Верить не верить. Антипроповедь

Часть I трилогии о религии:   «Верить – не верить. Антипроповедь»,      «Сотворение Мира»,    «Религия и гуманизм»


        1. Уважаемый читатель!
        Если вы искренне веруете в Бога и нашли в этом утешение, то прошу вас сразу же отказаться от дальнейшего чтения этой работы. И все потому, что я не хотел  бы, даже нечаянно, задеть ваши лучшие чувства.
        Просто считайте, что вы и я, в силу особенностей нашей психики, ориентируемся на совершенно разные духовные ценности и имеем принципиально отличные представления о Мироустройстве.
        Добавлю, что я с уважением отношусь к мнению каждого человека, в том числе и по вопросам религии, но вступать в спор с апологетом веры, оперирующим религиозными догмами, мне хочется менее всего. В то время, как мои выводы, не претендуя на всеохватность темы, основаны на собственных жизненных наблюдениях и лишь слегка подкреплены данными науки.
        Лучше уж познакомьтесь с моими бесхитростными рассказами о геологе Романе.
        Прощайте и будьте счастливы!

        2. Уважаемый читатель!
        Если вы лишь недавно стали задумываться об обращении к вере во Всевышнего или даже вплотную приблизились к выбору: верить – не верить, я рекомендую вам эту статью прочесть. Ведь написана она как раз для таких людей, как мы с вами, из желания удержать их от погружения в трясину невежества и трехтысячелетнего обмана.
        Выбор, естественно – за вами!
        Со своей стороны, буду рад познакомиться с вашим личным мнением, и в конструктивном духе обсудить неясные и спорные вопросы, если таковые возникнут. Тем более, что написана эта статья мною еще и для того, чтобы окончательно сформировать свое личное отношение к религии.

        3. Не будучи специалистом в вопросах религии и, вообще, в мировоззренческих проблемах, я, тем не менее, с интересом просматриваю статьи на религиозные и антирелигиозные темы. И, для себя уже давно отметил, что работы атеистов в большинстве своем имеют научное обоснование и написаны в спокойном и уважительном к верующим тоне.
        А вот, приверженцы религии нередко демонстрируют свои взгляды в навязчивой манере, иногда безапелляционно, а то и – агрессивно. 
        Все то же самое можно встретить и на портале Проза.ру, вплоть до «откровений», нагло претендующих на роль самого, что ни на есть, Новейшего Завета.
        И, как ни странно, находятся простаки, попадающие в расставленные такими «идеологами от религии» сети. Ну, точно так же, как многие доверчивые телезрительницы попадают в сети раздобревших целительниц, ясновидящих и прорицательниц, алчно поглядывающих на россиян с телевизионных экранов.

        4. Подтолкнуло меня к работе над этим эссе то, что в последнее время некоторые из моих, ранее неверующих соседей-пенсионеров (в том числе и бывшие партийные работники), тоже стали склоняться к вере во Всевышнего.
        Кстати, этому немало способствует пример нашего уважаемого Президента В. В. Путина, всенародно демонстрирующего свою принадлежность к православию.
        Почему они это делают? Для чего?
        Страшатся смерти? Боятся попасть в ад и, поэтому на исходе жизни решили замолить свои грехи? А может быть эти их новые устремления есть не что иное, как проявление возрастных изменений психики?

        5. Конечно, в моем возрасте, а родился я в 1941 году, каждый человек, так или иначе, задумывается о неизбежном. Ведь, спастись от смерти еще никому не удавалось. И, думаю, что не ошибусь, если выскажу мнение, что любой из смертных совсем не прочь продолжить свое существование после жизни, пусть даже и в какой-то иной, неземной, ипостаси.
        Истинная наука, а я ей полностью доверяю, всякую надежду на такое продолжение отвергает, а религия – его обещает, причем весьма настойчиво.
        Вот так, некоторые люди, вследствие склонности к мистике, недостатка образования, или по лености ума, попадают в эту хитроумную ловушку и, в итоге, приходят к вере во Всевышнего.

