Многогранность автора

 Многогранность автора

Героя этой крохотной зарисовки звали также, как и известного всем нам детского поэта Маршака — Самуил Яковлевич. Он — это кинооператор и художник Самуил Яковлевич Рубашкин.

Зритель редко запоминает имена кинооператоров. Всё больше актёров, режиссёров, в наше время — продюсеров. А вот запомнить кинооператора — редкость. Я наткнулась на это имя совершенно случайно. В Калуге вспомнили фильм 50-летней давности — «Похождения зубного врача». Элем Климов снимал этот фильм в Калуге — моём родном городе — а оператором как раз таки и был Самуил (Шмуэль) Рубашкин.

Чтобы читатель смог представить высоту его мастерства, вот некоторые из его кинокартин: «Парень из нашего города», «Сказка о потерянном времени», «Мост перейти нельзя», «Последний дюйм»…

Он родился в Витебске, в Белоруссии. В начале XX века этот город стал приютом для многих еврейских семей, которые были изгнаны из Литвы после I мировой. Здесь творили Шагал, Малевич, Добужинский, Фальк…

Дедом будущего кинооператора был местный ювелир, владелец собственной лавки,— Евсей Берковский. В дедовском доме Самуил прожил до семи годков. Позже его отец — купец первой гильдии — открывает торговлю зерном в городе Покровске (Поволжье), и семья переезжает в построенный по всем еврейским традициям дом. Проходит ещё несколько лет, и семейство едет в Москву. Начинается путь в жизнь. Молодой еврей Шмуэль Рубашкин был зачислен на первый курс Лесного института, однако творческие задатки и завораживающий мир кинематографа влекли юношу. И он становится абитуриентом ВГИКа, который и заканчивает в 1927 году. Начинается работа на киностудиях страны: Мосфильм, Ленфильм. Тут он работает вместе с Элемом Климовым и Александром Птушко. Снимал великих российских артистов: Крючкова, Вицина, Крамарова, Мартинсона, Рину Зелёную…

С профессиональным успехом приходят и первые проблемы. Сняв впервые фильм как режиссёр («Закон жизни»), он пережил запрет своего «детища» от самого Сталина. Вскоре исключили из Союза писателей сценариста Авдеенко, который был соавтором Шмуэля по фильму. Дальнейших репрессий удалось избежать в связи с началом войны. Он идёт в ополчение, но слабое здоровье мешает вступить в ряды регулярной армии и продолжается карьера кинооператора. Вместе с «Мосфильмом» Рубашкин отправляется в эвакуацию, в Алма-Ату, где снимает знаменитый фильм «Жди меня».

Не удалось избежать гонений на себя как на «лицо еврейской национальности». Его увольняют со студии и приходится перебиваться небольшими заработками на диафильмах.

После смерти Сталина Рубашкин возвращается в большое кино. Ему доверяют снимать «Последний дюйм». Журналистка Шейна Моргенштерн описывает, как на съёмках этого шедевра кинематографа, Рубашкин волею случая начал свою другую профессию по жизни — профессионального художника. Оказавшись в мастерской художника картины Татьяны Васильевой, не мог удержаться от искушения взять в руки кисть.

Первая выставка состоялась в мае 1975 году в Ленинграде, в Доме кино. И вновь на него было оказано давление, и непонимание партийной элитой его художественного замысла отзывалось внутренней болью. Хотя в это время художник и физически был серьёзно болен. В июле его не стало.

Ныне работы Самуила Рубашкина в музеях и частных коллекциях в России, CША, Израиле…

21 августа 2017 года


Рецензии
В оценках я присоединяюсь к мнению Артура. Тема серьёзная. Даже вспомнили и Иосифа, который Виссарионович. С ним, конечно, многое связано и хорошего и плохого, как говорится, фифти-фифти. Когда отмечали 50-е Ленина, в зале сидел большевик с партийной кличкой "математик" (имярек). Гланое, сидел и записывал речи соратников. В своих заметках он записал и свою встречу со Сталиным в Тифлисе, ещё до революции. Так вот, когда надумал он поделиться с грузином с каким-то секретом по линии Центра, Сталин,- по его записи, - ударив "математика" по плечу
сказал:
-Слушай, дарагой, секрет это то, что ты знаешь САМ, а еслы знают двое - это УЖЭ нэ сэкрэт"!

Ладно. Спасибо, что вызвала ассоциации. Успехов и процветания!

Хачхарджи Константин   04.10.2017 12:16     Заявить о нарушении
Благодарю за прочтение и дивный отклик, Константин. Когда много секретов, нужен большой кейс для их хранения и порядочная сила для того, чтоб их нести. Вам здравия и тепла!

Светлана Татарова   04.10.2017 17:21   Заявить о нарушении
Светик, я уже привык так обращаться, Вы уж извините старого грека. И ещё раз по поводу оценок значимых лиц. Всегда надо подождать, як кажуть - трохi, как минимум 150-200 лет. О Петре, который Первый, при жизни, в той, ещё предельно религиозной России, в церквях пели Анафему, а сегодня? О, да что там говорить, - Велик, как никто другой. Так что лучше подождать, пока не заговорят Небеса!

Хачхарджи Константин   05.10.2017 12:31   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.