Мой новый мир Главы 3-4

                Глава 3


        – А как же могила Саши? – спросила Таня. – Если я уеду...
        – Живые не должны приносить себя в жертву умершим, – сказал я. – Закажете по каталогу надгробье, дадите им фотографию и оплатите услуги. Можете попросить Никитина проверить их работу. После визита полковника полиции заказ выполнят без очереди. А к брату можно заехать через год-два, тем более что вам есть у кого остановиться.
        – Вам много обо мне известно, – заметила сестра. – Видимо, вы с братом действительно были очень близки. Подождите, кто-то пришёл.
        – Смотрите в глазок, – посоветовал я ей в спину.
        Таня вышла на несколько минут, с кем-то поговорила и вернулась.
        – Соседка заходила, – объяснила она, садясь в кресло. – Понадобился горький перец, а у меня его нет.
        – Говорливая соседка? – спросил я, догадавшись, кто приходил.
        – Она услышала, что ко мне кто-то пришёл, и поинтересовалась. Соседи знают, что у меня в Москве никого не осталось.
        Нет, если бог не дал ума с рождения, его не будет и под старость. Танька и в детстве была простушкой, открытой всем нараспашку. Наверное, потому и не вышла замуж в свои двадцать восемь лет, что никому не нужны простодушные дурочки. А соседка из десятой квартиры была той ещё стервой. Наверняка она за небольшое вознаграждение стучала на сестру одному из моих бывших клиентов. Теперь нужно было задержаться, иначе из Таньки вытрясут всю душу. Не знаю, как я устроюсь у эльфов, но вряд ли они будут организовывать мне сюда экскурсии, так что сестру я больше не увижу.
        – Да, совсем забыла! – сказал я, доставая из кармана брюк серьги. – Александр попросил отдать вам. На них нет клейма, но это чистое золото и старинная работа. Они не проходят по каталогам, поэтому к вам не должно быть претензий. Подарок и память о брате, а где он их взял, вам неизвестно. Только спрячьте их хорошенько и здесь не носите. Таня, угостите меня чаем?
        – Сейчас сделаю! – засуетилась она. – Только у меня к чаю одни конфеты...
        – Пойдут и конфеты. Я сегодня улетаю из России и не знаю, когда вернусь.
        Мы посидели за чаем минут двадцать, после чего я начал прощаться. Татьяна даже прослезилась и перешла на ты.
        – Ты сама не представляешь, как меня выручила! – сказала она, провожая меня в прихожую. – Жаль, что улетаешь! Мы могли бы дружить: ты мне прямо как сестра!
        – Может быть, когда-нибудь вернусь, – в утешение ответил я. – Я знаю адрес твоих стариков в Воронеже. Таня, у Саши в серванте были тёмные очки. Не подаришь?
        – Сейчас принесу! – сорвалась она с места.
        Отсутствовала минут пять, и вернулась со жменей очков в руках.
        – Вот, забирай! Эти покупал брат, а остальные в разное время выбирала я. Это фотохромные, эти стёкла поляризуют свет, а эти зеркальные: можно смотреть на собеседника, и он не увидит твоих глаз. Бери все, я себе куплю.
        Я сложил оптику в боковое отделение сумки, поцеловал сестру и вышел из квартиры. Она была на третьем этаже, поэтому не стал пользоваться лифтом. Остановился между первым и вторым этажами, вынул из сумки беретту и засунул сзади за пояс брюк, поставив перед этим на боевой взвод. Не очень удобно, но это единственное место, где оружие прикрывал жакет, и его можно носить скрытно, сумка для этого не подходила. Повесив её через плечо и слегка выпятив грудь, чтобы не натягивать сзади жакет, я открыл дверь подъезда и пошёл к выходу со двора. Страшно не хотелось встревать ни в какие разборки, но и бросить сестру я тоже не мог. К тому же, в отличие от прибытия, уход требовал моего личного участия, времени и уединённого места. А вот и улица. Если это мои фантазии и соседка зашла просто почесать языком, меня никто не тронет, а если нет...
        Стоявший шагах в двадцати чёрный «лексус» тронулся с места, чуть обогнал меня и остановился. Я был готов к тому, что произойдёт, поэтому уберёг голову. Никто не собирался меня по ней бить, просто открывший заднюю дверцу мужчина с такой силой вдёрнул меня в салон, что не нагни я вовремя голову, сотрясение мозга было бы обеспечено. Дверца тут же захлопнулась, машина устремилась вперёд, а меня первым делом лишили сумки.
        – Урод! – высказался я о сидевшем рядом здоровенном парне. – Ты чуть не оторвал мне руку.
        – Закрой рот и помалкивай! – сказал сидевший рядом с шофёром пожилой тип. – Целее будешь. Споёшь нам свою арию, а мы посмотрим, стоит ли тебя отпускать.
        Пока он не заговорил, я его не узнал, хотя широченные плечи, отсутствующая шея и оттопыренные уши определенно кого-то напоминали.
        – Похищение людей очень далеки от твоей специализации, – сказал я ему в спину. – Или ты её поменял?
        – Ишь ты! – удивлённо сказал один из самых неприятных клиентов в моей практике. – Знакомая? Мишка, хватит возиться с сумкой! Сними с неё линзы!
        – Шеф, здесь камни! – взволнованно сказал добравшийся до алмазов Мишка. – Всё понял, снимаю!
        Бросив мою сумку на сидение рядом с собой, он протянул руку и сорвал с меня очки.
        – Шеф! – прошептал амбал парой мгновений позже, боясь пошевелиться. – Эта инопланетная ****ь воткнула в меня ствол! Без дураков. Слушай, не вздумай выстрелить...
        – Все спокойно сидят и не дёргаются, – сказал я, поворачивая голову к бугру с водителем. – Дёрнетесь, и я кончу и его, и вас обоих: моего проворства на это хватит. А будете паиньками, поговорим и разойдёмся.
        – Мы так и хотели, – дрожащим голосом ответил бугор. – Ничего бы тебе не сделали.
        – И не сделаете. Вы, Никита Сергеевич, по-прежнему принципиально не носите ствола? Похвально. Тогда пусть ваш водила, пока нет ментов, прижмётся к бордюру и осторожненько протянет мне свою пушку рукоятью вперёд.
        «Грач» перекочевал от водителя на заднее сидение.
        – Больше ничего нет? – спросил я шофёра. – Тогда давай сюда магазины, все, какие есть.
        – У меня тоже есть пушка, – напомнил о себе Мишка, вызвав бешеный взгляд бугра. – Парабеллум.
        – Ты, голубь, сиди, – сказал я ему. – Сейчас будет твоя очередь. У тебя есть ещё что-нибудь, кроме волыны?
        – Есть «авторучка» за сидением! – с готовностью ответил он. – Только она палёная.
        – Мишка, падла, убью! – с ненавистью сказал бугор. – Дерьмо!
        – Зря вы так, шеф! – убеждённо сказал тот. – Посмотрите ей в глаза! Она же видит нас насквозь. На фиг нужно связываться с пришельцами! Ну что для нас какой-то двухтысячный, тем более палёный!
        – Жадный вы, Никита Сергеевич, – укоризненно сказал я двойному тёзке уже почти забытого генсека. – Нужно делиться! Вы даже не представляете, как вам всем повезло! Мало того что отпущу живыми, так ещё дам на прощание ценный совет. Не стоит соваться к Татьяне Скворцовой. Она ничего не знает, а в квартире нет никаких тайников. Зачем они, если есть я? Скворцов помог не только вам, но и мне, а я, в отличие от вас, ценю услуги. Так вот, если хоть кто-то из вас... Дальше продолжать? Мне ваши секреты до одного места, и их никто никогда не узнает. А ваша жизнь... Одним словом, попробуйте, и вам после этого не поможет и зона. Я ясно объяснила?
