Кит - этимология
(КИ, извергать) Иону на сушу
Иона 2:11
Итак, мы с «ходу» имеем библейский ОБРАЗ рыбы-кит, остаётся только «развернуть» ветхозаветное сообщение в понятное для современного читателя содержание.
* Киты (греч. kitos — «морское чудовище») — морские млекопитающие отряда китообразных, самое большое животное на Земле, масса 90-120 тон, обитают в Мировом океане, но иногда заплывают в Средиземное и Балтийское море. Дышат воздухом при помощи лёгких, поднимаясь из глубины на поверхность океана, кит выдыхает воздух насыщенный водяным паром, который соприкасаясь с холодным наружным, образует столб пара (фонтан). Воздух выталкивается через дыхало с такой силой, что производит громкий трубный звук, который в спокойную погоду слышен с большого расстояния.
В старину под словом «кит» подразумевался библейский «левиафан».
1) Очевидный (видимый всеми) характеризующий признак кита
См. фото, фонтаны испускаемые китом; https://i.ytimg.com/vi/QflUzveu3CM/hqdefault.jpg
* ЭСБЕ, киты
https://ru.wikisource.org/wiki//
Никем не тревожимый, гренландский К. каждые 10—15 минут выходит на поверхность, остается здесь от одной до 3 минут, делая быстро одно за другим 4—6 вдохов. Выдуваемая им двойная струя водяного пара подымается до 4 м в высоту, образуя издалека видимый фонтан.
2) Существующая этимология
а) Викисловарь, греч. kitos
Этимология - происхождение неизвестно. Вероятно, пред-греческое слово.
б) Греческий термин «kitos» (кит) фиксируется у Гомера в «Одиссее», считают, что поэма была создана в VIII веке до н.э., записана в VI веке до н.э.
в) Мнения исследователей XIX века
* ЕЭБЕ, кит https://ru.wikisource.org/wiki//
Кит — этим словом (китос ) переводит Септ. в Быт., 1, 21 евр. Т.Н.Й.Н. (также Вульгата: «cetus»; в других местах — Исаия, 27, 1; Иов, 7, 12 — Септ. передает евр. слово через ..., Вульг. же cetus; Псал., 148, 7; Септ. ..., Вульгата тоже dracones). В Матф., 12, 40 К. называется рыба, проглотившая Иону; К. также "китос". Но, по мнению новейших ученых, невероятно, чтобы древние евреи имели сведения о К.; и под соответствующими словами в Библии следует понимать вообще «большие рыбы», а в рассказе о Ионе под «большой рыбой» подразумевается акула. В некоторых местах Талмуда левиафан (Л.В.Й.Т.Н), по-видимому, обозначает К., напр. Хулл., 67б, где высказывается мнение р. Иосе бен-Дурмаскит, что левиафан имеет плавники и чешую, и в Баба Батр., 73б, где дается обстоятельное описание его огромной величины.
* Кит // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора. — М., 1891—1892
https://ru.wikisource.org/wiki//
«Да и самое греческое слово Kytos, которым LXX толковников перевели Еврейское слово, в древности служило общим наименованием больших морских рыб и животных. Впрочем, для всемогущества Божия нет ничего невозможного. Пр. Иону по воле Божией чудесно мог поглотить действительно кит, равно как чудесно Иона мог пробыть в чреве кита три дня и три ночи, и потом чудесно быть выброшенным из его утробы живым и поврежденным во образ тридневного погребения и воскресения Христа Спасителя».
г) Применение термина в русском языке
Словарь русского языка XI-XVII вв., АН СССР, М., 1980, вып. 7
http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_7.pdf
* Китосъ. Кит. Ионино въ китосе пребытие. Изб. Свят., 1073 г.
* Китовый. Кит. Яко же Иона в чреве китове спасён бысть… Успенск. Сбор. XII-XIII в.
3) Средиземноморская цивилизация – общее культурное пространство
а) Греческая письменность; http://www.bibliotekar.ru/5-pismennost/17.htm
«Последний шаг на пути развития буквенно-звукового письма был сделан древними греками, которые стали обозначать буквами не только согласные, но и гласные звуки. … Это подтверждается, … в-третьих, бесспорным совпадением как по форме, так и по названию большинства греческих букв с финикийскими, а также тождественным расположением греческих и финикийских букв в алфавите (34); в-четвертых, упоминанием о финикийском происхождении греческого письма в древнегреческих источниках, в частности у Геродота. Отсюда считается почти установленным финикийское происхождение греческого архаического алфавита…».
б) Колонизация побережья Средиземноморья, торговые пути
Античные авторы отмечали преобладающую роль Финикии и Карфагена (семиты), в открытии и исследовании, а также заселении берегов Средиземного моря (арамейский, финикийский (пунический) и иврит – родственные языки). Одновременно с военно-торговыми операциями финикийцы распространяли свой религиозный культ БААЛА-ВААЛА (ивр. господин, владыка) по всей Европе, следы находят в Испании, Италии и в др. странах.
См. ЕЭБЕ, Финикия; https://ru.wikisource.org/wiki//
В XII-XI вв. финикийцы вышли в Атлантический океан, будучи на службе у египтян ходили в страну Пунт, в 600 гг. до н.э. обогнули Африку; у Соломона (Израиль) – предприняли экспедицию в страну Офир (по Библии). Параллельно с освоением финикийцами западно-южного побережья Средиземноморья, с VIII в. до н.э. начинается Великая греческая колонизация, преимущественно в северо-восточном направлении. Примерно в I веку н.э. Финикия исчезает с карты мира, на Средиземноморском побережье формируется новая система средиземноморской торговли в рамках Римской империи, значительное место в ней занимают еврейские религиозно-торговые диаспоры.
