Вспыхнувшие воспоминания. Мои любимые правнуки

     Сегодня ребятишки достаточно взрослые: Никита  оканчивает Российский Государственный Гуманитарный Университет, факультет управления и права.  Для Насти в этом году прозвенел последний школьный звонок, и она пока на распутье: выбрать верную дорогу в жизни не так уж просто.  Это правнуки нашей средней сестры Лидии, но для нас с моей старшей сестричкой Наденькой они всегда оставались роднее родных.

      Никита родился в 1999 году. Год жестокий для всей страны и народа. За чертой бедности находилась большая часть населения. Что уж говорить о нас, одиноких пенсионерах. Но всё же на свои скудные денежные крохи мы пытались порадовать ребёнка какой-то вкуснятиной или недорогой игрушкой.

         Никита ещё не умел говорить, но с удовольствием общался со мной по телефону.   Я рассказывала ему, как мы поедем на дачу, будем копать лопаточкой землю, делать грядки, сеять семена, а потом на этом месте вырастут огурцы, помидоры, морковка, лук и даже красивые цветы.  Мы их сорвём, поставим в вазу и будем любоваться. А Никитка, оказывается, не просто слушал, а имитировал мой рассказ. Поэтому наши беседы длились подолгу, и он всегда с радостью бежал к телефону, если звонила я.
 
            С трёх лет на выходные забирала его в гости.  Ехали мы, как правило, на наземном транспорте: сначала на 40-ом троллейбусе, а затем пересаживались на автобус № 99. Помню, проезжали мы впервые по Волгоградскому проспекту, а там были построены дома, отличающиеся от обычных. Признаться, я таких больше нигде и не встречала. Они стояли как бы на высоченных сваях, колоннами их было трудно назвать. Поддерживали дом с четырёх сторон, и он начинал отсчёт этажей, наверное, с  третьего. Эта конструкция чем-то напоминала арку, только ведущая не в глубину двора, а под верхними этажами дома. Там шли  люди, как и по проходящему параллельно тротуару. Никитку  эти дома, очевидно, изумили. И он с интонацией не ребёнка, а мудреца, прожившего длинную жизнь, громким голосом заявил: «Бабушка, смотри, какие дома. Я  ТАКИХ - ещё не видел». Хохот в автобусе стоял такой, что я побоялась – не рассыпался бы! Эта фраза надолго осталась в арсенале его речи, как выражение чего- либо нового, необычного для него.

                А с трёхлетней Настей мы вдвоём совершили путешествие ко мне на дачу, в Итларь.  Никиту проводили в первый класс, а сами поехали на отдых. Поскольку не знали расписания до Александрова, сели в ближайшую электричку до Сергиев-Посада. Доехали до станции Семхоз с намерением пересесть в  Александровскую электричку , так как  в Сергиев-Посаде, как и в Москве скамеечек для отдыха на платформе не было. С собой взяли сумку на колёсах, наполнив её   одеждой Насти и небольшим количеством продуктов на первые дни, благо на даче есть хороший магазин. На станции Итларь Ярославской железной дороги пересели в такси и доехали до участка № 14.

           По счастливой случайности номер участка совпадал с номером нашей квартиры на Люсиновской улице, где я прожила от рождения и до того времени, как мы переехали в новую квартиру, на Ялтинскую улицу. И  число – 14 - очень грело мою душу: ведь в этой квартире прошли  моё  детство, отрочество и юность. С годами этот период ощущается всё более безмятежным, а по телу от воспоминаний как будто разливаются свет и тепло.

           Раза два нас навещали Ирины родители(со стороны матери), приезжали на машине.  С Настей, этой очаровательной крошкой, мы прожили больше месяца в полной гармонии, любви и согласии. Помню, сижу на скамеечке, обрабатываю клубнику, а она поёт мне песню из «Бременских музыкантов». Слова ещё не все разобрала, а мелодию уловила. Так это у неё оригинально получилось: «Скушай, доченька, яйцо диетическое». Последнее слово я просто угадала. Даже соседка внимала такому пению с удовольствием.

           Никитка впервые был на моей даче в пятилетнем возрасте. Умение удивляться и восхищаться не оставляло его и здесь. Он, как вкопанный, остановился, увидев поросёнка, копошащегося в земле и похрюкивающего при этом от удовольствия. Был потрясён, что в шаге от него пасутся живые корова и козочки. С одной из козочек он пытался даже поиграть, но она всё отбегала от него. Хорошо, что та была привязана. Ознакомившись с животным миром, населяющим деревню «Старово», Никита философски произнёс: «Вот это настоящая ДАЧА!»
 
