Патла, патлы, патлатый - этимология

Мы тебя в баньке отмоем. Патлы тебе острижём.
Обмундирование какое-нибудь справим,
чтоб ты имел надлежащий воинский вид
В. П. Катаев. Сын полка (1944)   

Применяя сегодня уничижительный термин «патлы, патлатый» мы имеем в виду мужчину, отрастившего непомерно длинные волосы, не уложенные в распространённые виды причёсок; т.е. растрепанные, взлохмаченные и спутанные волосы.
Обычно, это люди творческих профессий (поэты, музыканты, певцы), бунтари и проповедники различных религиозных культов  (сценический образ, выделение личности по внешнему виду) или отшельники, живущие вдали от общества, или просто неопрятные люди, не следящие за своим видом в силу невоспитанности, заболевания или условий жизни. Их в обществе немного, но своими «патлами» они выделяются в общей массе людей.

1) Религиозная традиция, библейский образ

Обычай не стричь волосы головы был распространён в иудаизме у назареев, людей посвятивших себя служению Богу; ивр. НАЗИР – посвященный Богу, обладали высокой степенью святости. «Во все дни обета назорейства его бритва не должна касаться головы его; до исполнения дней, на которые он посвятил себя в назореи Господу, свят он: должен растить волосы на голове своей» (Числа 6:5).

а) Самсон и Авессалом – длинные волосы в Библии

* Самсон (Судей 16:17, 19): «И он открыл ей все сердце свое, и сказал ей: бритва не касалась головы моей, ибо я назорей Божий от чрева матери моей; если же остричь меня, то отступит от меня сила моя; я сделаюсь слаб и буду, как прочие люди»….19: «И усыпила его Далида на коленях своих, и призвала человека, и велела ему остричь семь кос головы его. И начал он ослабевать, и отступила от него сила его».

* Авессалом (2 Царств 14:25,26)
25. Не было во всем Израиле мужчины столь красивого, как Авессалом, и столько хвалимого, как он; от подошвы ног до верха головы его не было у него недостатка. 26. Когда он стриг голову свою, — а он стриг ее каждый год, потому что она отягощала его, — то волоса с головы его весили двести сиклей по весу царскому.
2 Царств 18:9: «И встретился Авессалом с рабами Давидовыми; он был на муле. Когда мул вбежал с ним под ветви большого дуба, то [Авессалом] запутался волосами своими в ветвях дуба и повис между небом и землею, а мул, бывший под ним, убежал».

б) Иудеохристианство

В раннем иудеохристианстве обычай ношения длинных волос частично пересмотрели, апостол Павел говорит: «Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него» (1-е Коринфянам 11:14).

Православные священники в России вплоть до XVIII  стригли волосы на макушке головы, оставляя длинные пряди вокруг. Затем традиция изменилась, волосы начали отращивать, с XIX века внешний вид священника  - длинные волосы и борода.

2) Мужские прически в России

* Прически в Древней Руси по миниатюрам в Радзивиловской летописи
https://cont.ws/@kamas/210925
http://archcostume.narod.ru/radz.htm

На книжных  миниатюрах почти нет изображений мужчин имеющих короткую стрижку, обычно – длинные и бесформенные прически, волос разной длины, торчит отдельными прядями, клоками в разные стороны; часто встречаются локоны.
 
* Прически в России XIX века, фото

3) Существующая этимология

а) Викисловарь
Корень: -патл-; суффикс: -ат; окончание: -ый. Значение: прост. косматый, имеющий патлы. Этимология – нет.

б) Этимологический словарь Макса Фасмера
Патла, мн. патлы "космы, пряди волос", зап., южн. (Чехов), па;дла – то же, севск. (Преобр.), патлать "трепать, разлохмачивать", укр. патла, патлатий. Неясно. (Также и у А.Г. Преображенского – «Неясно».

в) Словарь В. Даля
Патла ж. южн. зап. кудер, косма, прядь волос. Патлатый (патластый), косматый, долгокосмый, всклоченый. Патлать кого, трепать, клочить, косматить; теребить, драть за патлы.

г) Словарь русского арго; Патлы, -ов (или реже пател), мн. Длинные, часто спутанные, неопрятные волосы. От диал. «патла» — прядь, кудер, «патлатый», «патластый» — косматый, всклокоченный, «патлать» — трепать, косматить, теребить волосы; Ср.: пакли.

4) Применение термина в русском языке

В этимологических и толковых словарях до XX века термин «патла/ы» не регистрируется, в литературе отмечен с 1839 года.
 
Национальный корпус русского языка

* Г. Ф. Квитка-Основьяненко. Пан Халявский (1839): «Я не железом, а грешными руками рву твои патлы».
* Н. С. Лесков. Воительница (1866): «Космы-то, - говорю, - патлы-то свои подбери, - потому я ей всю прическу расстроила».

* Саша Черный. Переутомление (1908)
Патлы дыбом взлохмачены,
Отупел, как овца, ;
Ах, все рифмы истрачены
До конца, до конца!..

5) Обобщение и вывод

* Космы (фикс. с 1400-1500 г.), лохмы ( с XIX века) – длинные, всклокоченные и спутанные волосы; локон – вьющаяся или завитая прядь волос.
См. локон; https://ru.wikipedia.org/wiki/

* Согласно применению термина в русском языке XIX века - ПАТЛА/Ы длинные, спутанные и вьющиеся пряди волос.
 
Вывод
Средствами русского языка связать графику, фонетику и содержания термина не удалось. Целесообразно рассмотреть термин в связи с библейской терминологией.

6) Терминология иврита

Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита, удалим гласные (иврит язык согласных букв) и выделим корень – ПАТЛЫ = П.Т.Л. У нас сразу же выявляется тождественный содержанию слова корень иврита П.Т.Л., с огласовками (гласными) ПАТАЛ вить, свивать.

* ПАТЛЫ, П.Т.Л.  = ивр. П.Т.Л., ПАТАЛ  вить, крутить, свивать, скручивать, делать изгибы, сплетать, сучить (свивать в одну нить несколько прядей).

Источники

* См. стронг иврита 6617, ПАТАЛ

* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878; http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_396.htm

Таким образом, русский термин ПАТЛЫ очевидно образован от глагола иврита П.Т.Л., ПАТАЛ вить, крутить, свивать. Описывает внешний вид мужчины имеющего бесформенную прическу: хаотически расположенные естественные локоны, длинные, переплетенные между собой, торчащие  пряди волос.

24.8.2017 г.


Рецензии