Фитиль, фетиль - этимология
Засохший мох, кремень, огниво
Ударил: искрою игривой
Огонь сокрытый засверкал,
На мох струею побежал,
И вспыхнул мох: в лампаде черной
Фитиль, куряся, затрещал,
И по стене во тьме пещерной
Вдруг свет неверный задрожал
А. С. Хомяков. Вадим: «День тухнет хладен ветр над Ладогой седою, ...» (1820)
Нитевидный плетёный предмет, в свечах и лампах доставляет жидкое горючее в зону сгорания. Фитиль состоит из ряда связанных волокон, слои образуют каналы, которые посредством капиллярных сил поставляют к пламени жидкое топливо (масла, воск, керосин) против силы тяжести.
1) Существующая этимология
а) Викисловарь
Корень: -фитиль-. Значение: матерчатая лента, служащая для горения в осветительных и нагревательных приборах; приспособление для производства взрывов, в виде долго тлеющего шнура. Этимология: происходит от тур. fitil «фитиль», далее из арабск.??.
б) Этимологический словарь Макса Фасмера
Фитиль, род. п. -я, уже у Котошихина 150, укр. фитиль. Из тур. fitil – то же (Радлов 4, 1945) от араб. fat;l "фитиль"; см. Мi. ЕW 58; ТЕl. 1, 296; Бернекер I, 282; Локоч 48; Крелиц 20.
в) Краткий этимологический словарь русского языка. Н. М. Шанский. М. 1971.
В словарях фиксируется с XVIII века. Заимствован из турецкого языка. Тур. fitil – фитиль, восходит к арабскому fatila.
г) П.Я. Черных. Историко-этимологический словарь современного русского языка, М., 1999
В «Книге о ратном строе», 1647 г. – фетиль, слово арабское fatila (от fatala свертывать, плести).
2) Применение термина в русском языке
а) Национальный корпус русского языка
* Засечная книга 1638 г. (1638): «и ядра, и дробь, и холсты, и посконь, и фетиль устроено было в погребе, а пушки и станки устроены под сараем».
* Царская грамота старорусскому воеводе Тимофею Челищеву о высылке 60 подвод в Невль для перевозки в Москву полковой вывозной казны (1671.01.01): «Въ прошломъ во 175 году, вывезены изъ Полотцка наши, великого государя, пушки, и зелье, и свинецъ, и фетиль, и мушкеты, и карабины, и пистоли и всякая полковая казна, и поставлена на Невл;».
* Н. П. Рычков. Дневныя записки путешествїя въ Киргисъ-Кайсацкой степи, 1771 году (1772): «Сїе делаютъ они такимъ образомъ: когда нужда велитъ имъ приготовиться къ стрельбе; тогда взявъ конецъ товолжанаго фитиля, натираютъ его порохомъ, и къ нему огонь присекаютъ изъ кремня, отъ коего въ одно мгновенїе загорится натертой порохомъ фитиль».
б) См. Учение и хитрость ратных людей пехотного строя, 1647, с. 67; «чтобы рота ФЕТИЛЕМЪ, порохомъ и пульками … сподоблена была, и недостатку бы не было».
3) Обобщение и вывод
а) Фитиль + воск = свеча
Фитиль, один из двух основных элементов свечи — осветительного приспособления в виде цилиндра из твёрдого горючего материала (воска), который в растопленном виде подводится к пламени с помощью фитиля, фитиль проходит вдоль цилиндра по его центру.
Исследователи возводят историю применения свечи из пчелиного воска ко времени раннего христианства, указывая на случаи использования свечей в храмах в эпоху им. Константина, однако конкретных источников не приводят. Известно, что в Англии XIII века существовали гильдии свечных мастеров, производство свечей из пчелиного воска получило распространение в XVI веке.
Воск был экспортным (дорогим) товаром, применение восковых свечей в храмах или в домах богатых людей стало возможным только при наличии развитых торговых отношений, которые в Европе начали формироваться с появлением городского строя в период XII-XIII вв. Примерно в это время возникают гильдии свечных мастеров и свечи фиксируются в произведениях иконописцев.
Византийский иконописец Мануил Панселин (XIII в) изобразил свечи на иконах: «Введение во храм Пресвятой Богородицы» и «Тайная вечеря» (1310); фиксируются свечи и на иконе неизвестного автора XII века «Облачное успение». На иконах XVI века иконописца Михаила Дамаскина (1530-1592) «Небесная Литургия», свечи в подсвечниках в руках ангелов, на его иконе «Первый Вселенский Собор» также показаны свечи в подсвечниках.
б) Еврейские источники
В эпоху Талмуда (Устный закон, II в.до н.э. -VII в. н.э.) не пользовались восковыми свечами, использовали светильники, небольшие стеклянные сосуды, в которые наливали масло и вставляли фитильки.
Трактат Шаббат (где упоминается термин ПАТИЛ (фитиль)) закончен во II-III веке, написан на иврите, содержит несколько стихов на арамейском языке.
* Трактат Шаббат. Глава 2, мишна 1.
http://www.judaicaru.org/tora/shabbat/glava_2.html
«Не зажигают [светильник] с растопленной смолой, и не с расплавленным воском. То есть, запрещается заправлять светильник смолой и воском вместо масла, однако, как сказано в Гемаре, разрешается делать из воска свечу с фитилем внутри нее, как это принято теперь».
4) Терминология иврита и библейский образ
а) Терминология
русск. ФИТИЛЬ = ивр. ПЕТИЛ шнур, фитиль; ПЕТИЛА огнепроводный шнур, фитиль; талмудический (Трактат «Шаббат», гл. 2, мишна 1) и библейский термин. Производный термин от глагола ПАТАЛ вить, крутить.
Источник
* См. стронг иврита 6617, 6616 ПАТИЛ
* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878 г.
http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_396.htm
* Пояснение П-Ф, см. ЕЭБЕ, ст. Алфавит сравнительный
Еврейская буква ПЕ несёт два звука – П и Ф, передавалась в именах и терминах на русский язык как Ф или П.
ПЕ = «П-Ф = Ф, ph, f: Финеес, Фараон, Фасга, Фаран, иногда = П: Падан, Потифар. С dagesch forte = пф: Сепфора".
б) Библейский образ
* Бытие 38:18: «Он сказал: какой дать тебе залог? Она сказала: печать твою, и перевязь (ПАТИЛ нить, шнур) твою, и трость твою, которая в руке твоей. И дал он ей и вошел к ней; и она зачала от него.
* Иезекииль 40:3: «и привел меня туда. И вот муж, которого вид как бы вид блестящей меди, и льняная (ПАТИЛ, нить, шнур) вервь в руке его и трость измерения, и стоял он у ворот».
Таким образом, русский (болгарский) термин «фитиль» очевидно, является прямым заимствованием библейского слова-понятия ПЕТИЛ, ПАТИЛ скрученная нить, шнур. Выведение этимологии из турецкого или арабского языка – неверно, отсутствует связь с господствующей идеологией, с религиозной действительностью и организацией общества.
23.8.2017 г.
Свидетельство о публикации №217082300736