        – Куда яснее, – мрачно сказал бугор. – Мы-то к ней не полезем, но кто нам поверит в этот бред?
        – Она скоро избавится от квартиры и уедет к родителям. Надеюсь, к ней туда никто не поедет. Это будет верхом идиотизма, а мне потом гонять вас по всей России.
        – Что будешь делать? – спросил он.
        – Потерпи немного, сейчас расстанемся, – пообещал я. – Миша, доставай свою «авторучку».
        Парень полез за сидение и вытащил брезентовую сумку, в которой что-то звякнуло.
        – Клади туда же свой антиквариат, – скомандовал я. – Только осторожненько! Повернёшь ко мне стволом – и ты покойник. Ясно? Магазины положи в сумку, и этот ствол с боеприпасами тоже. Мою сумку тоже положи в брезентовую. А теперь все, не делая резких движений, выйдете из машины и постоите вон в том месте. Не бойтесь, мне не нужна ваша тачка. Сейчас займу место водителя, отъеду к входу в парк и там брошу. Из вас я доверяю одному Мишане. Вы люди нервные, а про честное слово только читали в сопливом детстве. Если дёрнитесь, буду стрелять. Вас я в любом случае завалю, но придётся уходить раньше времени, а это нарушит мои планы. Ничего, вам здесь ходьбы на пять минут, а мне хватит этого времени. И помните о том, что я сказала.
        Высадив криминальную троицу, я, как и обещал, доехал до одного из боковых входов в парк Горького, забрал с заднего сидения брезентовую сумку и вышел из машины. В мире эльфов у меня было совершенно неопределённое положение, поэтому посчитал, что захваченное оружие не помешает. Это решение чуть не стало последним в жизни, но откуда мне было знать, что массы отправленного и возвращаемого тел не должны сильно отличаться? Ни один из магов об этом не сказал! Элегантно одетая дама с не очень чистой брезентовой сумкой через плечо в другое время привлекла бы к себе больше внимания, но в самый разгар рабочего дня глазеть на меня было особенно некому. Денег на покупку билета у меня не было, поэтому прошёл так. Билетёр на меня не отреагировал. Или зачитался своей книгой, или у меня получилось отвлечь его с помощью хилых зачатков магии в теле принца. Хотя какой теперь принц! Захочет семья Повелителя оставлять это тело мне или нет, но другого обитателя в нём не будет! Стоп, что-то я не то подумал! Если кто-то однажды поменял в этом теле сознание, что мешает поступить так ещё раз, выгнав из него теперь уже меня? По-моему, ничего. И что это меняет? Оставаться здесь и всю жизнь скрываться? Хрен это поможет! Оскар собирался вернуть принца, не спрашивая его желания, лишь бы тот был жив и в сознании, а это значит, что от меня вообще ничего не зависит. Останусь здесь и умру. Вряд ли маги эльфов побеспокоятся о наглеце, укравшем тело принца. Так, пора работать, пока до меня не добрались брошенные урки. Я очень удивился бы, если бы у них не осталось какого-нибудь ствола в загашнике, а пальнуть из-за кустов много ума не нужно. Они напуганы, но страх имеет обыкновение проходить. Оторвут за дурость яйца Мишане и пойдут смотреть, куда подевалась наглая инопланетянка. Вот будет весело! Положив на лавочку набитую оружием сумку, я достал из правого кармана брюк коробочку наподобие тех, в которых хранят кольца. В нём и лежало кольцо с блеклым невзрачным камнем. Надо было дать сигнал о том, что пора возвращаться. Чертыхаясь, я разрезал один из пальцев специально заточенной для этого кромкой кольца и капнул несколько капель крови на камень. От былой невзрачности не осталось и следа. Камень засветился яркими красными вспышками, чем привлёк ко мне внимание двух девушек с детскими колясками. Зажав кольцо в одной руке, а сумку с оружием – в другой, я закрыл глаза, и в следующий миг сильный удар погрузил в беспамятство.
        Очнулся уже в постели Кирена. Боли не было, даже когда приподнялся и свесил ноги с кровати. Ковёр с гантелями исчез, но всё остальное было на месте, в том числе и столик, который взял из гостиной. Было утро, но я так и не удосужился узнать, как измеряют время здешние часы, поэтому положение их стрелок ни о чём не сказало.
        – Как ты себя чувствуешь? – спросил стоявший в дверях отец Кирена.
        Я задумался и не заметил, как он вошёл, поэтому вздрогнул от неожиданности и, вскочив на ноги, почтительно поклонился.
        – Благодарю Повелителя! – ответил я. – Чувствую себя нормально.
        – Недавно ты называл меня отцом, – с горечью сказал он. – Как умер Кирен?
        – Он не пожелал принять правила чужого мира, за что и поплатился. Моя сестра пыталась уберечь вашего сына, но что для него значили слова какой-то женщины! Его, а заодно и моё тело, убили двумя выстрелами в голову. Это случилось до того, как мы попытались провести обратный обмен.
        – И что мне теперь с тобой делать? – спросил он. – Не подскажешь?
        – Очень не хочется прожить чужую жизнь! – глядя ему в глаза, сказал я, – но умирать не хочется ещё больше. Не знаю, решайте сами.
         – Я решу, – пообещал он. – Железо, которое было при тебе и привело к несчастью, – это оружие?
         – Это ручное оружие моего мира, – ответил я. – Но мне никто не объяснил, что его нельзя брать с собой.
         – Брать можно всё, – сказал он, – только маги должны знать об изменении веса, иначе получится, как с тобой. Тебе залечили восемь переломов. Ладно, ты изображал моего сына, вот и продолжай это делать дальше, пока я не решу иначе. Мой маг заложит в твою голову много нужных сведений, включая образы знатных дворян Ахрамии и краткую характеристику их родов. Потом отдельно пройдётесь по тем, с кем у сына были особые отношения. Заодно подучишь этикет, фехтование и всё остальное. Я вижу, что ты через боль немного развил это тело, значит, в тебе есть то, чего не было у Кирена, – настойчивость и воля. Трудись и дальше, это не будет забыто. Тебя привлекут к поиску заговорщиков, а оружие чужого мира принесут в твой арсенал. Нам оно не нужно, а ты умеешь им пользоваться и не скоро станешь полноценным бойцом. Может, оно тебе пригодится. Одевайся и иди завтракать, а то всё остынет.
        Он бросил на меня ещё один взгляд, повернулся и ушёл, а я быстро оделся и побежал в ванную облегчиться и привести себя в порядок. Восемь переломов! Какая бы ни была магия, такое мгновенно не срастётся. Как же за мной ухаживали во время лечения? Отложив вопросы на потом, я начал с удовольствием уничтожать ещё тёплое содержимое судков.
        – У брата не было такого аппетита, – задумчиво сказала зашедшая в гостиную Лара, – и слава Солнцу, потому что с его ленью и твоей прожорливостью из него получился бы сай-шар из сказки.
        – Извините, принцесса! – встал и поклонился я. – Увлёкся едой и не заметил, как вы вошли.
        – Раньше ты не извинялся, – с грустью сказала она. – Иногда даже казалось, что ты и есть брат. Теперь уже не кажется.
