Фитиль, фетиль - этимология

Меж тем старик схватил
Засохший мох, кремень, огниво
Ударил: искрою игривой
Огонь сокрытый засверкал,
На мох струею побежал,
И вспыхнул мох: в лампаде черной
Фитиль, куряся, затрещал,
И по стене во тьме пещерной
Вдруг свет неверный задрожал
А. С. Хомяков. Вадим: «День тухнет хладен ветр над Ладогой седою, ...» (1820)

Нитевидный плетёный предмет, в свечах и лампах доставляет жидкое горючее в зону сгорания. Фитиль состоит из ряда связанных волокон, слои образуют каналы, которые посредством капиллярных сил поставляют к пламени жидкое топливо (масла, воск, керосин) против силы тяжести.

1) Существующая этимология

а) Викисловарь
Корень: -фитиль-. Значение: матерчатая лента, служащая для горения в осветительных и нагревательных приборах; приспособление для производства взрывов, в виде долго тлеющего шнура. Этимология: происходит от тур. fitil «фитиль», далее из арабск.??.

б) Этимологический словарь Макса Фасмера
Фитиль, род. п. -я, уже у Котошихина 150, укр. фитиль. Из тур. fitil – то же (Радлов 4, 1945) от араб. fat;l "фитиль"; см. Мi. ЕW 58; ТЕl. 1, 296; Бернекер I, 282; Локоч 48; Крелиц 20.

в) Краткий этимологический словарь русского языка. Н. М. Шанский. М. 1971.
В словарях фиксируется с XVIII века. Заимствован из турецкого языка.  Тур. fitil – фитиль, восходит к арабскому  fatila.

г) П.Я. Черных. Историко-этимологический словарь современного русского языка, М., 1999

В «Книге о ратном строе», 1647 г. – фетиль, слово арабское fatila (от fatala свертывать, плести).

2) Применение термина в русском языке

а) Национальный корпус русского языка

* Засечная книга 1638 г. (1638): «и ядра, и дробь, и холсты, и посконь, и фетиль устроено было в погребе, а пушки и станки устроены под сараем».
* Царская грамота старорусскому воеводе Тимофею Челищеву о высылке 60 подвод в Невль для перевозки в Москву полковой вывозной казны (1671.01.01): «Въ прошломъ во 175 году, вывезены изъ Полотцка наши, великого государя, пушки, и зелье, и свинецъ, и фетиль, и мушкеты, и карабины, и пистоли и всякая полковая казна, и поставлена на Невл;».

* Н. П. Рычков. Дневныя записки путешествїя въ Киргисъ-Кайсацкой степи, 1771 году (1772): «Сїе делаютъ они такимъ образомъ: когда нужда велитъ имъ приготовиться къ стрельбе; тогда взявъ конецъ товолжанаго фитиля, натираютъ его порохомъ, и къ нему огонь присекаютъ изъ кремня, отъ коего въ одно мгновенїе загорится натертой порохомъ фитиль».

б) См. Учение и хитрость ратных людей пехотного строя, 1647, с. 67; «чтобы рота ФЕТИЛЕМЪ, порохомъ и пульками … сподоблена была, и недостатку бы не было».

3) Обобщение и вывод

а) Фитиль + воск = свеча

Фитиль, один из двух основных элементов свечи — осветительного приспособления в виде цилиндра из твёрдого горючего материала (воска), который в растопленном виде подводится к пламени с помощью фитиля, фитиль проходит вдоль цилиндра по его центру.
Исследователи возводят историю применения свечи из пчелиного воска ко времени раннего христианства, указывая на случаи использования свечей в храмах в эпоху им. Константина, однако конкретных источников не приводят. Известно, что в Англии XIII века существовали гильдии свечных мастеров, производство свечей из пчелиного воска получило распространение в XVI веке.

Воск был экспортным (дорогим) товаром, применение восковых свечей в храмах  или в домах богатых людей стало возможным только при  наличии развитых торговых отношений, которые в Европе начали формироваться с появлением городского строя в период  XII-XIII вв. Примерно в это время возникают гильдии свечных мастеров и свечи фиксируются в произведениях иконописцев.

Византийский иконописец Мануил Панселин (XIII в) изобразил свечи на иконах:  «Введение во храм Пресвятой Богородицы» и «Тайная вечеря» (1310); фиксируются свечи и на иконе неизвестного автора  XII века «Облачное успение». На иконах XVI века иконописца Михаила Дамаскина (1530-1592) «Небесная Литургия», свечи в подсвечниках в руках ангелов, на его иконе «Первый Вселенский Собор» также показаны  свечи в подсвечниках.

б) Еврейские источники

В эпоху Талмуда (Устный закон, II в.до н.э. -VII в. н.э.) не пользовались восковыми свечами, использовали  светильники, небольшие стеклянные сосуды, в которые наливали масло и вставляли фитильки.
Трактат Шаббат (где упоминается термин ПАТИЛ (фитиль)) закончен во II-III веке, написан на иврите, содержит несколько стихов на арамейском языке. 

* Трактат Шаббат. Глава 2, мишна 1.
http://www.judaicaru.org/tora/shabbat/glava_2.html

«Не зажигают [светильник] с растопленной смолой, и не с расплавленным воском. То есть, запрещается заправлять светильник смолой и воском вместо масла, однако, как сказано в Гемаре, разрешается делать из воска свечу с фитилем внутри нее, как это принято теперь».

4) Терминология иврита и библейский образ

а) Терминология
русск. ФИТИЛЬ = ивр. ПЕТИЛ шнур, фитиль; ПЕТИЛА  огнепроводный шнур, фитиль; талмудический (Трактат «Шаббат», гл. 2, мишна 1) и библейский термин.   Производный термин от глагола ПАТАЛ вить, крутить.

Источник

* См. стронг иврита 6617, 6616 ПАТИЛ
* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878 г.
http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_396.htm

* Пояснение П-Ф, см. ЕЭБЕ, ст. Алфавит сравнительный

Еврейская буква ПЕ несёт два звука – П и Ф, передавалась в именах и терминах на русский язык как Ф или П.
ПЕ = «П-Ф = Ф, ph, f: Финеес, Фараон, Фасга, Фаран, иногда = П: Падан, Потифар. С dagesch forte = пф: Сепфора".

б) Библейский образ

* Бытие 38:18: «Он сказал: какой дать тебе залог? Она сказала: печать твою, и перевязь (ПАТИЛ нить, шнур) твою, и трость твою, которая в руке твоей. И дал он ей и вошел к ней; и она зачала от него.

* Иезекииль 40:3: «и привел меня туда. И вот муж, которого вид как бы вид блестящей меди, и льняная (ПАТИЛ, нить, шнур) вервь в руке его и трость измерения, и стоял он у ворот».

Таким образом, русский (болгарский) термин «фитиль» очевидно, является прямым заимствованием библейского слова-понятия ПЕТИЛ, ПАТИЛ скрученная нить, шнур. Выведение этимологии из турецкого или арабского языка – неверно, отсутствует связь с господствующей идеологией, с религиозной действительностью и организацией общества.
 
23.8.2017 г.


Рецензии