Моя душа навек с тобой... Часть третья

      Много документов «накопала» моя подруга Лидия Юрьевна Логинова. Это колоссальный труд. Но кто сказал, что составить из крохотных «кусочков» жизни  образ человека, и в каждом случае необыкновенно талантливого, работа менее сложная?  Здесь воедино сливаются любовь к герою, по возможности интересные, но правдивые вехи их жизни и наконец, честная оценка  отношения к ним их современников.

        Вот наша вечная любовь!  Народная (а вернее – всенародная) артистка  Фаина Георгиевна Раневская. Её обожали. За роли главные и обычные. За эпизод, сыгранный с блеском. За реплику, которую надолго запомнили…

       Впервые перед  малаховским зрителем Фаина Раневская появилась в 1916 году в пьесе Леонида Андреева «Тот, кто получает пощёчины». Главную роль играл знаменитый трагик Илларион Николаевич Певцов. У дебютантки же в её роли не было ни одного слова. Она появлялась лишь в массовых сценах.

       Перед спектаклем Фаина, поборов робость, подошла к Певцову и поинтересовалась, что делать ей на сцене? Актёр подумал и серьёзно сказал: «Ты просто должна меня очень любить. И пусть всё, что со мной происходит, тебя трогает и волнует. Вот и всё».

       Спектакль прошёл с большим успехом. Собравшийся домой  Илларион Николаевич вдруг увидел группу актёров и сидящую на полу застенчивую дебютантку. Она плакала.

       «Что с тобой? Почему ты плачешь?». «Я так любила вас весь вечер», - прорыдала Раневская. Знаменитый артист молча смотрел на потрясённую статистку, потом тихо и взволнованно произнёс: «Запомните эту девушку, друзья… Она будет настоящей большой актрисой».

     С чувством великой благодарности к этому человеку Фаина Георгиевна прожила всю жизнь.  Спустя много-много лет после его смерти она с такой же скорбью, как и в момент прощания с ним,  произнесёт: «Гейне сказал, что актёр умирает дважды. Нет, это не совсем верно, если прошли десятилетия, а Певцов стоит у меня перед глазами и живёт в моём сердце».
 
     Почти 60 лет продолжая работу на сцене от спектакля до спектакля, Раневская  никогда не скрывала своего желания играть в постановках с актёрами, у которых могла бы ещё поучиться. Немало московских театров связано с её именем. Образов, созданных актрисой, так много, что и не перечислишь.

     Но талант её так и остался невостребованным полностью. Так и не написан достойный её неповторимого таланта сценарий в кино, не была написана роль, равная её творческим возможностям.

     Тем не менее, Раневская могла произнести одну лишь реплику в фильме, независимо от замыслов режиссёра или сценариста, и сделаться  главной героиней, а реплика её запоминалась на годы – и не одним поколением зрителей».

      Играя маленькую роль (жены инспектора в гимназии) в фильме «Человек в футляре», она придумала гениальную женскую фразу: «Я никогда не была красива, но всегда была чертовски мила». Фразу, ставшую как бы визитной карточкой актрисы.

      А вот ещё несколько строк из афоризмов Фаины Георгиевны Раневской. Она порвала книгу своих воспоминаний, но по счастью, сохранился архив:

      - «…Бог мой, как я стара – я ещё помню порядочных людей…»

      - «… Я обязана друзьям, которые оказывают мне честь своим посещением, и глубоко благодарна друзьям, которые лишают меня этой чести».

      - «…Воспоминания – это богатства старости…».

      - «…Бог мой, как прошмыгнула жизнь, я даже не слышала, как поют соловьи…».
 
      - «…Мне всегда было непонятно: люди стыдятся бедности и не стыдятся богатства».

      - Однажды Раневская поскользнулась на улице и упала:"Граждане,подымите. Такие актёры на улице не валяются".

        Юмор Фаины Георгиевны был неистощим!
 
        А вот укор нашей сегодня утерянной нравственности:
               «  ДЕНЬГИ ПРОЕШЬ, А ПОЗОР ОСТАНЕТСЯ!!!».

     Владимир Иванович Немирович-Данченко был частым гостем в Малаховке. Это - сын «Серебряного века» русской литературы. Он был зачарован театром с младенческих лет.

     Первый «собственный» театр устроил в своей комнате, на подоконнике. Невидимым оркестром и актёрами, сделанными из карточных королей, валетов и дам, дирижировал  маленький гимназист. Он поднимал и опускал занавес. Распевал увертюры и вальсы… Всепоглощающей любовью к театру  он «заразил» брата, который бросил военную службу и пошёл в актёры,взяв с собой и сестру.

      Владимир Иванович отличался необычайной трудоспособностью. С 13 лет  он начал давать уроки, и с тех пор «уже всегда зарабатывал». В 8 классе из-за недостатка учителей обучал по вечерам детишек в младших классах гимназии. Студентом жил уроками. Писал большие повести, рассказы, статьи, фельетоны, участвовал в разных собраниях, комитетах, комиссиях. Большую часть времени отдавал своей любимой работе в филармонической школе.

       Известный драматург, выдающийся режиссёр, критик, беллетрист, писатель, народный артист СССР… Только в профессиональные актёры Владимир Иванович пойти не решился – помешал небольшой рост. Он был и блестящим педагогом:  открыл и выпестовал Москвина, Книппер, Мейерхольда.

      И всё же главное дело в жизни Владимира Ивановича Немировича-Данченко следует считать основание МХАТа.

      «Этот театр – твоя гордость», - сказал ему А.П.Чехов. «Художественный театр -  это лучшая страница той книги, история которой когда-либо  будет написана о современном русском театре».
 
      К.С.Станиславский и Вл.И.Немирович-Данченко – главные его организаторы. Сохранилась визитная карточка, на обороте которой карандашом написано: «Я буду в час в Славянском базаре – не увидимся ли?» Станиславский сберёг её, а на конверте размашисто написал: «Знаменитое первое свидание – сидение с Немировичем-Данченко.

       Первый момент основания театра 22 июня 1897 года». «Два медведя» ужились в одной берлоге, вспоминал впоследствии один из мечтателей. Более того, после Октябрьской революции долго ходила поговорка, что театральный мир держится на трёх китах: Южине, Станиславском и Немировиче-Данченко.
 
                (окончание следует)   


Рецензии