        – Раньше я был гостем, пусть и незваным, – возразил я, – а теперь я житель этого мира и всецело завишу от вашей семьи. С моей стороны было бы наглостью устанавливать рамки наших отношений. Делать это вправе только ваша семья.
        – Я тебе помешала, – сказала Лара. – Ешь, я уже ухожу. Если захочешь поговорить, позвони в этот колокольчик. Он связан с таким же в моих покоях.
        Положив на стол тихо звякнувший колокольчик размером с кулачок маленького ребёнка, она вышла из гостиной. В тот день я не взял его в руки. Меня больше никто не посещал, кроме слуг, которые приносили еду и убирали грязную посуду. А я после еды забирался в кровать и лежал, вспоминая свою не такую уж короткую жизнь на Земле. Обычно в моём возрасте этим мало кто занимается, мысли об итогах приходят гораздо позже. Я не нашёл в ней ничего особенного. Я не совершил чего-то такого, чем мог бы заслуженно гордиться, но и стыдиться было нечего... почти. Почти, потому что у каждого есть поступки, о которых стыдно вспомнить. Были они и у меня, но немного. А в остальном жил как все. Были у меня и женщины, но до брака ни с одной из них не дошло. Раньше это напрягало, теперь я был рад. Не хватало ещё навсегда потерять любимую жену и детей! Я всё же беспокоился о сестре, но не из-за моих бывших клиентов. Я опасался, что Татьяна не поедет к родителям, а начнёт тупо тратить деньги. Она была из тех женщин, которым противопоказана самостоятельность. Я постарался сделать всё, что в моих силах, а её уже не переделаешь, пусть дальше живёт своим умом.
        Вечером в мои комнаты пришёл гвардейский лейтенант, который принёс сумку с оружием. Я не стал с ним возиться, только проверил, всё ли на месте, достал сумку Татьяны и взял очки покрасивее и мешочек с алмазами. Остальное отнёс в гардероб. Утром, дав мне время нормально позавтракать, пришла Лара.
        – Если ты думаешь играть роль моего брата, должен относиться ко мне так же, как он! – прервала она мои расшаркивания. – И не только на людях, но и наедине.
        – Хорошо... сестра, – пожал я плечами. – Подойди, я тебе кое-что покажу.
        – Что ты дёргаешь плечами? – спросила она, садясь рядом со мной на кровать. – Последствие контузии? Зантор сказал, что ты должен быть абсолютно здоров.
        – Это жест из моего мира, – объяснил я. – Постараюсь от него избавиться. Вы мотаете головой, я пожимаю плечами. Неважно, посмотри лучше, пригодятся где-нибудь эти камни? Я почему-то не видел у вас на дамах украшений, поэтому не знаю, что здесь ценится. А эти камни в моём бывшем мире являются одними из самых дорогих. Они без огранки, а обрабатываются очень тяжело.
        – Я не вижу в них ничего красивого, – сказала Лара, рассматривая высыпанные на ладонь алмазы. – А украшений ты не мог видеть. Мужчины не носят ничего, кроме золотых медальонов и фамильных перстней, а женщины украшают себя только на праздниках и балах. Это как туфли на высоких каблуках: красиво, но неудобно. У нас добывают изумруды в Игримских горах, а в обоих проливах водятся жемчужницы. Но добыча жемчуга – это опасный промысел. Хоть и нечасто, но на ловцов нападают подводные твари. Поэтому в основном все украшения – это работа по золоту. Если хочешь, я возьму твои камни и покажу их Зантору.
        – Конечно, возьми, – согласился я. – А кто такой этот Зантор?
        – Это один из трёх магов дома Ольмингов, – ответила она. – Кроме того, это единственный маг, который пользуется безграничным доверием отца.
        – Разумно ли так доверять магу? – спросил я. – Говорю не для передачи отцу, мне самому интересно знать.
        – Ещё раз скажешь о передаче отцу, и я тебя так тресну! – пообещала Лара, отвесившая мне символический подзатыльник. – Для тебя вопрос нормальный, потому что ты ничего у нас не знаешь. Старику около трёхсот лет, и его совершенно не интересует власть. Если бы Зантор захотел, никого из нас уже не было бы, но он преданно служит семье и воспитал и моего деда, и отца. Он и тебя собирал по частям. И знания тебе даст тоже он. Это очень сложная операция – заносить новые знания в мозг уже зрелого человека. Чтобы ты не свихнулся, необходимо всё распихать по нужным местам, а для этого требуется огромный опыт, и у Зантора он есть.
        – Может, я поучусь, как остальные – по книгам? – испугался я. – Сумасшествие хуже смерти.
        – Учиться придётся года два, – насмешливо сказала Лара. – И как ты узнаешь тех людей, которых знал Кирен? Можно к тебе кого-нибудь приставить нянькой, но сколько это будет длиться? А тебе нужно не собирать по капле знания, а заниматься раскрытием заговора. Не бойся: риск в том, что тебе предлагают, есть, но, если работу сделает Зантор, наверняка всё закончится хорошо. А насчет сумасшествия могу тебя успокоить. Чокнутому нельзя заменить сознание, а принцу дома Ольмингов никто не позволит жить в таком состоянии. Несчастный случай... Нам будет очень тебя не хватать!
        – Я переживаю о своей голове, а ты смеёшься! – сказал я принцессе. – Злая! Но я отходчивый. Возьми мой маленький подарок. Это очки, которые помогут не уставать от яркого солнца, и спрячут от мира твои бесстыжие глаза.
        Не придав значения эпитету о глазах, Лара выхватила у меня фотохромные очки и с недоумением принялась их рассматривать.
        – Не пойму, – сказала она, надев мой подарок. – Они почти прозрачные.
        – А ты подойди к окнам, и встань так, чтобы падал солнечный свет, – посоветовал я. – Они должны потемнеть.
        – Действительно, потемнели... – растерялась она. – Но я не чувствую в них ни капли магии!
        – Это не магия, а наука, – нравоучительно сказал я. – А разве магией можно влиять на предметы?
        – Подумаешь! – фыркнула она. – У нас тоже есть наука! В столичном Университете чему только ни учат. А магией много чего можно делать, только для этого нужна большая сила. Тебя чем переносили в собственном теле из мира в мир? Случайно, не магией? Ладно, сейчас к тебе придёт Зантор, а я побежала.
        – Подожди! – остановил я. – Как к нему обращаться?
        – Кирен называл по имени, – рассмеялась она. – Я думаю, что и тебе не стоит обращаться иначе. Или ты такой храбрый только со мной?
        Она ушла, но меня ненадолго оставили одного. Старший маг появился вскоре после ухода Лары и был первым по-настоящему старым эльфом, которого я видел. Морщин у него было не намного больше, чем у Оскара, но в волосах я не увидел другого цвета, кроме белого. Держался он довольно бодро, хотя тело выглядело тощим и измождённым. А лицо... Если вы смотрели старый советский фильм «Старик Хоттабыч», то будет нетрудно его представить, нужно только убрать у джинна бороду.
        – Неважно выгляжу? – усмехнулся он, заметив в моём взгляде жалость. – Не обращай внимания. Я не изменился за последние полсотни лет. Ну что, будем работать?
        – Может, сначала просто поговорим? – поспешно предложил я.
        – Боишься, – понимающе улыбнулся он, – и правильно делаешь. Ничего не боятся и всем доверяют только идиоты. Я не знаю, что тебе сказала принцесса, поэтому расскажу сам. Думаю, после этого тебе будет не так страшно. Представь библиотеку в Университете. Или у вас их нет?
