Нужен ли нам оккультизм?

                «Сжечь – не значит опровергнуть».
                Джардано Бруно


    Почему я считаю возможным предложить Вашему вниманию свои наблюдения? Каждый автор считает свои произведения достойными внимания и мой случай   не исключение. Здесь я не говорю о художественных достоинствах своего эссе. Моя работа иная. Она ни как не связана с литературным творчеством. Я изучаю оккультизм.

     Для кого то это страшное слово, но это всего лишь сектор гуманитарного знания наравне с историей, философией, психологией. И если вы сможете абстрагироваться от сложившихся стереотипов то, очень может быть, согласитесь с теми тезисами, которые я изложу в своём тексте.

     По моим убеждениям  с  первой половины ХIХ века, Русская  цивилизация, переживает период кризиса религиозной парадигмы, другими словами одна шестая часть суши погрузилась в смутное время смены оккультной философии. Такие процессы могут длиться  двести, триста, четыреста лет,  до тех пор пока общество не найдёт новые Духовные Ориентиры, которые смогут стать локомотивом для страны в деле создания Валового Национального и Цивилизационного продукта. История показывает, что не всякий народ смог перенести такой кризис.  Исчезли цивилизации Американского континента, Римская,  Византийская империи, надеюсь, Россия избежит таких потрясений.  Но опасность исключать нельзя. Либо мы сможем трансформироваться и разбудить идеи, которые будут двигать общество вперёд, либо  будем разрушены внешней силой имеющей более молодую оккультную традицию. В данном случае я не говорю о физическом уничтожении, я говорю о процессах, которые современные социологи называют: «Исламизация Европы». Поэтому я и хочу предложить  Вашему вниманию часть своих заметок.

                Не бойтесь слова «оккультизм».

     Трудно сказать,  с какого времени Ученики  Божественной Мудрости утратили единство взглядов  в  понимании  термина «оккультизм». Как строители Вавилонской башни разбрелись по свету, потеряв общий язык, так и мои современники не имеют единого смысла при определении слова «оккультный».  Особенно досадно, что для многих  представление об этом сегменте естествознания, носит исключительно негативный характер. Стереотипы, сформировавшиеся под  воздействием  фильмов ужасов и соответствующей литературы, постепенно начинают  доминировать  даже в среде «экспертного» сообщества,  не говоря  уж о тех,   кто далек от желания глубоко изучить  этот вопрос.

     С другой стороны, если вы возьмете «Толковый словарь живого великорусского языка»  В.И. Даля,  изданный  в 1863 году, то не найдете термина «оккультизм» на страницах этого издания,  хотя для слова  «мистика», великий филолог нашел возможность предложить своё  толкование. Какой вывод напрашивается?   Долгое время в России понятие «Оккультизм», как общее название мистических учений  и традиций не употреблялось,  либо использовалось  лишь  узким  кругом специалистов.
     Добавлю. В конце XIX - начале  XX века на благодатном  поле «русского мира» стали появляться множество эзотерических сообществ. Масонские ложи. Спириты,  последователи  Аллана Кардека.  Адепты Теософского общества  Е.П. Блаватской. Представляете, как было трудно разобраться обывателю, когда такие разные, но  и те, и другие, и третьи называли себя «оккультистами». Возможно,  это тоже одна из причин,  почему у моих соотечественников  нет единого мнения по существу этого термина.

     Для меня оккультизм,  это синтез, мировоззренческих догм и  религиозно - культурных традиций,  в которых допускается возможность  познания  как материального, так и не материальных миров,  через постижение  Первопричины и Сущности  бытия, именуемое в нашей культуре Господом Богом.
В настоящем эссе, я не ставлю перед собой задачи  проследить путь эволюции оккультного знания.  Не отрицая достижения  многовекового  мистического опыта различных культурно-исторических традиций,   я предлагаю посмотреть на наследие прошлого   не предвзято  и без фанатизма. Конечно,  неподготовленный  читатель  будет неуютно чувствовать себя в незнакомой среде, поэтому я приложу все усилия, что бы моё изложение воспринималось как элементарная азбука, пусть неизвестного, но всё же понятного языка.

     Думаю, в предварительном слове,  необходимо  затронуть тему  взаимоотношений Оккультизма и Русской Православной Церкви (РПЦ). Нельзя не заметить, что в наше время, на уровне гражданского общества,  во многих странах мира происходит интенсивное слияние различных религиозно философских  идей. Зачастую в сознании обывателя прекрасно уживаются доктрины ортодоксального христианства, оккультные практики эзотерического буддизма  и идеи организации пространства именуемые в   даосизме-  фен-шуй. 

     Как сейчас говорят,  «в долгую»,  этот  процесс,  несомненно, является положительным фактом.   Изучив опыт оккультной практики различных этнических традиций,  мы сможем получить более детализированную (а значит и более истинную) картину. Для того что бы проиллюстрировать  позитивные стороны этого явления,  позволю себе напомнить вам притчу о слепцах которые изучали  слона. 

    Несколько слепых мудрецов окружили слона пытаясь понять, что собой представляет,  этот диковинный зверь.  Первый невидящий  муж  потрогал хвост животного и сказал:  «Слон это что-то короткое и тонкое как змея...»  Другой, трогая ногу великана,   стал спорить: «Слон толстый и высокий как  баобаб!»  Третий,  держась за ухо «бивненосца»,  был уверен, что слон плоский как лепёшка и в этом убеждал своих коллег...

    Мало кто сомневается   в том, что в поиске Божественной Благодати,  мы  не более чем  слепцы  постигающие  «Вселенскую Беспредельность». Можно быть священником высокого ранга, европейским оккультистом или шаманом  австралийских аборигенов, в любом случае исследователю мистических тайн,  доступна лишь малая часть «Вселенского «слона»». Но если учитывать наблюдения нескольких исследователей, то  совместными усилиями можно сложить более детальную, «оккультную Картину Мира». 
Теперь о негативных моментах. В чем же опасность выше обозначенного синтеза мистико-религиозных традиций? Хочу предложить вам цитату священнослужителя Русской Православной Церкви (РПЦ).
«Христианство расценивает оккультизм, как особого рода извращённую религию или, точнее, анти религию, корни которой уходят в глубины ада и главнейшая цель которой – превратить человека в духовного раба древнего змия, которого почитают оккультисты, но которого отвергает христианство как диавола и сатану». (Свящ. Николай Карасев. Путь оккультизма. М., Пренса. 2003. С.34.)

