Моя душа навек с тобой... Часть первая

  "Лучших людей рождает провинция" Виктор Боков.               
               
      Оказывается, писать о близких друзьях трудно. Кажется, знаешь о них всё, но как донести до читателей то, что ты постиг сердцем – их искренность, обаяние, интеллект, целеустремлённость? Как обрисовать неувядающую активность, неистощимую энергию? И всё же постараюсь!

     С Лидией Юрьевной  Логиновой мы познакомились вскоре после распада Советского Союза. В этом году исполнилось четверть века нашей дружбе.

     В 1992 году на учредительном съезде Союз журналистов Российской Федерации был признан правопреемником Союза журналистов СССР. Шло объединение журналистских организаций на постсоветском пространстве, переоформление документов.  Участники Великой Отечественной войны создали Объединённый Совет ветеранов Союза журналистов России, Московское отделение которого возглавил Фёдор Иванович Царёв. Спустя десятилетие они приняли в состав Совета несколько журналистов - ветеранов труда, активно участвовавших в организационной работе. В их числе были и мы с Лидией Юрьевной.


     Права молва, что журналист не расстаётся с пером до конца дней своих. У нас по-прежнему велика потребность общаться с людьми, открывать в каждом какое-то своё, потаённое отношение к жизни, удивляться таким разным судьбам.

     Лидия Юрьевна Логинова родилась в подмосковном посёлке Малаховка, который в конце 18 века ещё не значился на карте. Здесь стояли сосновые леса купца-суконщика Малахова  (возможно, от него и пошло название посёлка). Леса перерезала лишь ниточка Рязанской железной дороги. «Она соединила этот уникальный уголок природы со столицей в 1865 году. И вскоре в удивительной тишине пахучих сосен застучали топоры дачных поселенцев Малаховки».

      Но главной гордостью подмосковного посёлка стал Летний театр, принадлежавший землевладельцу  Соколову П.А. – большому любителю театрального искусства. Эти сведения я почерпнула из книги Лидии Юрьевны Логиновой  «Легенда 20 века. Летний театр в Малаховке», которую автор «с уважением и искренней приязнью» подарила мне. И не только!

       До того дня, когда я вследствие сильного нервного стресса потеряла слух, мы общались с Лидой почти каждый день. Из-за болезни позвоночника она не выходила из дома, но по-прежнему была энергична и деятельна. И мы нашли замечательный способ общения, который превратился в своеобразный ритуал.

        Ежедневно, ровно в 23 часа, мы  «встречались» с ней по телефону. В ночное время спокойно можно было делиться не только жизненными новостями, но и обсуждать свои творческие задумки, а то и просто перечитывать друг другу уже готовые материалы. Мы становились одновременно и первыми читателями, и цензорами, и редакторами, да и просто – советчиками.

     Детство у Лидии Юрьевны было трудным – она же «дитя войны». Рано умер отец. Отучившись три класса в поселковой школе, пришлось прервать занятия: война изменила жизнь всех людей.

      В классных комнатах разместились солдатские казармы. После небольшого перерыва обучение продолжилось.

      По окончании десятилетки Лидия подала документы в Институт связи на «отделение радиолокации, но не была зачислена. «Женщинам в то время поступить в технические вузы было непросто», - вспоминает она. Но может, это и к лучшему, что судьба распорядилась именно так. Ведь получив техническое образование, Лидия Юрьевна, возможно, и не увлеклась бы историей Малаховки, не написала бы замечательные книги о культурном наследии подмосковного посёлка…

      Получив высшее педагогическое образование, Л.Логинова ведёт уроки русского языка и литературы в одной из московских школ. Затем пришла на Центральное телевидение. По профилю работы пришлось объездить всё Подмосковье, что Лидия делала с большим удовольствием.

       Красивы поля и леса Подмосковья, но малая родина – Малаховка – всё же была милее. Она была влюблена в её природу, людей, живущих рядом. Возникло желание узнать историю посёлка. Работа на телевидении отнимала почти всё время, но, тем не менее, у журналистки получалась возможность выкроить свободные минутки на подготовку материалов для периодической печати.
 
       Первые публикации Лидии Логиновой в «Малаховском вестнике» появились в начале 90 годов прошлого столетия. Сначала это были воспоминания о её классе. Однако всерьёз увлёкшись историей Малаховки, она стала вести в газете две рубрики – из истории «Малаховского Летнего театра» (более 10 лет) и «Телешовские «Среды». « Каждая публикация была результатом долгого, кропотливого изучения темы», - так оценивает свои дерзания Лидия Юрьевна.