* Еврейский народ, в связи с военно-политическими и религиозными событиями в конце античности и в средние века создал разветвлённую сеть торговых общин в Европе, Азии, Африке (диаспора) на мировых торговых путях, по которым перемещались товары, люди и идеи, в т.ч. и научные и религиозные знания того времени. Иудеохристианская Церковь, возникшая в конце I века н.э. в Израиле, активно участвовала в финансово-торговых отношениях, монастыри и местные власти поддерживали еврейские купеческие организации.
* Итак, греческое слово «kitos» фиксируется у Гомера в «Одиссее», а позднее в переводе на греческий язык книг Ветхого Завета (Септуагинта), который был сделан 70 «толковниками» в III-II вв. в Александрии (евреи с 332 г. до н.э., 2 квартала еврейских из 5). Греческий Викисловарь не имеет этимологии термина: «происхождение не известно». Мы можем предположить, что слово «kitos» оформилось в результате военно-торговых и языковых контактов семитов и греков, как общий термин Средиземноморья.
4) Методика истолкования «туманного» термина
Возможна ли интерпретация общего культурного термина при помощи сакрального языка иудеохристианства – иврита и арамейского?
Любое слово имеет содержание (смысл) и обозначает определенный предмет или явление, однако установить связь между графикой и смыслом у миллионов слов затруднительно, т.к. мы не знаем этимологии слова: истории происхождения, языка, связи с другими языками. В основе поиска связи значения термина и его графики – выделение производящего корня слова, его основы, а затем сравнение найденного корня с подобными в других лексиконах.
Этимологи XIX-XX веков в своих изысканиях выводили этимологию из национальных языков, возникших в Европе в период VIII-XIV вв. или истолковывали слово из греческого или латинского языка. Совершенно не использовался религиозно-торговый язык иудеохристианства - сакральный иврит.
Единственная организация, которая организовала процесс обучения и воспитания народных масс на европейском континенте – иудеохристианская Церковь; имела: разветвленную организацию, финансовые средства, научный аппарат, обученных пропагандистов и организаторов (священников и монахов), власть светскую и духовную. А также современную (для своего времени) идеологию, отработанную на практике философско-религиозную доктрину, собрание идей (тесты) связанных между собой АЛГОРИТМОМ (последовательность действий в жизнедеятельности). Делай так, как сказал Бог (Высший Авторитет), тогда получишь безбедную и долгую жизнь, иначе – грешник, со всеми вытекающими последствиями.
Каждый предмет или явление имеет свои характерные (видимые) признаки (свойства), по которым производится выделение его в среде других явлений и предметов. Например: форма, размер, цвет, функция (для чего?) и т.д., что образует ОБРАЗ (картинку) предмета в нашем сознании и мышлении, слово-понятие = существенным признакам. Понятие может передаваться изображением или словами (письменное или устное описание предмета); передача описания или изображения в обществе происходит в результате воспитания и обучения людей.
Вывод
Один-два существенных признака заложены в корень (основу) термина-понятия, когда-то люди назвали предмет, но письменно не закрепили (не описали) факт называния, неизвестно, какие признаки-свойства были заложены в имя? Сегодня нам надо идти от обратного, зная толкование слова, выделить корень, а в корне выделить существенные признаки предмета.
Отчетливо видимый признак у кита – ФОНТАН водяного пара, который он испускает при выходе на поверхность воды. Целесообразно рассмотреть греческий термин kitos (кит) в связи с выделенным нами ОБРАЗОМ (фонтан, извержение водяного пара) и лексиконом библейского иврита.
5) Терминология иврита и библейский образ
Мы выделили основной характеризующий (видимый) признак КИТА – фонтан водяного пара, у крупных морских рыб этот характерный признак не встречается. Кит – выплевывает, ИЗВЕРГАЕТ фонтан, следовательно, в лексиконе иврита мы должны искать подобные понятия: извергать, плевать, блевать, вырывать.
а) Терминология
Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита, выделим корень – KITOS = KI+TOS.
У нас сразу же выявляется соответствующий содержанию слова термин иврита КИ, также КА рвота, блевотина, извергать; вырвать, сплюнуть.
* Греч. KITOS = KI+TOS = ивр. КИ, также КА рвота, блевать, извергать; вырвать, сплюнуть. КАИА выблёвывать, изрыгать. Форма: ТАКИ изгонять, свергать (наоборот КИТА).
Источник
См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878
http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_413.htm
http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_417.htm
См. стронг иврита 7006, КАИА и стронг 6892, КИ
б) Библейский образ
* Левит 18:25: «и осквернилась земля, и Я воззрел на беззаконие ее, и свергнула (ВАТАКИ, от КИ, извергать) с себя земля живущих на ней».
* Левит 18:28: «чтоб и вас не свергнула (ТАКИ, от КИ, извергать) с себя земля, когда вы станете осквернять ее, как она свергнула (КАА, от КИ, извергать) народы, бывшие прежде вас".
* Иеремия 25:27: «И скажи им: так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: пейте и опьянейте, и изрыгните (КЕИУ, КЕУ, извергать) и падите, и не вставайте при виде меча, который Я пошлю на вас».
* Притчи 23:8: «Кусок, который ты съел, изблюешь (ТЕКИЕНУ, от КИ извергать), и добрые слова твои ты потратишь напрасно».
*Иов 20:15: «Имение, которое он глотал, изблюет (ЙКИ): Бог исторгнет его из чрева его».
Таким образом, греческий термин KI+TOS связан ОБРАЗОМ и графикой с библейским термином КИ, вырвать, сплюнут, извергать.
27.8.2017 г.
Свидетельство о публикации №217082700610