    Мне неизвестно искренен ли священник Н. Карасев в данном случае, а  главное  я не готов порицать его или других святых отцов, которые так свободно откланяются от общепринятых трактовок этого термина.  Я даже готов поддержать его. 
    В чем же причина моей терпимости?  Давайте будем объективны. Феномен Русской Цивилизации  невозможно представить без связующей роли РПЦ и традиционных конфессиональных институтов основных религий.  На протяжении  многих веков здание нашей государственности держится на фундаменте,  целостность  которого обеспечивается  как совместной  историей, так и единой религиозно - светской культурой. Всякие раскольнические идеи внутри этого «здания»,  ведут к ослаблению «фундаментальных камней» этого строения. Как не прискорбно, но даже в наше время, этой  слабостью могут воспользоваться внешние силы. Поэтому агрессивная позиция православных священнослужителей для меня понятна.

    Где же выход? Может показаться, что противоречия  неразрешимы. Либо мы погружаемся в  иллюзии   РПЦ,  либо становимся на сторону хулителей   православного культа и тем самым раскачиваем  фундамент государственности.  Что бы разрешить эту дилемму, я хочу задать Вам банальный вопрос «У Вас есть мама?»  Безусловно -  есть. Она может быть мудрой и неразумной,   сварливой и благодушной,  доброй и злой, но при всех обстоятельствах это ваша родная мать  и святая обязанность любить её уважать и оберегать.  Так и церковь. Не ждите  от неё революционной трансформации.  Любите её такой, какая она есть.  У вас же всегда сохраняется выбор либо вы  берёте на себя  ответственность за свою Бессмертную Душу, либо перекладываете эту задачу на плечи традиционного  религиозного института. В нашем случае это  Русская Православная Церковь.

               ТОТЕМИЗМ.  КУЛЬТ  ОБОЖЕСТВЛЕНИЯ ПРЕДКОВ.
                Так век за веком - скоро ли, Господь? -
                Под скальпелем природы и искусства,
                Кричит наш дух, изнемогает плоть,
                Рождая орган для шестого чувства.
                «Шестое чувство»  Н. Гумилев   

     Любые попытки кем - либо дать краткое толкование смыслов относящимся к категориям тайной философии, непременно возбудит многочисленных оппонентов на отрицательную критику предлагаемых формулировок. Поэтому я  буду руководствоваться  устоявшимися представлениями, которые в своей сути точны, поскольку мало что проясняют.  Возьмём философский словарь  издательства политическая литература 1980г.:  « Оккультизм - термин, обозначающий учения, которые признают существование в мире сверхъестественных, недоступных научному исследованию феноменов и сил и  разрабатывающих  практические способы взаимодействия с ними..."

     В контексте данного определения все официальные религиозные конфессии,  многочисленные  секты, тайные и явные объединения, изучающие эзотерическое наследие, в общей массе и составляют ту совокупность учений, которые «...признают существование в мире сверхъестественных феноменов и сил ..."  Следовательно, по законам логики,  все эти уважаемые организации, как бы враждебно они не относились   друг к другу, совместно «доят одну и ту же корову, пасущуюся на поле с названием оккультизм». Простите меня за столь грубую метафору, но по сути это правда. Представленное  чудесное животное отличается от наших сельских  млекопитающих исключительной продуктивностью и терпимостью, так что каждый желающий имеет возможность подёргать эту Бурёнку за вымя. Так было во все времена, и если вы не против такого утверждения, то согласитесь, что эволюция биологического вида HomoSapiens, кроме  всего прочего есть эволюция его мистических  представлений.
 
      Для того, что бы проиллюстрировать значимость обсуждаемого нами явления в прошлом, настоящем, и будущем,  хочу предложить Вам вместе вспомнить основные периоды исторической трансформации  различных оккультных верований,  и  проследить взаимосвязь между представлениями о невидимой стороне Бытия и развитием производственных сил в  социальном обществе.

     Не углубляясь в дебри веков, где доказательная база почти отсутствует,  мы не будем рассматривать тот период истории, когда первобытные люди культивировали мистико-религиозные качества в огне или в орудиях охоты. Пусть стартом наших воспоминаний будет то  время,  когда  человек рассматривал   животных, как себе подобных, но наделял их сверхъестественными умениями. Физическая сила, способность летать, плавать и другие возможности, которые демонстрировали наши меньшие братья, служили своеобразными ориентирами, можно сказать,  предметом зависти  для наших предков. Даже сейчас есть  народы, которые «добывают свой хлеб» исключительно охотой. Они убеждены, что человек, при желании,  может вступить в мистическую связь или превратиться в зверя. Что после смерти, душа переселится в медведя или  орла. Что всё сущее на земле это плод стараний Великой Матери Моржихи или Большой Черепахи.  Что Земля держится на трёх слонах или на огромном ките.

     Невозможно  ответить точно, каким образом появился такой культ. Был ли это акт божественного прозрения в племенной группе аборигенов или  может кто то, из особо богатых воображением соплеменников, "нафантазировал" такие религиозные идеи? Отложим поиски ответа на этот вопрос. Давайте задумаемся о последствиях таких воззрений.
   
     Представьте, как живёт первобытное племя в диком лесу или непроходимых джунглях. Опасные хищники, ядовитые змеи, бесчисленные множества жалящих и кровососущих насекомых. Единственная задача - выжить. Придав окружающей среде и её обитателям статус божественности, HomoSapiens верил, что через  подражание представителям животного царства он найдёт ключ, как к физическому, так и мистическому совершенству. Наблюдая за природой, примечая поведенческие реакции разных животных, наш первобытный предок, незаметно для себя, расширял  запас тактических  приёмов  защиты от агрессивных условий местной флоры и фауны. Из века в век, из поколения в поколение, передавались наблюдения, возведённые в статус оккультных истин; через шаманов, через старейшин, через вождей. Вооруженный этими знаниями  и орудиями охотничьего ремесла человек уже на равных мог конкурировать в межвидовой борьбе за выживание. Улучшалась демография, осваивались новые охотничьи угодья, наступал золотой век тотемизма.
 
      Упомянув  о золотом веке, я позволил себе некоторую вольность.  Справедливости ради надо сказать, что моё повествование не является строго научной работой, поэтому  я не привязываю описываемые мною процессы  к определённым историческим датам. Я рисую идеальную схему смены оккультно - религиозных формаций в процессе эволюции человека.  Реальность всегда намного сложнее, чем ее трактовка. Будем считать это лирическим отступлением перед погружением в новую эпоху оккультной философии.

    В какой-то период времени, объединение родовых групп в более крупные сообщества,  рост популяции и  расширение ореола обитания человека, способствовало учащению  кровавых столкновений между различными племенами. В этих условиях верования в божественность животного мира уже переставали работать. Исчезала необходимость бороться за выживание с нашими меньшими братьями, начиналась конкуренция внутри вида, поэтому были нужны новые ориентиры для подражания. Помните истории про индейцев?
      