        – Всё у нас есть, – ответил я, – и представить нетрудно. Продолжайте, пожалуйста.
        – Так вот, ты библиотекарь, а твоя память – это все те книги, которые у тебя собраны. Ну а посетители – это события в твоей жизни, на которые ты вынужден как-то реагировать. Они приходят и просят книги по автору, теме или названию, а ты, пользуясь каталогом, всё быстро находишь. И вот теперь я, действуя из лучших побуждений, принёс в твою библиотеку уйму книг и рассовал их по полкам без всякой системы. Что получится? Ты не сможешь воспользоваться старыми книгами и не найдёшь новых. Рассудок у тебя сохранится в любом случае, но вот пользоваться памятью будет затруднительно. Ты не будешь знать, как реагировать на многие привычные раньше ситуации. Но со мной можешь этого не бояться: опыт в этом деле очень большой, а последствия одиночных ошибок нетрудно исправить. Ну что, уже не так страшно?
        – Да, вы меня успокоили, – искренне сказал я. – Спасибо вам.
        – Одним «спасибо» не отделаешься, – засмеялся он. – Мы будем долго работать. Я очень любопытный сай, поэтому и зажился на свете.
        – Только из-за одного любопытства? – не поверил я.
        – Ещё немного магии и много силы, – опять засмеялся старик. – Так к чему я завёл разговор о благодарности? Я буду пичкать тебя знаниями, а ты в ответ расскажешь о своём мире и разжуёшь то, что я не пойму. Согласен?
        – Приложу усилия, – ответил я. – Но и у меня будут вопросы.
        – Отлично! – обрадовался он. – Хорошо, когда сай рвётся к знаниям и хочет ясности. Если бы ты знал, как много среди нас тех, кому ничего этого не нужно уже в молодые годы! А сейчас ложись в кровать, закрой глаза и ничего не бойся. Ты теперь в некотором роде мой ученик, поэтому должен во всём доверять учителю. Иначе какая учёба?
        Я так и сделал. Лежать пришлось долго. Старик присел на край кровати и застыл, а у меня в голове начал медленно нарастать шум. Это было неприятно, но постепенно я притерпелся и даже чуть не заснул
        – Не спи! – потряс за плечо маг. – Я уже закончил, а у тебя через час обед. Чувствуешь в себе что-нибудь новое?
        – Разобрался в ваших единицах измерения времени, – ответил я, – и стало понятно, что показывают стрелки на этих часах. Получается, что ваши сутки в два раза дольше наших. А в остальном пока сказать трудно.
        – Так и должно быть, – кивнул он. – Новинки на местах, но библиотекарь только начал знакомиться с новыми каталогами. К завтрашнему утру освоишься с первой порцией знаний.
        – А сколько их будет? – спросил я.
        – Знания, которые состоят из фактов, я запихну за несколько дней, – ответил он. – Это не очень сложно, и ты с ними быстро освоишься. А вот с образами дворян придётся повозиться, но из книг ты их не получишь. Я думаю, управимся за пятнадцать дней. Особняком стоит передача навыков. Как ты владеешь мечом?
        – Никак. Не держал в руках ничего длиннее ножа. Могу драться только руками. Да, на лошади не сидел ни разу в жизни, у нас другой транспорт.
        – Тяжёлый случай. Я один из лучших фехтовальщиков Ольмингии, так что заложу в тебя все приёмы, но без практики от таких знаний мало пользы. Конечно, обучение ускорится раз в двадцать, но тебе нужно хотя бы с полгода позвенеть мечами с кем-нибудь из мастеров. И не относись к этому спустя рукава. Во дворце тебя защитит твоё положение, но ты не просидишь в нём всю жизнь. Будет обидно её потерять только потому, что кто-то более усердно занимался с железом. И время на занятия у тебя будет, по крайней мере, сейчас. Ладно, об этом и многом другом ты будешь договариваться с Сигаром. Он скоро должен подойти, а я пойду отдыхать. Давно этим не занимался, поэтому немного устал.
        Устал он не немного, а сильно, что было видно по шаркающим шагам. Сюда старый маг зашёл куда бодрее. Мне он понравился, и было неудобно из-за того, что старику пришлось идти ко мне, а не наоборот. Надо будет это предложить. Едва стихли шаги Зантора, как меня посетил учитель, да не один, а вместе с наследником. Неужели они ждали в гостиной?
        – Я должен был понять, что ты не Кирен, – не здороваясь, сказал Герт. – Он ответил бы не так, как ты. Съязвил бы или посоветовал бы заняться своими делами. И он не стал бы так над собой издеваться. Я говорил о тебе с отцом. Он не хочет, чтобы посторонние узнали, что с младшим принцем произошло несчастье. А чего хочешь ты?
        – Прежде всего нужно определиться в наших отношениях, – сказал я, – а потом я буду раскрывать перед вами душу. Мы с Ларой договорились, что на людях и между собой общаемся, как брат и сестра. Это было её предложение, с которым я согласился. Иначе я не смогу сыграть свою роль.
        – Считай, что и у меня такая же позиция, – кивнул он. – Поступать иначе будет глупо.
        – Тогда я отвечу, – начал я свою исповедь. – Я не рвался в ваш мир и был вполне счастлив в своём. В отличие от вашего мира, который весь сосредоточен даже не на материке, а на большом острове, мой раз в сто больше и в тысячу раз разнообразнее. И у меня хватало средств, чтобы пользоваться многими его благами. Было и положение в обществе, которое меня устраивало!
        – И всё же тебя убили! – сказал Герт.
        – Не меня, а твоего брата, – возразил я. – У нас разные миры, а он, не разбираясь и не желая слушать советов моей сестры, стал действовать так, что погубил и себя, и моё тело. С точки зрения жителей моего мира, он был безумцем, а поскольку я знал много опасных секретов, никто не захотел рисковать. Если бы он попал в тело обычного человека, забрали бы для лечения и ваши маги смогли бы отыграть всё назад. А теперь мне не оставили выбора. Быть принцем хорошо, но это не моя жизнь. Постараюсь заменить вам Кирена и сорвать заговор. Я в этом заинтересован, потому что в случае его успеха тоже попаду под нож. Кроме того, хочется отплатить тем, кто сломал мою жизнь, той же монетой.
        – Меня устраивает твой ответ, – сказал Герт. – Я не сильно любил Кирена, но ясно, что он пострадал из-за меня и ничего ещё не закончилось. У нас такие разборки не ограничиваются одним ударом, и перед их началом подкупают кого-нибудь из ближнего окружения. Пока неизвестно, кому можно доверять, а кому – нет, берите расследование в свои руки. А я с помощью Зантора попробую проверить стражу и наших магов.
        – Может, пока существует опасность, возьмёте у меня оружие моего мира? – предложил я. – С его помощью даже девушка сможет убить несколько сильных воинов.
        – Вот Ларе и дай, – согласился он. – И сам можешь пользоваться, пока не научился махать мечом. А я защищу себя сам. Сигар, у... Кирена сейчас будет много свободного времени, поэтому постарайся, чтобы он потратил его с толком. Не нужно таскать сюда железо, лучше спуститься в тот зал, где тренируются стражники и гвардейцы. Тебе, кстати, тоже не помешает вернуть форму, а заодно поможешь принцу.
        – Да, милорд! – поклонился учитель. – Сегодня же и начнём.
        Герт вышел, и мы остались вдвоём.
        – Немного неожиданный финал, – сказал мне Сигар, – но я ему рад.
        – Я не понял, что вы имели в виду? – спросил я. – Не можете пояснить?