           В пятилетнем возрасте мы с Настей  взялись за подготовку к школе.  Она с удовольствием усаживалась на своём стульчике за журнальный стол, раскладывала книги и тетради. Особенно полюбились ей  занятия по математике. Скорее  всего потому, что задачи в них, наряду с цифрами, были оформлены красочными рисунками из жизни животных. Решала она задачи легко и аккуратно записывала ответы в тетрадке.

           Чтению же мы обучались на свежем воздухе. Мы уютно устраивались на крылечке на банкеточке и принимались за изучение могучего русского языка.
Настенька настолько увлечённо и добросовестно относилась к знакомству с новыми словами, что промахи в обучении вызывали у неё даже отчаяние. Однажды нам встретилось слово «Алла». Почему-то у девочки никак не получалось правильное произношение. Всё «Аля» да «Аля». Она даже расплакалась.  Пришлось хитрить, чтобы успокоить ребёнка.  Говорю: «Давай, посмотрим, о чём рассказывается на следующей страничке». Потом вернулись к «злополучной Алле» и всё пошло, как по маслу.
 
            Однажды брат с сестрой отдыхали у меня вдвоём. Ира (их мама)защищала диплом и сдавала государственные экзамены, а мы больше двух месяцев наслаждались  природой и добрым отношением друг к другу. Даже сосед Эдик не выдержал однажды и сказал: «Жаль, что у меня нет магнитофона. Ты так интересно общаешься с детьми, без шума, с иронией делаешь им  замечания. Слушать даже интересно».
 
          Никита быстро сошёлся с ребятишками, и хотя некоторые были старше его по возрасту, чувствовалось, что он лидер в этой компании. Настя по большей части играла с ними, и это позволяло мне спокойно готовить пищу и заниматься огородом. На мои просьбы о помощи откликались охотно. Особенным успехом пользовалась прополка малины. Лебеда успевала вырасти в половину роста детей. Я вырывала её с корнем, а они с радостью тащили зелёные сочные сорняки в компостную кучу. По мере роста компостной кучи азарт увеличивался, потому что помощь приобретала элементы игры: взбираться на неё становилось всё труднее, а возможность попрыгать на ней, чтобы умять траву, увеличивалась.

          Хотя Никита и брал Настю в компанию со своими друзьями, но я понимала, что пятилетний ребёнок сковывал мальчишечьи игры, и оставляла Настю на участке, предварительно объяснив причину. Она не обижалась и с таким же удовольствием играла в свои игрушки или вела «светские беседы» со мной.

           Однажды мы устроили турпоход в сторону Охотино. Взяли с собой пледы, продуктов и питья. Поход превзошёл все ожидания: просто полный восторг! Сначала побродили по перелеску, набрали грибов. А затем расположились на отдых. С одной стороны – сосновый  бор, с другой – необъятное поле, украшенное цветами различных оттенков, по большей части малиновым кипреем.

           Никите так понравилось у меня на даче, что по приезде родителей он просился оставить его у меня. Я не возражала, даже была счастлива его желанию. Но мама Ира всё же увезла его домой.
 
        В Москве дети хором читали родителям полюбившиеся им стихи:
         -   Много у бабушки с нами хлопот,
             Варит нам бабушка сладкий компот.
             Шапочки тёплые надо связать,
             Сказку весёлую нам рассказать.
Трудится бабушка целые дни,
Бабушка милая, сядь, отдохни.
Дружно мы с бабушкой нашей живём,
Ей помогаем всегда и во всём.
 
     Как хочется, чтобы эти незатейливые строчки запечатлелись в сердцах и душе моих правнуков, как у меня!
               


Рецензии
День добрый, Раиса Сергеевна! Вторые сутки (выехали из Питера в субботу) всё ещё едем со старшим внуком к морю... И это называется СКОРЫЙ ПОЕЗД "СПб-Анапа"! Самолёты в южном направлении (кроме, как в Сочи) уже давно не летают. Тащимся по "железке"... Только через два часа (к 13 часам сегодняшнего понедельника) будем на месте. Спасибо Вам за воспоминания о своих ПРАВНУКАХ - Никите и Насте. Интересно читалось! Таня и все наши москвичи (Вика с тремя детками) в Анапу приехали из Москвы утром и уже разместились. Ждут нас - питерцев: меня с Кирюшей. Вот такой СТОЛИЧНЫЙ (московско-питерский) десант сегодня будет на черноморском побережье! Погода здесь хорошая, море теплое. Уже радуемся! И Вам желаем хорошего дня и бодрого настроения, дорогая Раиса Сергеевна! С уважением и южным теплом,

Николай Кирюшов   24.07.2023 11:15     Заявить о нарушении