        Мохоки уничтожили племя могикан. На примере коренных жителей  Америки описанных Фенимором Купером можно отметить, как при существующем почитании животного мира отраженном в именах героев; Большой Змей, Быстрый Олень, Зоркий Сокол начинает формироваться новый культ. Это культ предков.
 
     Изначально, в  мистической парадигме почитания умерших соплеменников, особым уважением пользовались хорошие воины и вожди, но после того как стало понятно что и знатные ремесленники тоже увеличивают способность племени к выживанию, появилось почитание к кузнецам, виноделам, охотникам и т.д. При  жизни многих из них считали колдунами, а после смерти им придавали статус покровителей  ремёсел. К ним взывали о помощи, их услаждали жертвами и благовониями. Теперь уже не животные, а  лучшие представители собственного вида были объектом для подражания. Новые поколения  перенимали опыт у особо выдающихся воинов, кузнецов, скорняков. Умения умерших кумиров были возведены до высот не реализуемого идеала, что заставляло молодых людей искать пути к  совершенству, поднимая средний уровень мастерства в своем сообществе. Так синтез воинского и ремесленного искусства помогал племени выдержать конкурентную борьбу в среде себе подобных. 
   
    Повторюсь. Невозможно  ответить точно, как появился идея обожествления предков.  Был ли это акт мистического откровения или кто то, из особей богатых воображением,  на фантазировал такие религиозные смыслы?  Нам это неважно. Главное мы можем отметить, что новая  оккультная философия способствовала выживанию в изменившихся условиях существования. Кто не смог вместить в себя новые мистические воззрения,  тот исчезал,  как  исчезло индейское племя могикан.

    Надо сказать, что в истории человечества трансформация священных символов  не происходила так линейно и однозначно, как я описываю.  Внутренние конфликты. Борьба за власть. Угрозы агрессивных соседей. Множество факторов оказывали влияние на смену религиозных предпочтений. Одних идолов возводили на алтарь, других  ввергали в прах.   Менялись вожди - менялись кумиры. Такое непостоянство объясняет почему, рассматривая историю человечества, мы не можем найти бесспорных подтверждений  успешности  племён  находящихся на более высокой ступени оккультного знания.  Хотя испанские конкистадоры однозначно  показали американским народностям,  чья вера сильнее,  думаю мало, кто воспринимает этот исторический факт  как победу религиозных  идей.  Противники такого аргумента будут говорить о хорошем вооружении европейцев, об огнестрельном оружии которого не знали индейцы и будут правы.  Но. Позволю себе тезис, который следует воспринимать как теоретическое утверждение. Дело в том, что смена оккультной парадигмы всегда предвосхищает новую ступень эволюционного развития технологий и производственных сил. В этом смысле  верования европейцев были более прогрессивны, чем религиозные устои обитателей американского материка, что и принесло победу представителям Старого Света.

                ПОЛИТЕИЗМ

    Как уже говорилось, внутренняя борьба за власть в племени, зачастую приводила к смене  верховных персонажей религиозного поклонения. Такого рода реформы не всегда проходили бескровно. В лучшем случае служителям старого кумира отрезали языки, что бы они не смущали народ рассказами о своём родиче, в худшем - это была продолжительная междоусобная борьба с разорениями и жертвами.  Такие кровавые изменения не вдохновляли соплеменников, поэтому фантазии «реформаторов» границ не имела. Доисторическим «проповедникам» требовались веские аргументы, что бы убедить  своих современников в необходимости свергнуть действующего Небесного  Покровителя.  В такой конкурентной борьбе  рассказы  о земных подвигах  кандидата на звание Верховного Небожителя уже мало кого вдохновляли   и тогда  "агитаторы" поднимали  значимость рекомендуемого ими героя до статуса  Божественной Сущности.  Далёкие, но всё же земные предки, превращались в недоступных Богов. 

     Прежде чем продолжить, я должен заострить Ваше внимание на тех тезисах, которые возможно,  в предыдущем тексте прозвучали не явно и не однозначно.  Суть их сводится к трём утверждениям, а именно;

    1)Смена религиозной парадигмы предвосхищает новую ступень развития технологических и производственных сил;
    2)Особенности  оккультной философии влияют на умения  различных социальных групп, успешно конкурировать во внутривидовом взаимодействии.  В том числе, помогают побеждать соседей как политико-экономическим, так и военным  путём.
    3)Свойства мистических констант сказываются на возможностях мелких социальных групп формировать  большие, устойчивые сообщества, что крайне важно  на этапе государственного строительства.

     Предлагаю  на  историческом примере  Древней Греции,  либо подтвердить, либо опровергнуть нашу теорию. Прежде всего,  надо приблизительно определить период, когда культ предков, в этом регионе,  стал уступать позиции  многобожию.
 
      Общепринято, что Гесиод, в своей поэме «Теогония»,  написанной им  приблизительно 750г. до нашей эры   попытался  привести в систему разноречивые эпические сказания о существующих в то время богах. Значит, политеизм у древних греков существовал ещё до Гесиода. По аналогии с христианством  мы можем приблизительно отметить, сколько времени проходит от  зарождения религиозной  идеи до ее превращения в государственную религию. Это 300-400 лет. С учетом замедленного развития социальных процессов в доисторический период я предлагаю использовать цифру пятьсот лет. (750+500=1250)  Простой расчет позволяет предположить, что приблизительно  в  год 1250(±100лет).до н.э.  был дан старт на смену оккультной парадигмы для народов населяющих Балканский полуостров.

    Обратимся к учебникам истории и посмотрим, какие события происходили в это время параллельно?  Делаю  акцент, что мы рассматриваем  хронологический отрезок 1250 – 750 гг. до н.э.  Именно за это период,  по нашим расчётам, происходит переход из одной духовно - религиозной формации в другую. 
   
Цитата …
    «Один  из самых загадочных периодов истории 1200-800 гг. до н.э. именуемый  - катастрофа бронзового века или бронзовый коллапс.  На большой территории- Левант, Малая Азия, Греция, наступает период «тёмных веков» (в Греции период известен как Греческие тёмные века).  Этим термином, специалисты обозначают условный переход из века бронзового в  век железный. Смена эпох была связана с катастрофическими изменениями в общественном укладе, утратой многих производственных и культурных традиций, разрушением всех крупных государств и многих городов того времени». 