        – Ты не знаешь Повелителя, – ответил он, – а я рядом с ним уже пятьдесят лет. После всего того, что произошло, он должен был отдать приказ убить тебя, но почему-то этого не сделал, а, наоборот, вызвал Зантора и после твоего выздоровления фактически даровал тебе положение своего сына. Только ты не должен заблуждаться. Если не оправдаешь его надежд, с такой же лёгкостью можешь лишиться всего, в том числе и головы.
        – А если оправдаю?
        – Трудно сказать, – задумался Сигар. – Многое будет зависеть и от его детей. Могу посоветовать стать незаменимым, но для чужака это очень сложно. Нужно будет рвать жилы, и не дни, а годы.
        – Неужели у вас такая бурная жизнь? – спросил я. – Я тут, правда, недолго...
        – Обычно у нас жизнь как в озере, – улыбнулся Сигар, – или в болоте, но ведь и там в сильный ветер бывают волны. Смены правления не было полторы сотни лет, и, похоже, кто-то хочет это исправить.


                Глава 4


        – Зантор закладывал в тебя фехтование? – спросил Сигар. – Если нет, то пока бесполезно им заниматься, чуть позже сходим потаскать железо. Тех мышц, которые ты себе нарастил за пять дней, будет мало.
        – Потаскаем, – согласился я. – Послушайте, учитель... Я ведь могу вас так называть? Спасибо. Давайте пока сядем на кровать и поговорим. Внешне вы очень похожи на нас, но некоторые поступки вызывают недоумение. Зантор обещал ответить на вопросы, но когда это ещё будет...
        – И что же тебе непонятно? – спросил Сигар, садясь на край кровати.
        – Да хотя бы отношение к моему миру, – начал я. – Оскар сказал, что он ему интересен, но пальцем о палец не ударил, чтобы хоть что-то о нём узнать. Или он это сделал?
        – Ничего он не сделал и не собирается. Обычная реакция осторожного мага. Ваш мир не единственный, мы знаем и другие. В своё время были горячие головы, которые пытались в них проникнуть.
        – И что? – спросил я. – И почему в «своё время»? Я правильно понял, что таких попыток больше не делают?
        – А зачем? – задал он встречный вопрос. – Только для удовлетворения любопытства? Все прежние попытки окончились очень печально, поэтому какое-то время использовали только мир демонов, да и то не мы туда шли, а приваживали демонов сюда. Потом и это прекратили. Кстати, один из последних демонов живёт в зверинце Повелителя, так что можешь на него полюбоваться. Похож на сая, но в два раза выше и на теле много шерсти.
        – Не только любопытство, – запротестовал я. – Вот я принёс сумку с довольно сильным оружием, а вам это совершенно неинтересно!
       – А зачем? – опять спросил он. – Нам не с кем воевать, а смена власти происходит без больших сражений.
        – А соседние материки? – не сдался я. – Твари...
        – А зачем? – в третий раз спросил Сигар. – Даже наши земли слабо заселёны, а для изготовления твоего оружия наверняка нужно столько всего...
        – Можно не делать самим... – перебил я.
        – Предлагаешь покупать в вашем мире? Материки огромные, чудовищ на них без счёту, а вот золото в казне имеет счёт. Влезть на соседние земли и целиком попасть в зависимость от покупного оружия? Дорого, хлопотно и никому не нужно. Пойми, никто не хочет чужого влияния. Кроме того, нас повсюду встречали оружием, а для сая высшей ценностью является его длинная жизнь. Ею можно пожертвовать, защищая Повелителя, свой дом и близких, но никто не будет отдавать жизни из-за любопытства или чужих диковин!
        – Так уж и никто? – не поверил я.
        – Во всяком случае, таких будет очень немного, – поправился Сигар.
        – У нас есть много всего, помимо оружия, но вы правы: всё это так или иначе повлияет на вашу жизнь. Только так ли плохо это влияние?
        – А как ты можешь судить, если не знаешь нашей жизни? – парировал он. – Давай мы закончим этот разговор и вернёмся к нему позднее, если у тебя будет желание.
        – Хорошо, – согласился я. – Расскажите хоть в двух словах о вашей науке, а то Лара начала хвастаться столичным Университетом, а я ничего о нём не знаю.
        – Зачем торопиться? – мотнул он головой. – Это тебе должен дать Зантор. Ладно, расскажу, но в двух словах. Свой Университет есть не только у нас, но и у герцогов, и они поддерживают между собой связи, в которые не вмешивается дворянство. В каждом из Университетов имеются два отделения: искусств и натуральных наук. Учат везде одинаково, и разница между Университетами только в числе студентов. Наш, кстати, самый большой.
        – Об искусстве рассказывать не нужно, расскажите о науке.
        – А что о ней рассказывать? – пренебрежительно сказал Сигар. – Я догадываюсь, что тебя интересует. У нас обучают только тем наукам, от которых есть польза. Там почти всё давно известно, и что-то новое открывают очень редко. Это в первую очередь выплавка металлов и особенности их обработки. Учат и специалистов по выделке бумаги, производству и окраске тканей. Остального я уже и не помню. Ах да, учат архитекторов, но их набирают не каждый год.
        – А почему не учат врачей? Из-за магов?
        – Дворянство лечат маги, а у простонародья есть и врачи. Они берут себе учеников и гоняют их лет двадцать, а потом выучат за полгода и набирают других. Может, хватит? Или ты просто не хочешь заниматься с гантелями?
        – Пошли, – сказал я, поднимаясь с кровати. – До обеда два часа, так что успеем.
        Чтобы не возвращаться к этому потом, скажу, что в местном часе было сто минут, а в минуте – сто секунд или мигов, равных интервалу между ударами сердца. Сутки длились двадцать часов, а в году было триста тридцать шесть дней с теми же сезонами, что и у нас. Месяцы не имели названий и не разбивались на недели или декады. В каждом сезоне было по три месяца продолжительностью в двадцать восемь дней. Судя по второму циферблату часов, сегодня был пятнадцатый день второго месяца лета. Я поначалу удивился часам с календарём, посчитав такое устройство излишне сложным, но Лара засмеялась и сказала, что стрелку календаря каждый день переводит убирающая в моей спальне служанка.
        Зал для тренировок находился на первом этаже под моими комнатами, поэтому не пришлось долго ходить. Гвардейцы редко здесь появлялись, потому что у них были свои казармы и помещение для тренировок, а стражники прекрасно владели оружием и лишь иногда приходили размяться. Сейчас зал был пуст. Размерами это помещение напоминало школьный спортивный зал, хорошо освещалось через шесть больших окон и имело обычные деревянные полы. Я подошёл к стойкам с тренировочным оружием, вытащил один из мечей и для пробы помахал им перед собой.
        – Осторожно! – предупредил Сигар. – Не отруби себе ненароком чего-нибудь. Рано тебе браться за меч, тем более такой.
        – А в чём разница? – спросил я.
        – В правой стойке затупленное оружие, – объяснил он, – а в той, из которой ты взял меч, боевое. Тебе поначалу придётся заниматься деревянным. Их здесь нет, потому что нет новичков. Положи на место меч, и берись за гантели. Только сначала сними одежду, а то промокнет. Скорее бы осень, уже достала эта жара.
        – А если искупаться в проливе? – предложил я. – Ромар же стоит на берегу.
        – Можно, но хлопотно, – ответил он, выбирая гантели. – В порту вонь и грязь, поэтому там никто не купается, да и опасно из-за якорей и цепей. Нужно брать экипаж и охрану и ехать чуть ли не целый час туда, где хорошие пляжи. Ездим, но редко.
