На вороном коне

Борис Родоман

НА ВОРОНОМ КОНЕ

Послание оптимистам

        Нас упрекают в скептицизме и пессимизме; говорят, что мы всё видим в мрачном свете. Да, мы ругаем многое. Но у тех, кого мы осуждаем, нет недостатка в защитниках. Кто-то должен быть прокурором. Мы исполняем эту неблагодарную роль по роду занятий. Мы не математики, которые могут полностью уйти в мир абстракций; не физики и инженеры, зачарованные научно-техническим прогрессом и ради возможности заниматься любимым делом закрывающие глаза на смертоносность своей работы. Мы всего лишь географы, представители скромной, никем не упоминаемой профессии, призванной сохранить жизнь на Земле. Мы любим Землю, путешествуем и обмениваемся впечатлениями. Развал традиционных отраслей хозяйства, гибель природы, браконьерство, уничтожение памятников культуры, алкоголизм, невежество и хамство – неужели ваш молодёжный оптимизм этого не замечает и вы без всякой ответственности за судьбы мира собираетесь вить своё чистое гнёздышко на грязной почве? Нет, не на всех и не на всё мы смотрим мрачно, иначе бы мы не путешествовали и не знакомились с людьми. Стоит ли платить за входной билет, если заранее известно, что спектакль плох?
        Работу повара оценивают не на кухне, а за столом. Лишь тот вправе судить учёного, литератора, художника, кто знаком с их готовыми творениями. Многие комики и лирики в домашней жизни мрачны и нудны. Вся их жизнерадостность перешла в искусство, а члены семьи слышат лишь брюзжание и храп. Я знаю эти свои особенности и поэтому стараюсь появляться перед людьми только по праздникам.
        Скептицизм и пессимизм – это защитные мозоли, появившиеся вследствие трения наших слабых и ранимых душ о суровую действительность, они предохраняют нас от нового разочарования. Мы всегда готовы к худшему, поэтому радуемся, когда приходит хорошее. Из пессимизма растут наши радости, как цветы на могиле.
        Живи так, как будто ты уверен, что завтра тебя убьют, искалечат, оклевещут, лишат друзей и свободы, запретят работать и думать; как будто скоро начнётся война, наступит голод – и тогда ни одно из этих несчастий не сможет тебя сломить, если ты всё уже пережил заранее и хорошо отрепетировал свой последний час, все его возможные варианты. А если этот час всё ещё не наступил – благодари судьбу за редкую и счастливую случайность. Твоя жизнь – не паёк, а вкусная добавка, неожиданная премия.
        Я давно распрощался не только со своей молодостью, но и со всей жизнью, и дал сигнал к отправлению, но поезд не отошёл, проводники почему-то держат красный, я всё ещё прощаюсь с жизнью, и каждый поцелуй её глубже и восхитительнее, потому что у него всё больше шансов оказаться последним.
        Я давно похоронил себя заживо и лёг в гроб, но милые девушки, незаконченные работы и сияние неба в горах помешали мне уснуть, и мой гроб превратился в уютную софу. Ни смерть, ни старость мне не страшны, потому что я пережил их ещё в детстве.
        Я любовался закатом, но солнце моё не зашло, оно повисло над тундрой, ибо перешёл я через Полярный круг свой. Нет больше ни утра, ни дня, ни вечера, а есть только солнечная золотисто-розовая ночь, сияние жизни на горизонте смерти.
        Чем был бы я без своего пессимизма? Голым без одежды, всадником без коня, улиткой без раковины.
        Я пессимист, я привык к пасмурному небу и подготовился к долгой зиме, поэтому я радуюсь малейшему просвету в облаках. А стопроцентный оптимист, который твердит как помешанный, «я счастлив, счастлив» и прячется от суровой правды, как страус под крыло, сам себе не верит и при виде малейшей тучки готов потерять самообладание.
        Несчастному нечего терять, его легко осчастливить пустяком, его ждут приобретения. Счастливца трудно ублажить, но легко ограбить, его ждут только потери.
        Мы своих взглядов не навязываем. Выбирайте такую философию, с которой легче жить. И у оптимистов, и у пессимистов один конец. Вы мчитесь к финишу на розовом коне, а мы на вороном. Вашего коня легко запятнать грязью, а нашего уже ничем не очернишь.

        Написано в сентябре 1969 г.

        Подготовлено для «Проза.ру» 13 августа 2017 г.


Рецензии