    «Совпадение», - скажите Вы.  По мне же, это наглядная иллюстрация  тезиса о том, что смена оккультной парадигмы предвосхищает или как минимум происходит совместно с революционными изменениями  в науке и технологии. Бронзовый век уходил в прошлое, технологии обработки изделий из железа открывали новую страницу эволюции.  В сознании утверждались новые боги, новые приоритеты.
     Здесь же мы можем найти  косвенные доказательства по  сформулированным выше оставшимся пунктам нашей оккультной теории. Но прежде я должен сказать, что современная историческая наука не имеет единого мнения по реконструкции событий этого периода. Много споров и разногласий в разных источниках, поэтому моя трактовка так же может быть подвергнута критике,  как и представления научного сообщества. Несомненно, историки имеют право побить меня палками, за мои упрощенческие интерпретации  исторических процессов, но у меня нет задачи погрузить читателя в атмосферу  тёмных веков, я  всего лишь хочу показать какие факты, из их существующего множества,  подтверждают нашу теорию.

     Напомню.  1200 год до н.э. Историческая наука говорит, что к этому времени на юге Балканского  полуострова (включая остров Крит) существовала Ахейская (Микенская) цивилизация.  Цитата: «Религиозные воззрения ахейцев сложились под сильным влиянием критской цивилизации. Главным божеством, судя по всему, как и на Крите, была богиня – "владычица".  Конец цитаты. 

    В это же время, на севере полуострова жили дорийские племена, где не последнее место занимал род «гераклидов».  Считая себя потомками Геракла, у них не возникало сомнений, кто является кумиром для поклонения.  Конечно Геракл. По легенде, Пелопоннес, южную часть Балканского полуострова, божественный предок гераклидов, передал в управление местным правителям, что бы они сохранили землю для его потомков. И вот время пришло. Возглавив дарийцев, гераклиды пошли забирать своё. Громя всё на своём пути, они погрузили Грецию в «тёмные века» и лишь к 700 году до н.э. оформилось явно и надолго  государство Спарта  возглавляемое династией Агиадов из рода гераклидов. Отмечу. Историческая наука  этот факт называется  «Дорийское вторжение», игнорируя главенствующую роль  будущих основателей Спарты. Дело в том, что для историков того времени «плохими парнями» были дорийцы, а гераклиды законными правопреемниками восстанавливающими справедливость, поэтому о них мало порицательных  упоминаний в исторических хрониках.

    Теперь рассмотрим оккультную, скрытую причину крушения  Микенской цивилизации. Богиня ахейцев -  Владычица. Вот что мы о ней знаем. Великая богиня (имя ее  остается неизвестным) была почитаема в различных образах… Чаще всего — это богиня природы… Священные деревья или ветви были атрибутами богини…. С культом богини природы были связаны птицы.… В дворцовых и домашних святилищах часто встречаются изображения женского божества, главным атрибутом которого были змеи... Великую богиню почитали,  как владычицу зверей…  Нередко она изображалась в виде стройной, красиво одетой женщины с обнаженной грудью, у ног которой сидят два льва и смотрят на свою повелительницу... На кносских геммах она выступает в виде охотницы, поражающей вепря…

     Этих данных вполне достаточно для понимания,  того что перед нами  вершина тотемизма, сакральный смысл которого,  подчинение, если хотите победаHomo Sapiens над окружающей его природной средой. Здесь уже человек  рассматривается как объект культового поклонения, а животный мир подобно сидящим львам на изображениях ахейцев, послушно взирает на своё божество. 

     Оппоненты ахейцев  мало изучены, тем не менее. Согласно греческой мифологии, родоначальником дорийцев считался Дор, сын Эллина и нимфы Орсеиды. Чем он прославил себя неизвестно, хотя в тех же источниках можно найти, что далёкой прабабкой этих воинов была всем известная Пандора созданная Зевсом.
   
    Таким образом, на  полях сражений встретились почитатели «Великой богини» и варварские племена с развитым культом предков, среди которых самыми значимыми были Геракл и Дор. Союз дорийцев и гераклидов  победил.
Есть множество объяснений, почему погибла Ахейская цивилизация, но я не встречал, что бы кто-то  из историков утверждал, что потомки Геракла и Дора были более приспособлены к битвам в силу специфики их оккультных верований. А может и напрасно. Представьте общество, которое несколько поколений живет мифами о своем знаменитом воине предке. Для младенцев, юношей, и взрослых мужчин, был лишь один путь сравниться с божественным родичем, это преодолевать препятствия и побеждать в турнирах и боях.  С другой стороны дети Великой богини. Красота, плодородие, плодовитость, эти качества хороши в мирной жизни, но во времена оголённых мечей, все эти достоинства бесполезны.

     Почему же на протяжении более чем трёх веков, победителям не удавалось создать какую либо культуру, хотя бы подобие той   цивилизации,  которую они разрушили? Конечно, в научном сообществе есть множество объяснений такой загадки. Возможно, в своих предположениях я  одинок, но для меня одна из главных причин многовекового хаоса на территории Балканского полуострова, это отсутствии  у дорийских племён оккультной философии соответствующей особенностям сложившихся обстоятельств.  Воины хороши в битве, но они не умеют жить без войны.  К моменту захвата территории современной Греции у гераклидов ещё не сложилось того множества  богов которые могли бы служить примером для успешного мирного строительства и ассимиляции побеждённых племён. Их (дорийцев, гераклидов) религиозные верования,  не позволяли обогатить  общество добродетелями,   формирующими у человека качества  способствующие  гармонизации общественной жизни. Только через годы, постепенно,   стали появляться новые кумиры, а точнее новые психотипы  богов, ориентируясь на которые потомки Геракла и другие племена, обосновавшиеся на Балканах,  получили шанс создать свои города государства.

    Прежде чем перелистнуть страницу политеизма и поговорить о более близких для нас временах, я должен обратить Ваше внимание, на один факт, который является иллюстрацией дополняющей ранее сформулированные тезисы нашей  теории. Для этого, вновь придется вернуться во времена расцвета Ахейской (Микенской) цивилизации.
Ранее уже говорилось, что систему верований, древних греков на рубеже ХII века до н. э,  я классифицирую как апогей тотемизма. Чем характеризуются поздние периоды любой мистико-религиозной формации?
    На рассматриваемом примере видно, что  общество влекомое маяками божественного смысла,    достигает определенного прогресса в различных областях умений и знаний. Далее временный период застоя, после чего вновь следует эволюционный шаг в сторону прогресса в деле создания Цивилизационного продукта, о сути которого мы поговорим позже.   
    
     Примером естественной смены оккультной парадигмы может послужить древний Египет.  В долине Нила трансформация религиозного культа  произошла эволюционно, без войн и потрясений. Именно  поэтому пантеон египетских богов имел множество персонажей повторяющих полностью или частично облик животных. В сакральном смысле это означает то, что общество не отказывается от завоеваний свершенных в период тотемизма, но и принимает новые ориентиры социального развития, поскольку божества с головами животных и птиц  были в большей степени людьми, чем представителями животного мира. И люди и «полу звери» древних египтян,  имели свой моральный кодекс, знания и умения характерные только для этого персонажа, свои привлекательные качества. Такой пантеон служил ориентиром  для большей части населения Египта, поскольку любой уверовавший в этот культ мог найти в нём, близкого по своим физическим и интеллектуальным  возможностям, кумира.   
 
