Три обета

Жил во времена Будды охотник. Услышал он как-то раз проповедь Благословенного о том, что нельзя убивать животных, и понял, что живёт неправильно. Но страсть и привычка взяли верх, и охотник продолжал убивать животных.
Встретив однажды Будду, охотник открыл ему свою душу.
– Есть ли у меня шанс исправиться? – спросил он.
– Ты можешь продолжать убивать ни в чём не повинных животных, – ответил ему Будда. – Но если захочешь преодолеть свою страсть и свою привычку, то должен будешь дать три обета.
–  Расскажи мне о них, – попросил охотник.
– Первый обет такой. Когда тебе представится случай откушать мясо детёнышей белой львицы, ты от этого откажешься.
«Может ли такое случиться? – подумал охотник. – Ведь белая львица живёт в горах, где я никогда не охотился!»
И он обещал.
– Второй обет такой. Когда ты захочешь спрыгнуть с высокой скалы, ты удержишься от этого.
«Неужели я захочу когда-нибудь разбиться?» – спросил себя охотник и дал такой обет.
– Третий обет самый трудный. Когда царь страны, где ты живёшь, предложит тебе жениться на своей дочке, ты от этого откажешься.
«Может ли царь предложить мне, простому человеку, свою дочку?» – ещё больше удивился охотник и дал такой обет.
Прошло несколько лет, и жена царя заболела тяжёлой болезнью. Царь пригласил к ней лучших врачей своей страны, и те после совещания сообщили:
– Мы можем вылечить царицу. Но для этого нам потребуется молоко белой львицы.
Царь велел привести во дворец лучших охотников своей страны, в том числе и человека, давшего Будде три обета. И под угрозой смертной казни велел им добыть это молоко.
Долго бродили охотники среди скал, занесённых снегом, в надежде напасть на след белой львицы. Но им не везло. И когда иссякли запасы еды, иссякла и надежда охотников. Они решили вернуться домой.
И тут охотники обнаружили пещеру, в которой нашли шестерых детёнышей белой львицы. Это была большая удача! Желая восстановить свои силы, охотники решили зажарить и съесть этих детёнышей, а после дождаться прихода их матери и добыть молока. И как ни отговаривал их человек, давший Будде три обета, охотники не послушали его.
Не успели охотники закончить свою трапезу, как раздался леденящий душу рёв, и перед ними предстала белая львица!
Желая спасти свою жизнь, охотники стали прыгать вниз, в глубокое ущелье. Хотел прыгнуть с ними и человек, давший Будде три обета, но удержался от этого поступка.
Белая львица подошла к человеку, обнюхала его и спросила:
– Почему ты не ел моих детёнышей и не прыгнул вниз вместе с другими?
– Мне запретил это делать Будда, мой наставник, – ответил человек.
– Если он такой мудрый, твой Будда, пускай воскресит моих детёнышей! – заявила львица, и в глазах её блеснули слезы. – Пойдём сейчас же к нему…
– Не могу, – ответил охотник. – Я должен сначала принести царю, у которого заболела жена, молоко белой львицы. Иначе меня казнят!
– Если Будда воскресит моих львят, я добровольно дам для царицы молоко, – заявила львица, и они отправились в путь.
Сидя в беседке, укрытой тенью деревьев, Будда пил утренний чай, когда увидел, как с ближайшей горы спускается к нему львица, везущая на своей спине охотника. Просияв лучезарной улыбкой, Будда скатал из хлебного мякиша шесть одинаковых шариков и бросил их на дорогу. И шарики тут же превратились в белых львят и побежали навстречу своей матери!
Счастливая львица дала, как и обещала, своё молоко, и охотник отнёс его царю, жена которого была уже при последнем дыхании. Та выпила молоко и вскоре исцелилась от своей болезни.
Радость царя была безграничной. Желая отблагодарить охотника, спасшего жизнь его любимой жене, царь предложил ему в жёны свою дочку.
И тут охотнику пришлось выбирать. Хотелось ему, конечно, стать зятем царя и жить на этом свете припеваючи. Но помня о третьем обете, данном Будде, и убедившись на деле в великой мудрости своего наставника, охотник нашёл в себе силы и отказался от этого предложения.
И с той поры охотник преодолел свою страсть и привычку убивать животных.


ДОЖДЬ ИЗ ЦВЕТОВ (бурятские буддийские притчи)


Рецензии
Прекрасная притча. Стоит задуматься и тем членам охотничьих обществ в России!

Геннадий Мингазов   16.03.2022 21:33     Заявить о нарушении
Спасибо, Геннадий.

Игорь Муханов   17.03.2022 01:01   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.