        6. Известному русскому писателю А. И. Куприну, в соответствии с сериалом «Куприн (2013)», принадлежит высказывание, смысл которого сводится к следующему: «Если Бог и существует, то он совсем не такой, каким мы его себе представляем».
        Лично я, как представитель естественных наук, геолог, на вопрос: «Есть ли Бог?», скорее ответил бы – нет, чем – да. Но утверждать это категорически я не берусь, хотя бы из того соображения, что если человек в своей жизни не сталкивался с каким-либо объектом или явлением, то это совсем не дает ему права считать, что таковых не существует, вообще.
        По крайней мере, до тех пор, пока наука не даст на этот вопрос бесспорный ответ.
        В настоящее же время, никаких строгих научных доказательств, как в пользу существования Высших сил, так и в пользу их отсутствия, просто – нет. 

        7. Отсутствие вышеупомянутых доказательств позволяет нам говорить о равновероятности трех следующих вариантов возникновения нашего Мироздания:
        Вариант №1: наша Вселенная могла быть задумана и в какой-то момент создана ее Творцом. Этим Творцом является Всевышний в нашем привычном понимании, то есть, Бог – из христианского или из любого другого вероучения, коих на Земле великое множество. Только, вот – из какого?
        Кстати, отсутствие единого представления о Всевышнем указывает на наличие у верующих землян множества ошибочных суждений о нем, включая и суждения о его отношении к человеку. Вряд ли христианская разновидность Бога в этом смысле является исключением.
        Вариант №2: наша Вселенная могла быть задумана и в какой-то момент создана неким Творцом, о котором человечество не имеет никакого представления. Вполне вероятно, что его сущность просто непостижима для человеческого разума. Высказываются догадки, что это может быть, например, особого вида физическое поле и, притом, вселенского масштаба. Назовем его Абсолют (Высший разум).
        Вариант №3: наша Вселенная никем и никогда не создавалась, а существовала всегда в том или ином виде. Например, в сжатом состоянии (вплоть до пресловутой точки сингулярности), а, возможно, и в виде других, так сказать, материнских вселенных.
        В этом варианте творцом (созидателем) всех, наполняющих нашу Вселенную объектов, включая и каждую отдельную живую особь, является Мать-Природа с ее объективными законами.
        Отмеченное обстоятельство, позволяет мне в дальнейшем (просто – для удобства!) использовать термин «Творец» также и для варианта №3 нашего Мироздания, подразумевая под ним Мать-Природу. 
        Ну, а термины Бог, Господь, Всемогущий, Создатель я буду употреблять, имея ввиду Всевышнего из христианского Нового Завета, и, конечно же, – из Ветхого Завета. А последний, как мы знаем, в той или иной мере, является основой иудаизма, христианства и ислама.

        8. Заметьте, читатель, что в приведенном выше высказывании Куприн выразил сомнение не столько в существовании Бога, сколько в правильности нашего представления о нем (в том случае, если он все-таки есть).
        В соответствии с этим, нам предстоит выяснить: каков же он – этот Творец в своем отношении к человеку? Действительно ли он бесконечно добр и сострадателен ко всем людям, как категорически настаивает христианская религия? Пусть это будет – 1-ая версия.
        Или же Творец избирателен, как Бог иудеев, и опекает лишь один, избранный им народ (точнее – лишь часть этого народа, смиренно ему поклоняющуюся), а по отношению к другим народам – крайне жесток? Это – 2-ая версия. 
        Обе эти версии несомненно отвечают варианту №1 Мироздания, не очень-то вяжутся с вариантом №2 и совершенно не приложимы к варианту №3.
        Кроме того, могут существовать и какие-то другие версии взаимоотношений Творца с человеком, которые как раз и подразумевал Куприн.
        Например, такая: Творцу нашей бесконечной Вселенной вообще нет дела до людей, населяющих небольшую планету по имени Земля – одну из бесчисленного множества планет.
        И, тем более, ему уж совсем нет дела до каждого отдельного человека и его проблем. То есть, Творец совершенно беспристрастен в своем отношении к любому из созданных им объектов. Иными словами, Творец, соблюдая высшую справедливость, а возможно, и чистоту эксперимента, ничему и никому в созданном им Мире не отдает предпочтения. Это – 3-я версия.
        Данная версия без оговорок отвечает варианту №3 Мироздания и, скорее всего, соответствует варианту №2.
        К какой из трех означенных версий склоняетесь вы, читатель?