     У древних ахейцев такая трансформация то же началась, о чем свидетельствует культ быка,  зародившийся на Крите.  Нашествие дарийцев нарушило ход эволюционных преобразований, поэтому священный бык превратился в Минотавра (человек с головой быка) которого Тесей убил в лабиринте. Так, в древней Греции, утвердились  боги, внешне повторяющие облик  Homo  Sapiens.

                М О Н О Т Е И З М

     К тому времени как  в 1453 году пал Константинополь и перестала существовать Восточная Римская держава, её западная часть со столицей в городе Рим уже почти как 1000 лет была стерта с географических карт молодой Европы.
 
       Распад Римской империи произошёл в 395 году нашей эры и уже в   410 году вестготами был взят Рим, а 4 сентября476  года  вождь германцев Одоакр заставил последнего императора Западной Римской империи Ромула Августа отречься от престола.

      Открывая следующую страницу своего повествования с исторического примера, крушения некогда могущественного государства, я не хочу сказать, что это Господь наказал  римлян за то, что они распяли Христа.  Просто я делаю акцент на катастрофических событиях в период смены оккультной парадигмы.  Здесь же хочу, заострить Ваше внимание. Прошло чуть более 300 лет с момента вознесения Иисуса из Назарета. За это время сила слова Христа привели в движение государственные машины древней Европы и всё больше,  и больше социальных групп признавали Христианство как единственный духовный ориентир достойный вести народы через тьму порока и невежества.

      Начнем по порядку. Рассматривая в качестве примера историю  древней Греции,  мы отмечали что, культ многобожия в большей степени способствовал  организации  больших  групп людей, под единым центром управления.  Но, по большому счёту, города - государства, это не более чем  увеличенная модель тех  пещер, в которой наши предки жили во времена  тотемизма. Как только общество «набирало» определённые объём географических площадей,  увеличивая  этническую составляющую «своей пещеры», так начинались разрушительные процессы и кризис общественного устройства.

    Древний Египет, Вавилонская Империя, Империя Александра Македонского.  Все они рассыпались как несовершенные строения, «архитектор» которых так и не смог найти правильный связующий  компонент  для таких разрозненных элементов своего создания. Есть одно обстоятельство, которое объединяет перечисленные выше  разно этнические образования. Каждой из этих империй, в разные времена руководили люди,  провозгласившие себя Богом. Возможно, понимание о необходимости единственного божества для объединения огромных территорий начала пробуждаться ещё задолго до появления Великого Рима, но именно на Апеннинском полуострове, есть множество артефактов, которые позволяют строить гипотезы и  делать выводы.

    В   27 году до нашей эры управление империей латинян  принял на себя, гражданин Рима Гай Октавий Фурин.  Историческая наука чаще называет его -  Октавиан Август.     С его появлением снижается военная  активность.  Бум градостроительства вынуждает принимать законодательства об ограничении высоты зданий до шести этажей. Двести тысяч человек получают даровой хлеб. В центре столицы создано грандиозное гидротехническое сооружение, где 3000 гладиаторов устраивают морские сражения  с применение различных плавсредств.

    Наступает двухсотлетний  период  Pax Romana, Римского Мира.  Имея титул Великого Понтифика, что давало Октавиану  право руководить всеми жрецами империи, он принимает на себя титул Август, что значит «Священный».  Кто-то  может подумать, что правителем италиков двигало элементарное тщеславие, я уверен, что такое предположение не верно. Маленький факт. Друг Октавиана, ГайЦильний Меценат, из собственных средств выделяет денежные вознаграждения поэтам и прозаикам  за произведения прославляющие государственную власть. В честь главы государства называют месяц Августом,  а в табеле о божественном ранге Октавиана сравняли по значимости  с Юпитером и Марсом.

      Культ обожествления императора создавался, как средство объединения больших разрозненных территорий и этнических групп. Многие народы имели свой пантеон, появление ещё одного божества особых возмущений не вызывало, а пропаганда того времени делала своё дело. Жители провинций, для которых Рим  был чем-то очень далёким и невероятным, как рай для христианина, вполне даже допускали что где то, в неведанных землях живёт,  что то достойное божественных почестей.
Нам трудно сейчас представить, что означал титул Август для того времени. Вспомните,  Христа распяли  за то, что он  отказывался почитать императора Тиберия  как Бога.  Тот же  Тиберий издал закон об оскорблении величия. Осуждались охальники государственной власти всех мастей, и даже те, кто имел неосторожность расплатиться монетами с изображением императора за услуги публичного дома. Культ «единого Бога», в лице действующего правителя,  поддерживался всеми средствами, что позволило империи более 100 лет прожить относительно  спокойно.
 
     В 212 г. нашей эры все  свободные граждане Римской империи, во всех провинциях  были приравнены в  правах. Человечество получила от римлян идею института   гражданства.  С одной стороны такой акт показывает нам  что государство, образно говоря,  перестало делить людей на тех,  кто рождён в «нашей пещере» и  тех, кто путался под ногами, когда легионеры выходили гулять на поля Апеннинского полуострова. С другой стороны это говорит о новом, затяжном  кризисе религиозного культа. Император, Юпитер и Марс не справлялись со своей работой и для объединения общества требовались иные механизмы.

     В чем причина падения авторитета Римских богов? Вспомните Нерона. Чем больше чудил император, тем меньше почтения проявлял обыватель к действующему пантеону.  Ориентируясь на своего повелителя, его подданные переносили человеческие  качества на всю семью небожителей. Юпитер и его свита переставали быть ценностью общества.  В качестве   доказательством моего  тезиса, предлагаю  пример строительство здания пантеона всем римским богам. В их компанию,  император Адриан повелел присовокупить  своего любимого юношу Антиноя. Как утверждают историки, его изображений и скульптурных форм, до нас дошло такое количество, что могли бы позавидовать многие боги.

     Объявив себя Богом римский император, не мог допустить, что бы кто-то сомневался в этом. Совместив светскую и духовную власть, правителю империи пришлось  отвечать на все вопросы, возникающие в головах его подданных  в том числе, ему надо было объяснять, причины негативных социальных явлений.  Чем чаще он говорил, по разным поводам, что так угодно богам не предлагая решений,   тем больше его паства начинала  сомневаться в  могуществе своего божества.