     -   Часами просиживала я в архивах, в «Ленинке», «Историчке», в театральных библиотеках, в Бахрушенском музее…  Выписывала в читальных залах всю периодику, где могло быть хоть какое-то упоминание о Летнем театре, начиная с  конца XIX столетия. Не имея конкретной информации, листала все подшивки от корки до корки.

       Результатом почти пятилетних публикаций по истории Летнего театра в Малаховке явилась мемориальная доска на памятнике культуры Серебряного века. Её открытие состоялось 3 октября 1955 года на деньги, собранные, как говорится, «с миру по  нитке.
       Лидия Юрьевна с присущей ей скромностью умалчивает, что текст мемориальной доски, торжественное открытие которой состоялось осенью 1955 года, также был составлен при её непосредственном участии. Но зато она никогда не забывает назвать председателя Совета  «Возрождение» Вячеслава Геннадиевича Губина, без поддержки которого удивительная книга «Легенда 20 века. Летний театр в Малаховке» вряд ли смогла бы выйти в свет.

       Первое упоминание о Малаховке - театральной появилось в 1896 году. Речь шла о кружке любителей, игравшем на открытой сцене. В 1904 или 1905 году был построен закрытый профессиональный театр. Пресса сообщала: «8 мая открывается Летний театр в Малаховке  (Казанской железной дороги) драмой «Чужие»  Потапенко. Театр, построенный г. Г.С.Галицким, вмещает 1000 человек…».

       Театр пользовался большим успехом. Почти после каждого спектакля поступала интересная информация: «Театр был переполнен». «Театр был совершенно полон». «  Были случаи, когда на сцене не могли удержаться от смеха сами актёры». «В театре же стоял сплошной стон и аплодисменты прорывались даже среди действия…».

       В 1910 году случилась беда: театр сгорел.
               

       Новый театральный сезон 1911 года состоялся в новом здании,  рассчитанном на 500 мест, которое всего за 52 дня построила артель  рязанских плотников. Владелец театра – П.А.Соколов.  Рассказывают, что автором фасада здания в греческом стиле был Ф.И.Шаляпин.

       Постройка была необычна:
       «Полукруглый фасад здания украшен шестью ионическими колоннами, образующими глубокую лоджию, по сторонам которой поставлены закрытые портики с двумя пилястрами, завершающиеся вверху декоративными надстройками. К главному входу, расположенному по продольной оси театра к проходящему через амфитеатр и партер непосредственно к сцене, вела широкая лестница…

      Сцена глубокая, с высокими колосниками, по бокам сцены расположены 6 артистических уборных. Перед сценой помещение оркестра. Партер с горизонтальным полом, окаймлённый с боков 12 ложами. Партер использовался во время балов, для танцев.

     Зрительный зал театра и артистические уборные имели электрическое освещение, крайне редкое в  те годы в летних театрах…». (Из документов архива краеведа А.П.Ловачева).

     На Малаховской сцене выступали выдающиеся мастера драматического искусства: А.А.Яблочкина, М.М. и В.А.Блюменталь-Тамарины, О.О. П.М.Садовские, М.М.Петипа, В.Н.Пашенная, А.Г.Коонен, Ф.Г.Раневская…  Пели Ф.И.Шаляпин, Л.В.Собинов, А.Н.Нежданова, В.Р.Петров… Танцевала прима-балерина Большого театра Е.В.Гельцер…

     Когда-то места, где собирались ярчайшие дарования русского искусства: писатели, художники, актёры, музыканты, – называли «литературными гнёздами». В Малаховке таким « гнездом» был  в летнее время дом  Николая Дмитриевича Телешова. В посёлке жили и работали, или снимали дачу, или гостили у Николая Дмитриевича  Бунин и Андреев, М.Горький и Серафимович, Немирович-Данченко и директор Малого театра Сумбатов-Южин.

     Летом 1915 года Маяковский познакомился с Ю.Брик.  Есенин катался на лодке и декламировал свои стихи. Возможно, по причине знаменательных  встреч, проходивших у Телешова и получивших в итоге название «Телешовские «Среды», местные дачи стали заселять  по большей части творческая  интеллигенция.
 
     Малаховский  Летний театр не случайно был назван филиалом Малого. В репертуаре были представлены почти все пьесы А.Н.Островского. Большинство актёров входили  в  состав Малого театра.

                (продолжение следует)


Рецензии