое бесконечное и непостижимое Многообразие, где для любой из таких крупинок найдутся свои константы и законы.
Скорее, в общем и целом, время будет вести себя там «ровно и прямо», как обычно, огибать обтекать и увлекать всю эту кривизну к еще большей кривизне, либо распрямлять её до наоборот, выворачивая наизнанку, либо оставлять конфигурации описанных пространств неизменными, что маловероятно, поскольку формообразования и развития материи никто не отменял. Если время, вступая во взаимодействие с пространством, меняет его, то вероятно и само при этом способно меняться.
По совету одного из рецензентов Прозы.ру познакомился с некоторыми переведёнными работами известного физика-теоретика Ли Смолина. У последнего много интересного про историю становления современной науки, время и пространство, квантовую теорию гравитации, микро и макро мир. Читаю с большим интересом, потому, что многое согласуется с моими мыслями. Понравилась смелость его суждений, в частности о том, что наш мир на самом деле не вполне такой, каким мы его представляем.
Попробую и я сейчас представить, что может получиться, если известные нам свойства поведения потока квантов света в различных по плотности средах, использовать в интересах управления временем. Для чего надо лишь, вообразить поток времени, как движение квантов времени.
Говоря о криволинейных поверхностях можно с некоторой натяжкой предположить, что это лишь условные границы смежных пространств и если смогут быть определены, то именно, как поверхности раздела различных сред. А вот сами среды могут существенно различаться свойствами, например плотностью содержания в них вещества и, соответственно плотностью времени и скоростью его движения (см. «Время относительно времени»).
Вероятно, что в этих средах одни и те же процессы будут протекать с разной скоростью, а это означает, что возможно соотнести значения хода времени для двух граничных сред и получить некий показатель, назовём его показателем перехода.
Возможно, так же определить, каким образом будет меняться поток времени, движущийся из одной среды в другую через поверхности с положительной и отрицательной кривизной.
Здесь было бы интересно попробовать понять следующее. Если мы обратимся к геометрической оптике, мы узнаем, что, например, двояковыпуклые и пересекающиеся сферические поверхности образуют линзы, которые способны собирать лучи света.
Открытым остаётся вопрос - способны ли наши, пересекающиеся гипотетические кривые поверхности, подобные сферическим и образованные путём пересечения двух с различными свойствам сред-пространств, собирать и преобразовывать потоки, лучи или векторы времени? Важным здесь представляется следующее. Если таким образом образованная пространственная линза имеет большую толщину в середине, чем по краям, она будет собирать время в сходящийся пучок, где энергетика времени и его скорость окажутся существенно выше, чем вне данного пересечения пространств. Назовём это условно положительным фактором.
Если вышеуказанная линза пространства по краям будет иметь большую толщину, чем в середине, мы, вероятно, увидим, что время при пересечении такой «линзы» замедлится и рассеется. Это будет называться условно отрицательным фактором.
Будет ли практическая польза от создания некой трубочки - аппарата, способной сфокусировать, разряжать и преломлять временные потоки в некой локальной области пространства с тем, что бы:
в считанные мгновения уничтожить любое материальное, состарив его, ускорив его формообразование и превратить в прах;
замедлить любое формообразование настолько, что достижение требуемых и сопутствующих целей окажется безнадёжно далёким во времени, типа водички хотел попить, а рука всё тянется к кружечке и тянется, и вот уже десять лет дотянуться не может.
А вот теперь, используя принцип обращенного движения времени, я готов на основании предыдущих двух абзацев и зыбких посылов, изложенных в них, сделать важное, на мой неискушенный взгляд, предположение о том, что поскольку,
вместе с квантами времени будут преломляться и кванты света, не исключено, что появится возможность увидеть, что было и что будет…
Теперь можно попробовать подойти к решению интересной задачи управления пространством по средством управления временем. Так, если по максимуму замутить процессы и события в одной области пространства, а в другой, близкой – всё предельно успокоить, ничего не делая и не допуская там никаких процессов и событий. Вот тут – то могут начаться фокусы уже с нашими пересекающимися пространствами - и с тем, и с другим. Начнут кривиться и пересекаться, образовывая соответствующие обстоятельствам «линзы», а значит и соответствующие искривления и пересечения пространств, с тем, что бы вполне соответствовать положительному или отрицательному факторам времени. А поскольку пространства в этом случае, получают кривизну не в результате гравитационных взаимодействий, где в основе сил работают физические массы и ускорения, а от безграничной энергии времени, то начнёт высвобождаться энергия этих самых гравитационных взаимодействий. Чем и как все это ловить и как управлять им я пока не знаю – время не пришло.
Не менее интересными представляются возможности построения сред перехода для времени с использованием призм, углы для которых описаны выше.
О том, какие возможности здесь ожидают исследователей, я могу лишь догадываться. Догадываюсь и о том, что это может быть очень страшно.
Возможно, кого-нибудь покоробит словосочетание «энергетика времени». Попробую объясниться. В одной из своих публикаций – «Неприятности с физикой…», Ли Смолин пишет, что ученые обнаружили галактику, состоящую на 70% из тёмной энергии, на 26% из тёмной материи и где содержится только 4% нормального вещества. Вот я и спрашиваю: « Кто мешает этим «тёмным сущностям», быть одной из форм существования запасённой природой безграничной по своей силе и возможностям энергии времени?».
Недавно обнаружил, что некий коллектив учёных из МГУ, проводит научные исследования, семинары и чтения по темпорологии, и просит направлять к ним свои статьи о времени, делиться идеями, однако на этом предполагаемая дружба с ними заканчивается. Наработали они много: в части, как перелопаченного отечественного и зарубежного материала, так и в части собственных публикаций. Однако читать трудно, поскольку перегружено специальной терминологией и малопонятными формулами. Похоже, отстал я в науке, да и не хочу я к ним.
Поэтому, печатаю свои нехитрые мысли здесь, в надежде найти единомышленников, последователей и вообще – с кем поговорить… А может быть кто-нибудь воспользуется для написания фантастики.
Уже один уважаемый автор Прозы.ру спрашивал у меня разрешения воспользоваться моей идеей путешествий во времени с использованием аппаратных средств. Я разрешил на условиях, что стану прототипом для одного из героев его будущего фантастического романа. Возможно, прославлюсь когда-нибудь, как доморощенный исследователь из 21 века, сдвинутый на почве феномена времени.
Совсем недавно узнал, что существует вполне прижившееся в среде ученых - понятие, "гравитационные линзы" - не это-ли обратная сторона этой публикации?
Подмосковье, июль 2017г.
Свидетельство о публикации №217080601288
Андрей Бухаров 02.11.2024 17:14 Заявить о нарушении
Жаль только, что соответствующего вооружения нет...
Дмитрий Ансеров 02.11.2024 18:33 Заявить о нарушении