   Те же самые недуги я вижу в  институте Русской Православной Церкви. Объясняя все социальные процессы Божьим наказанием или Сатанинским искушением, святые отцы и их чада, всё больше и больше теряют авторитет.   Вместо того, что бы просто произнести слова - я не знаю - батюшка обязательно построит противоречивую концепцию мироустройства, ссылаясь на святых апостолов и аргументируя свою позицию цитатами из Библии. Я не умаляю цивилизационного значения библейских текстов, но прикрывать Евангелием свою некомпетентность и   невежество считаю архи безответственным деянием. Уже приводился пример со словом оккультизм. Вместо того, что бы принимать к использованию значение слов в их общепринятом понимании, духовенство  и его фанаты предлагают свои трактовки. От этого, цитата - «Христианство расценивает оккультизм, как особого рода извращённую религию или, точнее, антирелигию, корни которой уходят в глубины ада..."

     Отказываясь от общепризнанной, светской терминологии и общего светского понимания социальных процессов, церковь всё больше и больше увеличивает пропасть между искренними радетелями Православной веры и остальной частью общества сомневающихся в достоверности той картины мира, которую предлагают нам священнослужители.

      Но вернёмся к древности. Пример двух империй наглядно показывает характерные закономерности  сопутствующие процессу изменения оккультной философии.  Трансформация религиозного культа  в Западной части была прервана и похоронена, вместе с великим Римом, атаками германских племён.  Восточная часть успела  ассимилировать Христианскую идею на своей территории и смогла устоять против славян, чья религиозная культура, на тот момент,  представляла раннюю стадию политеизма.   Здесь мы ещё раз видим подтверждение нашему тезису, о том, что более прогрессивная  оккультная философия помогает побеждать соседей как политико-экономическим, так и военным  путём.

    В чем же заключалась суть добродетелей Христианства, которые позволили управлять большими многонациональными сообществами?  Что бы ни раздражать толкователей Библии, я отмечу лишь три тезиса,  которые Христос назвал в качестве главных ориентиров. Возлюби Господа, возлюби ближнего и возлюби врага своего.  Таким образом, у общества которое принимало этот курс, уже не было необходимости убивать «на всякий случай» каждого кто не являлся «жителем их города». Перед лицом Всевышнего, все народы были ровны.

     Хочу предложить Вашему вниманию несколько точек зрения о причинах успеха Христианства в период его становления как мировой религии.

Говорит  богослов:
     « Основная положительная причина быстрого распространения и окончательной победы христианства заключается в его собственной, неотъемлемо присущей ему ценности как всеобщей религии спасения, в совершенном учении и примере его Богочеловечного Основателя, Который для сердца каждого верующего есть Спаситель от греха и Податель вечной жизни».

Говорит историк:
     «Христианство создавалось людьми, которые стремились найти иллюзорный выход из того социально-психологического тупика, в который зашло античное общество и античная идеология.  Ортодоксальная церковь победила потому, что она сумела приспособиться к реальной жизни, принять существующий порядок (и даже оправдать его) и получить, в конце концов, поддержку государственной власти».

     Пожалуй, и первое и второе утверждение верно. Со своей стороны, как эзотерик, могу добавить. Монотеизм (христианство в частности) не мог не победить в силу закономерностей смены оккультно – религиозных формаций в обществе. Пройдя эпоху Политеизма, Homo Sapiens приобрел  определённый урок, накопил некоторую сумму знаний и для дальнейшего совершенствования ему были нужны новые сакральные смыслы, другие духовные ориентиры. Путем проб и ошибок, побиваемый камнями и мученическими  распятьями, Человек обретал своего Христа и своего Будду, своего Мухаммеда и своего Заратустру. Как единственная выжившая рыба, оставшаяся без воды,  стала прародительницей класса земноводных, так Монотеизм стал единственно жизнеспособным,  доминирующим религиозным воззрением Человечества.

     Если пытаться анализировать эти «уроки», то возможно наберётся материал на несколько диссертаций, но всё же я попробую кратко  сформулировать суть  эволюционных приобретений которые HomoSapiens смог извлечь из  каждой оккультно-религиозной формации.

      •Тотемизм -  HomoSapiens пробуждает или обретает  Знание о способах взаимодействия с окружающей органической и неорганической природой. Учится защищаться  и побеждать Царство животного мира.
       •Культ предков -  HomoSapiens пробуждает или обретает  Знание о способах взаимодействия с представителями собственного вида не состоящих с ним в родственных  отношениях. Несколько близких семей  объединяет  в  род. Учится защищаться  и побеждать  на внешнем контуре, в среде себе подобных.
        •Политеизм - HomoSapiens пробуждает или обретает  Знание о способах  объединения родовых групп в большие племенные образования. Выстраивает  бесконфликтные отношения внутри племени.
         •Монотеизм -  HomoSapiens пробуждает или обретает  Знание  о способах  бесконфликтного существования нескольких племён и народов объединённых единым центром управления.

     Здесь Вы можете меня упрекнуть, базируясь  на тот же исторический пример.  Вы правы, отмечая факт, что римляне, имея в качестве государственного верования политеистический культ, тем не менее, управляли многими народами и племенами. 
     Повторюсь.   Большую часть своего существования административное управление этой империи осуществлялось подобно большому племени, по аналогии города-государства, типа Афины, Спарта  или Микены. Прирастая территориями и порабощая новые этнические племена, латиняне перестали ориентироваться на оккультную философию как на само организующую идею широких масс общества и всё больше прибегали к административным мерам управления.
      Человечество должно быть благодарно италикам за реализацию  идеи «института гражданства», но как показывает история одними административными мерами не уйти от кризиса. Должна быть оккультная философия, под знаменем которой общество сможет сделать следующий эволюционный шаг.

                К Р И З И С

     Так устроена психика Homo Sapiens, что у нас, всегда найдутся претензии к обстоятельствам жизни.  Зачастую трудно разобраться, где наша критика объективна, а где это просто сублимация внутреннего раздражения. Много раз мне приходилось наблюдать за дискуссией на предмет падения морального авторитета священнослужителей.  В качестве горючего материала, в костёр порицания были брошены разнообразные  материалы. Богатые машины наших святых отцов, окружающая их роскошь, аморальные поступки.  Всё так. Но думаю,  даже если они станут ходить в рубищах и принимать пищу из деревянной посуды, наш человек найдет причины быть недовольным их  профессионализмом в деле коммутации  сигнала между мирянами и Господом Богом. Человек слаб и РПЦ не более чем часть нашего общества. Каков приход, таков и поп. И всё же, поднимая тему  кризиса Христианства, я говорю, прежде всего, о Западной Европе.