        9. И, вот теперь, чтобы сделать окончательный выбор, вам, читатель, придется самому покопаться в своей памяти, подумать и решить:
        Спасла ли вера в Бога хотя бы одного, знакомого вам, искренне верующего человека от несчастий, болезней, физических страданий или от гибели?
        Уберегла ли она его, к примеру, от рождения ребенка инвалида, от появления в его семье сына-алкоголика или наркомана, от гибели его детей в результате несчастного случая, катастрофы?
        Лично я с такими примерами божьего заступничества не сталкивался. Но вот, о нередких (к моему глубокому сожалению) фактах гибели в транспортных авариях паломников, направляющихся к святым местам, мне хорошо известно.
        И каждый раз, услышав сообщение СМИ о таком трагическом событии, я невольно задумываюсь: что-то здесь – не так! Не может всемогущий и милосердный Бог подвергать страданиям и гибели верных, да еще и продвинутых в служении ему праведников!
        А еще, мне тут же вспоминается Холокост, на который в годы Второй мировой войны фашисты обрекли миллионы иудеев (и не только иудеев). Ведь и тогда Всевышний почему-то не уберег от жесточайших испытаний народ, им самим же, якобы, и избранный!

        10. Стоп! Один пример «явления божьей милости» мне все же известен, можно сказать, достоверно.
        Совсем недавно мой добрый приятель Валерий, бывший командир вертолета (он моложе меня возрастом), с благоговением поведал мне о том, что стоило им с женой помолиться в церкви Господу богу и попросить его облегчить страдания их любимой собачки, как ей сразу же полегчало.
        Как же все оказалось – просто!
        Конечно же, я порадовался и за него, и за его, между прочим, очень породистую симпатягу собачку, так как не доверять словам этого честного человека у меня нет никаких оснований.
        К тому же, я хорошо помню многократные наставления моей незабвенной старшей сестры Людмилы, всецело уверовавшей в Бога, о том, что в нужде следует помолиться, хорошо попросить Всевышнего, и он тебя услышит!
       
        11. Правда, собственные, весьма деликатные, обращения Людмилы к Богу, а также и слезные мольбы моей средней сестры Ольги, тоже искренне верившей в него, Всемогущий почему-то так и не услышал, и не смог защитить от множества выпавших на их долю несчастий.
        Так, многострадальная Ольга, из-за травмы головы, нечаянно полученной ею в пятилетнем возрасте, в течение всей последующей жизни была подвержена жесточайшим приступам эпилепсии. Последний из них привел к очередному несчастному случаю, оборвавшему ее жизнь.
        Первопричиной смерти моей старшей сестры стала чисто случайная травма ноги, вызвавшая гангрену.
        Добавлю, что каждая из упомянутых сестер пережила семидесятилетний возрастной рубеж, а вот, испытать радость материнства им не было дано по причине тяжелейших (начиная с самого детства) жизненных обстоятельств, отразившихся на их репродуктивном здоровье. За что(!) им – все это?

        12. А как вы, уважаемый читатель, думаете: те еврейские женщины, которых с детьми на руках гитлеровцы загоняли в газовые камеры, не обращались к Всемогущему с мольбой о спасении хотя бы их безгрешных малышей?!
        Пожалуй, именно здесь, очень уместно будет напомнить и о разнообразных природных и общественных катаклизмах, уносящих по всему миру многие жизни не только взрослых грешников, но и невинных младенцев.
        Вас, читатель, не изумляет то, что все это горе и зло допускаются с ведома и согласия всемилостивейшего Господа?
        А ведь было бы весьма справедливо и даже разумно, если бы всемогущий Бог спасал от напастей всех, без исключения, верующих в него людей. Глядя на это, все грешники, в силу примера, стали бы праведниками!
        Но и это, уважаемый читатель, далеко ещё не всё!