        – Скучные вы! – высказал я отношение к эльфам. – Океан под боком, а вам лень потратить час! Предложу Ларе, и, если захочет, съездим вместе. Не беспокойтесь: охрану возьмём. В чём здесь купаются?
        – Ни в чём, – ответил он. – Все купаются без одежды. Если вы поедете, пожалуй, съезжу вместе с вами.
        – Сигар, а зачем вам два дворца, если и один наполовину пустой?
        – Традиция, – мотнул он головой. – К тому же осенью на побережье очень сильные ветра, а южный дворец меньше продувается, поэтому перебираемся туда. Есть и ещё одна причина. Три дня в году, начиная с первого дня первого месяца зимы, к нам на праздник съезжается всё высшее дворянство.
        – И не боятся? – спросил я.
        – Нечего им бояться, – ответил Сигар. – Нарушившим обычаи будут плевать вслед все саи. Заканчивай трёп! Сам не занимаешься и мне мешаешь.
        Мы прекратили разговоры и стали выполнять упражнения с гантелями, пока оба не выложились.
        – Да, сильно я сдал, – признался Сигар. – Спокойная жизнь расслабляет. В последний раз приходил сюда с полгода назад. На сегодня хватит, иначе завтра придётся идти за помощью к магу.
        – А что вы можете в магии? – спросил я.
        – Какой я маг! – махнул он рукой. – Такие способности, как у меня, есть у всех саев. Могу убрать головную боль или оказать первую помощь. Ещё мысленно связываюсь с другими и умею ставить защиту от подчинения.
        – У меня нет и этого, – сказал я. – Интересно, почему?
        – Кто сказал такую глупость? – поинтересовался он. – Я имею в виду твои способности.
        – По-моему, Лара.
        – Наверное, ты неправильно её понял. У Кирена были такие же способности, как и у большинства других, но даже их нужно развивать, а он не захотел этого делать.
        – Лодырь, – высказался я о принце.
        – Тут другое, – поморщился он. – Лень у него была, как и у любого, а вот желание с ней бороться отсутствовало. У нас не так легко быть вторым сыном вельможи. В основном внимание уделяют наследнику. Его обучают всему, что ему положено знать и уметь, охраняют и привлекают к управлению землями. Лучшая невеста тоже достанется ему. Младшему не приходится рассчитывать на то, что в его положении что-то изменится. Наследники гибнут редко и ещё реже впадают в немилость. Это не значит, что на младшем будут во всём экономить, но молодые очень честолюбивы, а такому нелегко прожить всю жизнь в тени брата. Хорошо, если он займётся магией, искусством или ещё чем. Кирен ничего для себя не нашёл, поэтому на всё махнул рукой. Это не лень, а безразличие.
        – Неужели отец не мог помочь? – спросил я. – Это ведь родной сын!
        – Я же говорил, что ты не знаешь Повелителя, – сказал Сигар. – Давай оставим эту тему. Чем думаешь заняться?
        – Искупаюсь в ванной и до ужина буду отдыхать, – ответил я, – а потом даже не знаю. Может, соберёмся после ужина и поговорим о заговоре? Расскажете, что успели сделать, а потом подумаем вместе.
        – Покажешь оружие? – спросил он. – Тогда приду. Я почти ничего не успел сделать, но хотя бы расскажу тебе то, что знаю.
        После ужина он пришёл не один, а вместе с Ларой. К его приходу я принёс в спальню весь земной арсенал и разложил это богатство на брезентовой сумке.
        – Что это за сумка? – спросила Лара, протянув руку к сумочке Тани.
        – Дамская сумка, – объяснил я. – Такие носят женщины, которые таскают в них разную мелочёвку. Открывается застёжка, а внутри несколько отделений на застёжках-молниях. Тут у меня очки...
        – Сколько разных! – завладела очками принцесса. – А мне дал только одни!
     – Возьми ещё одни, – разрешил я. – Так, что у неё в отделениях? Расчёска и губная помада. Это тоже можешь взять. Вот так открываешь и можешь красить губы. Но я не советую: они у тебя красивые без всякой химии.
        – А зачем тебе эта сумка? – спросила Лара. – Ты же не будешь больше играть роль женщины. Отдай её мне.
     – Да, пожалуйста, – ответил я, поймал себя на том, что хочу пожать плечами, и мотнул головой. – Только она немного запачкалась.
        – Что ты какой-то дёрганный? – спросил Сигар. – Перезанимался?
        – Репетирую ваши жесты, – ответил я. – Ладно, с бусами закончили, перейдём к оружию.
        – У тебя и бусы есть? – оживилась Лара.
        – Нет у меня бус, – ответил я. – Просто неудачно пошутил, а смысл шутки долго объяснять. Давайте лучше объясню принцип действия нашего оружия.
        Я всё рассказал, разобрав для наглядности беретту, которую хорошо знал.
        – Из этого пистолета я с расстояния в двадцать шагов в считанные мгновения выведу из строя пятнадцать бойцов, – сказал я, показывая разряженным пистолетом, как я буду это делать. – А из того, который я хочу отдать Ларе, она сможет застрелить семнадцать воинов. А если успеет произвести перезарядку, то убьёт ещё столько же.
        – Давай! – сразу же протянула она руку.
        – Какая ты быстрая, – сказал я, убирая «Грач» в брезентовую сумку. – Сначала научу правилам обращения, потом несколько раз выстрелишь и только после этого получишь. Я не хочу, чтобы ты по неосторожности убила себя или кого-нибудь другого. Это не игрушки!
        – Это правильно, – одобрил Сигар. – Если соберёмся купаться, можно выбрать безлюдную бухту и опробовать, как они стреляют.
        – Учитель, я тебя люблю! – Лара вскочила с коленей и поцеловала Сигара в щёку. – Половина лета прошла, а мы так и не выбрались к проливу. Давайте поедем завтра?
        – Это не я предложил, а Кирен, – посмеиваясь, сказал Сигар, – его и целуй, только, как и меня, в щёку. Ладно, если с оружием закончили, давайте поговорим о заговоре.
        – Всё началось со стрижки, – сказал я. – Цирюльник исчез?
        – Бежал со всей семьёй, – подтвердил Сигар. – Это я проверил в первую очередь.
        – А есть свидетели его бегства? – спросил я. – Вы это сами проверяли?
        – Свидетели? – задумался он. – Наверное, есть, я не спрашивал. Я проверял не сам, а через службу охраны трона.
        – Плохо! – сказал я. – Ничего-то я у вас не знаю, а пока Зантор впихнёт в голову, пройдёт много времени, и нам с вами останется ловить конский топот!
        – А зачем его ловить? – не поняла Лара.
        – Подождите, принцесса, – прервал её Сигар. – Я понял, что ты хотел сказать, но лучше выражаться проще. Что ты хотел узнать?
        – Я не дура! – обиделась на учителя Лара.
        – Ты умница! – утешил я. – Сигар, что это за служба охраны трона? Она занимается безопасностью семьи Ольмингов?
        – Да, – подтвердил Сигар. – Кое-кто так и называет службой безопасности.
        – Тогда почему заговором занимаемся мы с вами, а не они?
        – В обычное время им можно доверять, но не в такое, как сейчас.
        – И для такого недоверия есть основания?
        – В этой службе собрались авантюристы, – сказал Сигар. – Многие мотаются по всей Ахрамии по делам службы и просто так, и вовлечь их в заговор...