     Всем хорошо известен период Реформации и дробление Католицизма на несколько самостоятельных конфессий.  «Восстание» Мартина Лютера и его последователей, было направлено не против религиозной идеи Единого Бога, но против злоупотреблений Римско-католической церкви.   Какое то время преобразование религиозных институтов помогло поддержать «падающий стремительным домкратом» авторитет церкви, но Французская революция  развеяла оптимизм духовенства. Сомнений нет. Кризис наступал.

     1790 год. Франция. Принята «Гражданская конституция духовенства», закрепившая за государством абсолютный контроль над Церковью.   
     1793-94 год. Широко пропагандируется культ Богини Разума. 
     1794 г. Максимилиан Робеспьер. Декларация Конвента о признании  Верховного Существа.
     1801г. Епископов назначает правительство Наполеона.
По всей Европе происходит изъятие церковных земель, роспуск монастырей, притеснение священнослужителей.   

     В сакральном смысле  происходящие события, можно трактовать как мучительный поиск   оккультной философии, которая помогла бы естественным образом  развиваться социальному обществу независимо от личности правителя или обстоятельств экономического благоденствия. Но  фантазии хватало  лишь на то, что бы поменять название, или  выгнать одних работников церковного цеха и посадить своих радетелей за истинную веру.

      После догмата «о Папской безошибочности» 1870 года  произошел ещё один раскол и страсти улеглись. Но авторитет монотеистического культа пострадал не меньше чем единство католицизма. 
      Характерный пример.  1877 год. Е.П. Блаватская в работе «Разоблачённая Изида» пишет: «Они (мудрецы Востока)  доказали нам, что путем комбинирования науки с религией существование Бога и бессмертие человеческого духа могут быть доказаны так же, как теоремы Евклида».

      Для меня невероятность факта заключается в том, что человеку, того времени, кто то должен был доказывать: «… существование Бога и бессмертие человеческого духа». Казалось бы, в XIX веке  это аксиома,  не требовала доказательств. Что это? Признак угасания  религиозного огня в сердце европейского обывателя  или частный случай атеизма?
 
       Принимая во внимание всё вышеизложенное как возможное подтверждение тезиса о том, что в начале XIX века наступил кризис монотеистического культа, мы должны проверить, как исторические факты согласуются с  теми пунктами оккультно-социальной теории, которые я обозначил в части «Политеизм». Для того, чтобы Вам не искать соответствующие места в тексте, я повторюсь.

     1.Кризис оккультной философии сопровождается социальными событиями катастрофического характера. 
      Смотрим в учебник истории: «Революция началась в 1848 году во Франции, затем охватила почти все государства Центральной Европы. В 1848-1849 годах революции приняли небывалый размах. В них слились воедино борьба различных слоев общества против феодальных порядков, за демократизацию общественного строя, выступления рабочих за улучшение материального положения и социальные гарантии, национально- освободительная борьба угнетенных народов и мощное объединительное движение в Германии и Италии».

      2.Смена духовной парадигмы предвосхищает или сопутствует новой ступени развития технологических и производственных сил.
       Смотрим в учебник истории: «Великая индустриальная революция, началась в Англии и постепенно охватила всю мировую цивилизацию. Она привела к замене ручного труда  механизацией производства».

      «Хорошо, -  скажите Вы. – Кризис религиозных догм наступил вначале XIX века. Какие выводы мы можем сделать,  и какие действия мы должны связи с этим предпринять»?

       Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте немного отвлечёмся. Иногда не лишне расслабиться,  отказаться  от напряженного мышления, вспомнить забавную историю…

      1847 г. Новый Свет. Пригород Нью-Йорка.  Ранчо Гайдсвилль где жили две сестры Маргарет и Кэти Фокс  славилось дурной славой. Любой побывавший в этом доме был свидетелем различных  скрипов, щелчков, ударов. «Нечистая»- говорили священники, но не могли избавить своих прихожан от этой напасти.  Какофония звуков не прекращалось ни днем, ни ночью.  Представляете, как  жить  в доме, где за стеной соседи круглосуточно делают ремонт?  Поэтому я не удивлен тому,  что однажды младшая из сестер Кэти не выдержала и  также принялась колотить в стену, пытаясь побудить неизвестного «хулигана» к тишине.  Незримый собеседник ответил равным числом ударов.
   И тогда девочка сказала ему: «Ты кто? Если ты человек, то стукни один раз; а если — дух, то два». Тут же прозвучали два сухих удара, положивших начало той азбуке, которой стали пользоваться сёстры Фокс, а вслед за ними и спириты всего мира.
   Общение с этим духом не замедлило повлечь за собой исключение семьи Фокс из лона церкви. И семья переехала в Рочестер, куда её сопроводило и стучащее привидение. Старшая сестрёнка Лия, в традиционной англо-саксонской простоте, решила «запрячь» бестелесного гастарбайтера на ниве повышения семейного благосостояния и организовала турне по Америке.
    
     Теперь представьте. 1847 г. Золотая лихорадка. Лозунг «Обогащайся» краеугольный камень американского общества. И на этом фоне, по стране катаются   девчушки, которые собирают толпы любопытствующей публики.  Не удивительно, что   по маршруту их следования вспыхивает настоящая эпидемия подражания. «Эксплуатация» духов приобрела столь масштабный характер, что в 1854 году, в С.Ш.А. насчитывалось уже 10000 медиумов (Медиум- лицо которое служит связующим звеном между духовным и материальным миром) и около 3 миллионов сторонников нового движения.
 
    Поняв, что «внутренний рынок»  уже не даст таких шансов на повышение благосостояния, первый спиритический конгресс, собравшийся в Кливленде, решает послать миссионеров сначала в Англию, затем в Германию и Францию.

    Вот так детская непосредственность и  умение американцев заставить работать на себя даже жителей потустороннего порядка , дали миру это чудо именуемое спиритизмом (спиритуализмом).

     Правда, в то время ещё не было  такого термина до тех пор, пока этим явлением  не заинтересовался французский педагог, философ, исследователь,   маркиз  Ипполит Леон Денизар-Ривайль. (Hippolyte L;on Denisart-Rivail) известный в истории оккультизма под именем Аллан Кардек.  Он составил список вопросов, и посредством приглашенных медиумов получал на них ответы.  Всего  было 1 018 ответов, касавшихся природы духа, отношений между миром духа и материальным миром, смерти, перевоплощения и т. д.  Собрав весь материал, им была издана книга - «Le Livre des Esprits»,  «Книга Духов».
 
    Здесь я хочу прервать своё повествование, что бы остановить Ваше домысливание и выводы, которые вы готовы выдать в качестве резюмирующей части моего повествования. Нет. Я  не предлагаю  спиритуализм в качестве религиозной идеи, которая может заменить пошатнувшееся здание монотеизма.   Я всего лишь говорю, что в истории европейского оккультизма был такой факт, который парадоксальным образом укрепил веру в единого Бога.
      
