Туристская собака

Борис Родоман

ТУРИСТСКАЯ СОБАКА

Однажды в турпоходе через Центральный Кавказ [1954] к нам присоединилась какая-то собака. Неизвестно, откуда она взялась; её никто не приглашал. Может быть, кто-то из нас случайно позвал или приласкал её – этого никто не помнит. Но, так или иначе, она пристала к нам и с той поры шла с нашей группой. Когда мы шли, она бодро бежала впереди или сзади, не мешая движению. Если последний останавливался, она оставалась с ним и ждала его. Никто её не звал. Продуктов у нас было в обрез, и кормить её мы не собирались: нам самим нечего было есть. Горячую пищу мы принимали раз в сутки – в полночь (!), а в остальное время довольствовались кусками сахара, водой и парой сухарей на привалах. Но собака и не просила у нас ничего. Она просто шла, никому не мешая. Конечно, ей перепадало кое-что. Она с благодарностью виляла хвостом, принимая куски, но никогда не просила и, конечно, ничего не брала сама. Мы не помогали ей переходить через бурные реки, надеясь, что она отстанет, пока есть возможность вернуться. Но она прошла все перевалы, все снежные мосты и переправы. Мы привыкли к ней и перестали обращать на неё внимание. И вот настал конец похода. Мы пошли, голосуя, по шоссе, потом сели на попутную машину и уехали, и только в пути кто-то вспомнил о нашей спутнице, оставленной на дороге. Что теперь  она будет делать, где найдёт новых друзей и хозяев, сумеет ли вернуться назад? Может быть, это такая особенная, бродячая, специально туристская собака, которая всю жизнь так путешествует? Ведь она шла с нами полтораста километров и пришла в чужую, совсем другую страну, где и природа иная, и люди говорят и зовут собак на другом языке.

Красновидово, июнь 1955 г.

Это написано по поводу моего знакомства с Алёнкой Арманд, Ниной Беликовой, Ритой Бондаревой, Тамарой Краевой и Олей Лопатиной и не нуждается в комментариях. Место и время, когда я занёс это в свою записную книжку, так же говорят сами за себя. Заботясь об истине больше, чем о самолюбии, я нарисовал правдивую философскую картинку, в которой нет ни упрёка, ни излишней печали.

Москва, 1 января 1958 г.

Публикуется на «Проза.ру» 20 августа 2017 г. как дополнение к очерку «Алёнка Арманд».

Приложение

МОИ ДОРОГИЕ ДЕВЧОНКИ

Е. Арманд, Н. Беликовой (Лукиной), М. Бондаревой, Т. Краевой, О. Лопатиной

        Я очень люблю вас, Алёнка, Нина, Рита, Томка и Оля! Люблю всех вместе и каждую в отдельности, в разное время – по-разному, но в общем нельзя сказать, кого больше. Эта безответная любовь существует почти три года; за это время она едва ли была как следует замечена и серьёзно понята. Но это любовь, потому что каждая из вас мне дороже, чем другие девушки, близкие физически и более знакомые. К сожалению, я не могу доставить вам такой радости, как вы мне.
        Я буду любить вас всю жизнь.

25 ноября 1957,
Москва

Б. Родоман

Для «Проза.ру» 26 ноября 2020 г.

   


Рецензии