        – Постойте! – прервал я его. – Ничего не понял! Зачем нужна служба безопасности, если ей можно доверять только в безопасное время, когда в её услугах нет необходимости? А когда нужно разбираться с заговором, оказывается, что это не опора трона, а сборище подозрительных личностей. В этом есть хоть какая-то логика? И почему вы, не доверяя этой компании, поручаете им работу и преподносите результаты, как заслуживающие доверия?
        – А что тебе кажется подозрительным? – недовольно спросил Сигар. – Я не могу делать всё сам или привлекать к подобной работе стражей столицы. Проверить цирюльника...
        – Пусть вы будете заговорщиком, – предложил я. – Вам нужно достать клок волос наследника, и сделать это так, чтобы не вызвать подозрения. Как часто стригут принцев?
        – Им совсем немного укорачивают волосы и равняют причёску, – поправила Лара. – У нас коротко стригут только преступников. Для Герта цирюльника вызывают три раза в год. Обычно в это же время занимаются и Киреном. Ну и для меня его вызывали ещё два раза.
        – Всегда одного и того же? – уточнил я.
        – Да, всех, включая Повелителя, стриг мастер Мрей.
        – И как вы получили бы нужные волосы у семейного цирюльника Повелителя? – спросил я Сигара. – Думаете, он купился бы на золото? Я думаю, что вряд ли. И что остаётся?
        Я смотрел на него и не мог понять, как может умный... эльф не замечать то, что лежит на поверхности? Или у них раньше никто так не поступал?
        – Не годитесь вы на роль заговорщика, Сигар! – сказал я ему. – Давайте им буду я. Я решил не связываться с подкупом цирюльника. Он человек верный и, даже если начнёт торговать своей верностью, запросит за неё очень много, а скорее всего, побежит к Повелителю. Тот оставит ему и моё золото, и добавит своё. Не так?
        – Наверное, мастер Мрей так и сделал бы, – согласилась Лара.
        – И что ты сделал бы? – спросил Сигар.
        – Похитил бы его семью, – ответил я. – Маленькие дети были? А теперь представьте, что он возвращается домой, а там, вместо жены и двух дочек, сижу я. Условием возвращения семьи ставлю всего-навсего клок чьих-то волос... Согласитесь, что это не так и много за жизни его жены и двух маленьких девчушек.
        – Это ужасно! – побледнела Лара. – Как ты мог такое придумать?
        – А я ничего не придумывал, у нас таких историй навалом. Наверное, они были и у вас, только ты о них не слышала. И что это даёт?
        – Никуда он не уезжал, – мрачно сказал Сигар. – Пообещать можно всё, вряд ли после получения волос с ним кто-нибудь рассчитывался. Слишком опасно и не нужно заговорщикам.
        – Наконец-то, вы включили голову, – довольно сказал я. – Рассчитались ударом кинжала или чем-нибудь в этом роде. Он наверняка что-то такое предполагал, поэтому и подменил волосы.
        – А почему тогда пошёл? – спросила Лара. – Да ещё принёс волосы Кирена.
        – Он надеялся, – сказал я. – В семье была вся его жизнь. А волосы... Я не маг, поэтому не могу сказать точно. Думаю, что есть какие-то способы определить, принадлежат они члену вашей семьи или соседскому мальчишке, а Кирен не представлял для семьи большой ценности.
        – Значит, в службе мне наврали, – сделал вывод Сигар.
        – Или тоже не придали этому большого значения и подошли к проверке спустя рукава, – сказал я. – Но это тоже зацепка, которая может что-то дать. Нужно узнать, кто проводил проверку, опросить соседей и тщательно обыскать дом. Не знаю, где сейчас семья цирюльника, но он сам, скорее всего, где-то в нём и лежит. И нужно попытаться выяснить, чья была инициатива провести эту стрижку. Не дёргайтесь: сегодня уже поздно, а вот завтра с утра распорядитесь о нашей поездке в бухту и займитесь. Пока меня будет обрабатывать Зантор, можно успеть кое-что проверить. Только на море поедете с нами. Есть у меня мысль наплевать на ваш гонор и дать один пистолет. Меч – это хорошо, но если навалятся со всех сторон, он не поможет, тем более что вы не брали его в руки последние полгода. В бухте опробуете оружие, а заодно покупаемся. Я не очень вас утомил? Тогда, может, кто-нибудь расскажет о герцогских семьях?
         – Опять торопишься, – сказал Сигар. – Через день-два узнаешь.
         – Я расскажу! – поспешно сказала Лара. – С кого начнём?
         – Расскажи о Дарминах, – попросил я. – Я знаю только то, что они были предшествующими Повелителями и Дарминия занимает среднюю часть Ахрамии.
         – В их владениях расположены Игримские и Радомские горы, – начала рассказывать Лара. – Большая часть железных и медных рудников находятся в них и составляют основу богатства Дарминов. Их столица – Госмар – расположена в Сарском нагорье в двух днях пути от побережья.
        – А как вы путешествуете через их земли, когда портятся отношения? – спросил я.
        – Как бы они ни портились, никогда не доходит до препон путникам, – ответил за Лару Сигар. – Не забывай, что мы один народ! Кроме того, вдоль южного побережья материка идёт тракт, который считается общей собственностью всех саев. Такой же тракт вдоль северного побережья разбит на три части. Но на севере живёт мало народа, да и берега там во многих местах не годятся для мореплавания: одни камни, скалы и отмели. А горы не у одних только Дарминов. От нашей столицы к Игримским горам идёт восточный горный тракт. Только в нашей части гор нет ничего, кроме олова и серебра. Это Гардары в своей части  Радомских гор добывают золото и изумруды.
        – Интересно получается, – задумался я. – Материк небольшой, а на нём есть в достатке все необходимые вам руды.
        – Бог позаботился, – как о чём-то само собой разумеющимся сказал Сигар. – А иначе как жить?
        – Действительно, – согласился я. – Было бы странно, если бы он не побеспокоился о своём народе. Продолжай, Лара.
        – Герцога зовут Орин, ему тридцать восемь лет. Его жена Ортия на три года младше. В семье трое детей: двенадцатилетний сын Салей и две дочери.
        – А почему не представляешь дочерей? – спросил я.
        – Кому интересны девушки? – мотнула она головой. – Но если тебе интересно... Младшей Даре шестнадцать лет, а старшей Оле – восемнадцать. Только имей в виду, что у нас не приняты браки между герцогскими родами.
        – А что с отцом герцога? – не понял я. – Умер или сам всё отдал сыну?
        – Ни то ни другое, – ответил Сигар. – Он сошёл с ума. И это не фантазии сына, потому что его невменяемость подтвердил совет графов. Бывшего герцога отвезли в отдалённое имение и там охраняют. Говорят, что его жена после этого перессорилась с родственниками и уехала к мужу.
        – У него много воинов?
        – Не больше, чем у других, – ответил Сигар. – У самого герцога стража и гвардия, ну и дружины его графов и баронов. Если собрать всех, наберётся тысяч пять. Есть ещё стража в городах, но её не выгонишь за ворота.
        – И у нас столько же воинов? – удивился я. – Я чего-то не понимаю в вашей жизни. Может мне кто-нибудь объяснить, какие привилегии даёт сан Повелителя?
        – Каждый из герцогов обязан выделять в его казну десятую часть доходов на общие нужды, – начал перечислять Сигар. – Это в первую очередь на войско. Даже не знаю, было ли оно когда-нибудь у Повелителей.
        – Это уже лучше, – сказал я. – Значит, герцоги платят деньги в нашу казну. Теперь ответьте на вопрос: а они там нужны?