        13. Вы посмотрите, как жестоко устроена жизнь на Земле. Зло просто царит на нашей, на первый взгляд, благополучной планете! Оно присутствует везде и совершается каждое мгновение. И я совсем не преувеличиваю!
        Оглянитесь вокруг и вы увидите, что все животные, включая человека, добывают себе пищу, беспощадно отбирая жизнь у других животных, или, в лучшем случае, потребляют растительную пищу. А ведь, растения – это тоже живые организмы! 
        Задумайтесь, читатель! Беспощадное убийство на планете Земля является массовым, заурядным, совершенно естественным процессом, идущим непрерывно и в неисчислимых масштабах. Это гигантская система, выстроенная в виде самых разнообразных биологических цепочек питания, обеспечивающих насыщение, рост, развитие и размножение все тех же живых организмов планеты (а также и их эволюцию).

        14. Не стану приводить в качестве примера волков или львов. Хотя мне совершенно непонятно, как могло случиться, что в момент их сотворения милосерднейший Бог отдал этим кровожадным хищникам предпочтение перед их жертвами – кроткими травоядными млекопитающими.
        Взгляните, какую пищу добывают для себя и своих птенцов такие милые создания, как ласточки! А ведь, с точки зрения верующего, жертвы ласточек – насекомые – тоже являются божьими тварями и точно так же стремятся жить и плодиться!
        Уважаемый читатель, уверяю вас, что я далек от того, чтобы осуждать такой порядок Мироустройства. Но мое сознание, в связи с этим, часто тревожат два вопроса:
        1) Неужели всемогущий и добрый Бог при сотворении Мира не смог придумать менее жестокий способ насытить своих созданий?
        2) Зачем, вообще, все устроено так жестоко: природные катастрофы, войны, убийства, смертельные аварии, травмы, болезни и прочие несчастья!?

        15. Конечно же, я далеко не первый, кто подметил все перечисленные несоответствия и задается подобными вопросами.
        Вот, к каким выводам, в связи с вышесказанным, пришел древнегреческий философ Эпикур еще на рубеже IV-III веков до н. э.:
        «Бог желает предотвратить зло, но не может? – Значит он не всесилен.   
        Может, но не желает? – Значит он жесток.
        Может и желает? – Тогда откуда возникает зло?
        Не может и не желает? – Тогда за что называть его Богом?».
        Согласитесь, что, в рассматриваемом аспекте, такая очень краткая характеристика Бога, является исчерпывающей.
        Подозреваю, что кое-кто из читателей, несогласных с Эпикуром, пользуясь моей же информацией, попытается опровергнуть эту нелицеприятную характеристику Всевышнего, заметив:
        – Но, собачке-то вашего приятеля полегчало!
        И это будет глас вопиющего в пустыне.

        16. Итак, уважаемый читатель, похоже, что первые две версии взаимоотношений Творца и человека оказались несостоятельными.
        Ведь невозможно даже помыслить о том, что Творец бесконечной Вселенной преднамеренно жесток по отношению к живым тварям (включая и человека)! Или, что он, создав Вселенную, сконструировав и запустив изумительный конвейер жизни, оказался бессилен в управлении ими!
        Именно поэтому нам и остается склониться к 3-ей версии взаимоотношений между Творцом и человеком, которая предполагает полную беспристрастность (безучастность, нейтральность) Творца к нему и, вообще, ко всем своим созданиям.

        17. Согласитесь, читатель, что для человека такая версия наиболее предпочтительна: лучше уж пусть все зависит от него самого, чем подвергаться жестоким испытаниям по прихоти Бога. Ну, например, таким – каким всю жизнь (чуть ли не еженедельно!) подвергалась моя сестра Ольга.
        Взяв эту версию за основу, мы читатель, навсегда избавимся от страха перед ожидающими нас неведомыми божьими испытаниями и примем на себя ответственность за собственную судьбу.
        И, не пора ли нам понять, что, обращаясь к религии в тщетной попытке выгадать что-то для себя лично, мы поступаем весьма недостойно, поскольку низводим Творца Вселенной, этот Идеальный(!) разум, на уровень мифического Бога из Нового и Ветхого Завета. Тем самым мы, пусть непроизвольно, обвиняем его в преднамеренной  жестокости и несправедливости. Ведь, получается, что Творец не только не желает предотвратить наши беды, но еще и насылает их на нас, а в лучшем случае, он просто не в состоянии защитить нас от них.

