О прокате лодок
О ПРОКАТЕ ЛОДОК
Всё больше туристов направляется в предвыходные дни к вокзалам с байдарками за спиной. Насколько приятно путешествие байдарочников по воде, настолько тяжело оно на суше. Сгибаясь под тяжестью нескольких мест багажа, водные туристы часто не могут взять с собой палатку, ночуют одетые, без спальных мешков и матрасов. Некоторые приспосабливают к своему грузу колёса от самокатов, кладут байдарку на тачку. В часы пик с такими громоздкими «агрегатами» нелегко протиснуться в вагон, а тем более в автобус.
Между тем, байдарочные походы поддаются чёткой организации. Ведь все пригородные байдарочники из года в год ходят по одним и тем же рекам и останавливаются в одних и тех же местах. Например, у нас в Подмосковье первостепенные байдарочные реки – Москва и Истра. На Москве-реке главные байдарочные «порты» – Можайск, Тучково, Звенигород, Усово, а на Истре – железнодорожная платформа Истра и Павловская Слобода.
Почему бы не организовать в подобных местах специальные пункты проката байдарок? Турист получает собранную лодку в верховьях маршрута, а сдаёт её в низовьях. Обратно байдарки перевозятся средствами прокатной базы, которая их собирает и разбирает. Возможно, что для проката окажутся выгодными неразборные байдарки и лёгкие лодки иной конструкции. Их можно транспортировать вверх вдоль малых рек на грузовиках, а по судоходным путям – на палубах теплоходов и на буксире. Разумеется, расходы по перевозке должны войти в стоимость проката.
Поскольку места ночлега и привала у всех групп водных туристов примерно одинаковы, следует устроить в этих местах оборудованные лагеря. Совсем не много места нужно байдарочнику на суше. Но байдарочные «порты» незаменимы по своему географическому положению. Начальные и конечные пункты маршрута – вблизи железнодорожной станции; длина маршрута – как раз на один или два дня; в середине двухдневного пути – лес для ночлега; в середине дневного перехода – хороший пляж, луг, зелень деревьев и тень хотя бы от кустов. Все такие места надо взять на учёт и поберечь заранее, пока их не застроили и не отвели для иных целей.
Я пишу зимой о байдарочниках в надежде, что уже в будущем сезоне Московский, а может и другие советы по туризму учтут хотя бы часть наших предложений и просьб.
Опубликовано: //Турист, 1967, № 12, с. 23; 180 000 экз.
Послесловие
Эта статья, опубликованная почти 50 лет назад, в общем устарела, но может иметь некоторый исторический интерес для сравнения с тем, что мы имеем сейчас в пору автомобилизации и рыночной экономики. Последний абзац, в стиле сюсюканья взрослых журналистов с детьми-читателями, сочинила редакция журнала. Статья была опубликована зимой, в декабре, но написана задолго до того, возможно, летом или даже весной. Журнал – не ежедневная газета. От момента поступления статьи в редакцию до её публикации проходило, как правило, несколько месяцев. Надежда на «учёт наших предложений и просьб», как и следовало ожидать, не оправдалась. Насколько мне известно, ничего подобного за советское время для организации байдарочного туризма сделано не было. В какой мере современный коммерческий рафтинг и каякинг способен решить поставленные мною задачи – это может быть предметом отдельной статьи. Ведь речь идёт не только об удобстве туристов, но и о сохранении редкой и уязвимой ландшафтной инфраструктуры, для защиты и сбережения которой существующий в нашей стране социально-экономический уклад не содержит никаких механизмов.
Подготовлено для «Проза.ру» 25 августа 2017 года.
Свидетельство о публикации №217082502112