      Вернёмся  к концу XIX века.  Хочу Вам предложить цитату из книги «История спиритизма» (The History of Spiritualism)  Артура  Конан Дойля (да, того самого): 
     «Спиритизм ничему новому не учит, это правда; но разве мало доказать явным и неопровержимым образом существование души, переживающей тело, её индивидуальность после смерти, её бессмертие, наказания и награды в будущем? Сколько людей веруют в это, но веруют неопределённою затаённою мыслью сомнения и думают в глубине души: «Однако же, если это неправда?» … Пример приходящих из-за гроба, для того чтобы сообщить нам свои радости и страдания, доказывает действительность будущей жизни и вместе с тем и правосудие Божие, не оставляющее ни одного порока без наказания и ни одной добродетели без награды». 1926 год.

     Как бы не клеймили спиритуализм  священнослужители,  тем не менее, это явление вдохнуло новую жизнь в религиозную идею. Правда, теперь любой желающий, без участия святых отцов, проявив  немного фантазии   либо  изучив исследования  Д.И. Менделеева или В.И. Вернадского, мог  пообщаться с теми, кто буквально «под Богом ходит». Одним из таких «практиков» был     Архимандрит Тихон  (Шевкунов) о чём он сообщает в самом начале своей работы ««Не святые святые» и другие рассказы».  Последний источник я указываю потому, что в своей работе автор описывает опасную ситуацию, которую ему пришлось пережить в студенческие годы,  благодаря практике спиритизма.  В рамках настоящего эссе, я не могу останавливаться на всех проблемах этого явления, пусть хотя бы упрощенный взгляд святого отца остановит нерадивого «лаборанта»  пытающегося раньше времени погрузить себя в  опасный мир Беспредельного Существования.   

     Прошло чуть более 100 лет. Новая волна кризис европейских конфессиональных институтов, по моим наблюдениям, началась  в восьмидесятых годах прошлого столетия. Всё чаще храмы использовались для светских, не всегда «чистых» мероприятий. Громкие скандалы, вскрывающие пороки святых отцов,  перестали быть сенсационной новостью. Девиз – «Всё на продажу», - успешно поедал и поедает, связующие функции религиозных идей Христианства.

      Октябрьская революция изолировала Русскую Православную Церковь, как от внешнего мира, так и от внутреннего. В силу этих причин, для обывателя, храм становился своеобразной экзотикой. Процессы, проходившие  внутри этого «храма»,  были мало кому известно, поэтому после событий 1992 года, и выхода РПЦ на публичную арену,  в народных массах процветало идеализированное представление о наших священниках.  Но увы, сейчас  видно что наше православие повторяет  путь который прошли западноевропейские  конфессии. Рок – концерты, «всё на продажу», впоследствии закрытие храмов и  благословление гей - браков.

                З А К Л Ю Ч Е Н И Е.

    Приходилось ли вам видеть картину Босха «Сад земных наслаждений»? Почему в аду так много музыкальных инструментов?   Возможно потому, что музыка – легкомысленное развлечение, которое подталкивает людей к плотским утехам? Поэтому музыкальные инструменты стали орудиями пыток: один грешник распят на арфе, на ягодицах другого раскаленным железом выжжены ноты, третий привязан к лютне. 
 
    Есть другая версия. В то время в обществе шла дискуссия, можно ли допускать, что бы при несении католической службы использовалось музыкальное сопровождение. Иероним Босх,   будучи посвящённым  в члены Братства Богоматери был ярым противником таких нововведений. Это  было в начале XVI века. Прошло четыреста лет, а эстетика, перформанс,  богослужения почти не изменился.  Хорошо это или плохо?  Я думаю, если церковь  начнёт стремительно меняться, как меняется наше общество, это не приблизит нас к окончательному познанию оккультных истин, но уничтожит культурологическое значение  этого общественного института.  Для меня ценность святых отцов не в том, что они говорят, а в том, что они символизируют. Пронеся через столетия культуру богослужения, они связывают  нас с нашими предками. Полтава, Корфу, Бородино, Шипка, Осовец, Сталинград. Сохраняя традицию,  РПЦ сохранит нашу родовую память, хоть и потеряет власть над умами прихожан.

     Нужен ли нам оккультизм?   Осмелюсь предположить, что будущая мотивирующая  сила оккультной философии представляет собой самодеятельный синтез всего  мистического опыта, который Homo Sapiens приобрёл в процессе своей эволюции и который на генетическом и бессознательном уровне подвигает его к правильным поступкам. Акция «Бессмертный полк» тому подтверждение. В рамках настоящего эссе, я не могу больше злоупотреблять Вашим вниманием. Одно могу сказать точно: «Наше будущее – прекрасно».


Рецензии
Создать учение, по которому производительные силы общества зависят от веры, - это что-то новое.
Просто жизнь - это вера. Нет её - нет жизни. А значит - стремления что-либо делать.
И уверена, что глупо заявлять, что советское общество исчезло потому, что в нём не было веры. Вера как раз была!
Советские люди беззаветно верили в Добро, а Добро - это бог!
Но далее следовало развивать данную веру, для чего нужно было начать заниматься духовными практиками. Следовать по лестнице эволюции вверх, к Духу!
И на мой взгляд, изменение направления советского пути - искусственное явление, ибо мы уже стояли на пороге открытия духовных способностей.

Казалось бы, мне следует радоваться вашему выводу о развитии человечества. Всегда была внутренне против - практически исключительно материального - подхода Маркса к эволюции. И обычно упирала на духовную составляющую советского общества.
Но и в вашей теории - чувствую что-то не то.
Возможно, взгляд Маркса - это один полюс, а ваш - другой.
А истина, как и Добро, - посредине.

Тамара Столяр   30.09.2017 15:51     Заявить о нарушении
Неплохо. Если нетрудно, извещайте меня как у Вас будет появляться каждый новый текст. Можно просто в личку.

Информация к размышлению. Один полюс Добро, Другой Зло. То есть добро не может быть посередине. Хотя я всегда повторяю, что истина по середине, но этот тезис требует определённого контекста и понимания, что есть середина... возможно ли ее найти так же однозначно как разно зарядные полюса?

Михаил Майтрин   30.09.2017 21:24   Заявить о нарушении
Добро как раз посредине!
Потому что это только в абстрактном построении - Добро и зло являются полюсами.
А на практике дела обстоят так: посредине - круг(на плоскости) или шар. Это Добро.
А вокруг - зло. Добро ограничено, зло - нет.
И когда мы выходим за грань меры: за середину, за границу круга или шара, - впадаем во зло. А с какой стороны - не важно. Это одна и та же яма! Бездна (без дна).

Тамара Столяр   02.10.2017 20:45   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.