        – Хранилища забиты золотом, – ответил Сигар. – Ты прав в том, что в подобном накоплении нет смысла. Нам некуда тратить своё золото.
        – А что ещё, кроме золота?
        – В годину бедствий, – продолжил он, – Повелитель ведёт свой народ...
        – Пока бедствий нет и вроде не предвидится, – прервал я его. – Или есть что-то, чего я не знаю?
        – Честь... – сказал Сигар.
        – С честью ясно, а что ещё?
        – Повелителю не может отказать ни одна женщина, – неуверенно сказала Лара. – По крайней мере, так было раньше...
        Наверное, это была истерика. Я так ржал, что упал с кровати и ушиб колено о каменный пол.
        – Ну вас! – отдышавшись, сказал я оторопевшим собеседникам. – Чуть не сдох! И нога теперь будет болеть. Надо распорядиться, чтобы возле кровати постелили ковёр.
        – Ты неправильно понял! – возмущённо сказала принцесса. – В обычае говорится не обо всех женщинах, а только о незамужних!
        – Это многое меняет, – согласился я. – Послушайте, что я скажу. Ваши обычаи – это анахронизм, по крайней мере, те, о которых мне известно. В вашем языке нет такого слова, поэтому я его объясню. Ни один обычай не появляется просто так, все они являются результатом жизни народа в каких-то условиях. Прошли сотни и тысячи лет, и эти условия изменились, не изменились только вы и ваши обычаи, в которых сейчас нет смысла.
        – Может, ты в чём-то и прав, – сказал Сигар, – но это наша жизнь, и она полностью нас устраивает. А ты слишком мало знаешь, чтобы судить.
        – Скоро узнаю больше, но уже вижу, что в вашей жизни нет движения. Вы рождаетесь, вырастаете и умираете, оставляя после себя потомство, для которого ничего не меняется, или меняется так мало, что об этом можно не упоминать. Тысячу лет назад вы появились на этом материке с уже сложившимися обычаями и какой-то историей.
        – Жрецы учат иному, – предостерегающе сказал Сигар. – Не стоит подвергать сомнению догмы веры. У нас не очень религиозный народ, во всяком случае, в городах, но жрецы будут недовольны, а у них достаточно возможностей показать недовольство даже сыну Повелителя, тем более младшему.
        – Я приму это к сведению. Я ни перед кем не выступаю, а говорю только вам двоим. Народы, как и их обычаи, не возникают в одночасье. Ваши предки, несомненно, где-то жили, откуда и были кем-то переселены сюда. Интересно, никто не задумывался, для чего это было сделано?
        – Такие мысли не поощряются, – сказал Сигар. – Если тебя это так интересует, советую поговорить с Зантором. Старик очень много знает, любопытен и любит почесать языком. Только пусть перед такими разговорами проверяется магией. Нам сейчас не хватает только неприятностей с жрецами.
        – Давайте я лучше расскажу о Гардарах? – предложила Лара.
        – В другой раз, – оборвал её учитель. – Посмотри на часы. Порядочным девушкам в это время нужно быть в своей постели. Пошли, я тебя провожу.
        Они ушли, а я сходил в свой совмещённый санузел, лёг в кровать и задумался. Почему я прицепился к учителю с вопросами о смысле жизни? Началось с того, что я убедился в бессмысленности борьбы за трон Повелителя. Победитель не получает ничего, кроме утоления честолюбия. В чём-то это сродни нашему спорту, только не нынешнему профессиональному, а тому любительскому, который был когда-то в СССР. Ведь многие тоже отдавали всю жизнь для того, чтобы мгновения постоять на заветном месте чемпиона. Потом зацепило другое. Даже с моими куцыми знаниями местной жизни было видно, что эльфы почти не развиваются. На Земле такое тоже случалось, но там всегда были соседи, которые рано или поздно заставляли консерваторов менять обычаи и шевелиться. Хорошим примером такого развития была Япония. Здесь таких соседей не было. Подумав, я понял, что напрасно начал в этом копаться. Сигар прав: я слишком мало знаю. Поэтому не буду ломать себе голову и подожду результатов работы Зантора. С этой мыслью я и уснул.
        Когда проснулся, часы показывали без десяти семь, что по местным меркам было поздновато. Завтрак мне подавали в половине восьмого. На нём был сюрприз – овощные оладьи, поджаренные до хрустящей корочки со сметаной, которой я ещё не видел на своём столе. Здорово, а то мясные завтраки, несмотря на разнообразие соусов и самого мяса, уже начали приедаться. Поев, я отправился в спальню дожидаться мага. Он не заставил себя долго ждать. Перешагнув порог спальни, Зантор улыбнулся и хотел что-то сказать, но вдруг напрягся и приложил руку ко рту, показывая, что мне следует помолчать. Походив кругами по комнате, он подошёл к часам, заглянул за них и чему-то удовлетворённо кивнул, а потом поманил меня рукой к выходу. Мы молча вышли в гостиную, которая тоже чем-то не устроила мага, поэтому наши хождения закончились в гардеробе.
        – Здесь ничего нет, – с облегчением сказал он, – а в твоей спальне и в гостиной есть!
        – И что же вы обнаружили? – спросил я. – Подслушивающие устройства?
        – Да, и очень неплохие. В них сложная магия и большой запас силы. И пока не выясню, чья это работа, убирать не стоит.
        – Непонятно, кому понадобилось тратить время и силы, если известно, что вы ходите ко мне и обнаружите эти закладки при первом же визите? – задал я вопрос. – Вчера их не было?
        – Всё не так просто, как ты думаешь! – нахмурился он. – Закладки могли сделать и год назад. Неработающие нельзя обнаружить, а запустить можно и на расстоянии. Но и работающую закладку найти трудно из-за маскировки. Это под силу не всякому магу. Когда я вчера уходил, она не работала.
        – И кто мог это сделать? – спросил я.
        – Пока могу назвать тех, кто не стал бы этого делать, – ответил он. – Тебе не стоит опасаться Повелителя и наследника, у них много других возможностей узнать о твоих делах. И магия какая-то странная... Кажется, я уже сталкивался с чем-то таким лет сто назад, когда у отца нынешнего Повелителя были трения с жреческим братством. Надо посмотреть свои записи...
        – У вас есть и братства?
        – У нас много чего есть, – сказал Зантор. – Сигар рассказал вчера о вашем разговоре. Обмен был мысленный, да и общались недолго, но я понял, что тебя беспокоит. Кое в чём ты прав, но, не зная нашей жизни, всё сильно упрощаешь. Мы обязательно побеседуем на эту тему, но не сейчас, а когда ты будешь больше знать.
        – Может, тогда пойдём заниматься к вам? – предложил я. – И вам не придётся потом никуда возвращаться. Я же видел, как вы вчера устали. Там ведь можно говорить обо всём?
        – Там можно говорить о многом, – поправил он меня. – Есть темы, на которые сай может говорить только сам с собой или с богом. Мы как-нибудь очертим то, где и на какие темы можно болтать. А пока тебе лучше меньше говорить и больше слушать! Ладно, идём ко мне, только я сначала предупрежу о закладках всех, кого сочту нужным, чтобы они не болтали лишнего в твоих комнатах.


     Главы 5-6   http://www.proza.ru/2017/08/24/284


Рецензии
Этот мир ещё и магический!

Ольга Анисимова 2   17.10.2019 10:57     Заявить о нарушении
Раз фэнтези, значит, мечи и магия!

Геннадий Ищенко   17.10.2019 12:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.