        18. Сделав, вывод, что Творец совершенно беспристрастен к любому из своих созданий, включая и человека, мы, должны окончательно усвоить, что такому Творцу совершенно не нужны ни наши поклоны, ни наши мольбы-молитвы, ни наша благодарность. 
        Беспристрастный Творец никогда не пожалеет нас, но и не накажет. И, тем более, он не будет ждать от нас тех кровавых жертв, включая и человеческие, которые, согласно Библии, древние иудеи приносили своему ветхозаветному Богу.
        Согласитесь, читатель, что только наше сочувствие к тем людям, вызванное их полудиким и полуголодным состоянием, страхом и бессилием перед внешними, в том числе и неведомыми, угрозами, не позволяет нам разразиться гомерическим смехом по поводу их надежды на благосклонное принятие сверхмогущественным Творцом целой Вселенной(!) упомянутых жертв.

        19. Что же касается страха смерти, толкающего человека в объятия религии, то спешу, читатель, вас утешить, вновь сославшись на Эпикура, который считал, что «смерть – это отсутствие ощущений» и вполне справедливо утверждал:
        «Смерть не имеет к нам никакого отношения: когда мы есть, то смерти ещё нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет».
        От себя, в качестве пояснения, добавлю, что, как только, сознание окончательно оставит наши тела, читатель, мы тут же перестанем мыслить и что-либо чувствовать. А значит, сразу же лишимся способности испытывать горькое сожаление о том, что наше существование оборвалось, в то время как другие люди продолжают радоваться жизни.

        20. Пожалуй, единственное, чего в связи с грядущей смертью должен бояться человек, так это – беспомощного состояния и физических страданий, предшествующих его кончине. Но теперь, читатель, вы уже знаете, что и в этом рассчитывать на помощь Творца не приходится. Страдания человека уйдут навсегда в миг его кончины.
        Значит, и в смерти есть свой положительный момент – избавление.  Вот и остается встретить неизбежный конец достойно, как встретили его миллиарды людей, живших на нашей планете до нас.

        21. Не имеет смысла и каяться перед беспристрастным Творцом в своих грехах. Ведь ни судить, ни прощать он нас не будет. Судить себя, когда придет время, будем мы сами. 
        Поэтому, дорогой читатель, если уж мы грешны, так давайте хотя бы в дальнейшем, в каком бы возрасте мы ни были, не совершать неблаговидных поступков и, в меру наших сил, творить добрые дела.
        И это послужит для нас утешением, а для окружающих нас людей, для наших детей, внуков и правнуков – необходимым примером.

        22. Ну, а зло и жестокость, царящие на нашей, тем не менее, прекрасной планете, давайте все же не воспринимать, как незыблемую данность.
        Ведь, нам известно, что от тысячелетия к тысячелетию, из века в век все более значимая доля людей приходит к пониманию пагубности этих явлений и пытается, пусть с малым (а временами и переменным) успехом, искоренять их – хотя бы в человеческом обществе.
        Такую жизненную позицию, как мы знаем, называют гуманизмом, что дословно означает – человечность.

 


Рецензии
Мне просто повезло, что я родился в атеистической семье. Поэтому мировозрение воспитывалось без разных чудес и суеверий. Любое событие я пытался и пытаюсь оценить с научной точки зрения. А то что верующие могут быть очень назойливыми, то это верно. В жизни сразу же обрываю контакт и беседу с ними на эту тему.

Всех вам благ и всего самого наилучшего.

Как говоривал великий Марк Твен: - Если со мной начинают говорить о Боге, то нужно боятся за свой кошелек.

Леонард Ремпель   29.01.2024 22:33     Заявить о нарушении
Рад совпадению наших взглядов, Леонард!
С уважением,

Олег Ярошенко   30.01.2024 13:43   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.