Раб и господин

РАБ И ГОСПОДИН

В последнее время часто стало звучать слово «раб». Раб всего ждал от своего господина. И сегодняшний человек оказался в этом положении благодаря денежному рабству. И денежное рабство оказалось самой удивительной формой рабства. И никому даже в голову не приходит, откуда такая уникальность.
Человек уже в советское время вступил в вопиющее противоречие с обществом (с государством), а в наше время эти противоречия попросту обострились и непосредственно превращаются в фактор разложения человека. И если здесь объективно речь идет о денежном рабстве, в котором оказался каждый, то есть все люди, то это уже само по себе уникально. Все люди!!!Развития каждого человека, которое должно продвигать и развития всего общества, этот принцип здесь сработал блестяще: это развитие мы и получили в форме не только рабства каждого, но и в деградации человека, в которой он действительно превращается в раба. А общество, «процветающее» на основе иностранного капитала, именно как «иностранное» оказалось совершенно безразличным к людям.

Я не думаю, что мы утратили человеческий смысл своей жизни и теперь превращаемся в зверей. Откуда только что освободившемуся человеку знать, что он переживает, откуда ему знать, почему он в своем слепом стремлении и руководимый столь же слепым денежным отношением, сталкивается с окружающим его миром и бессознательно противостоит враждебному и отчужденному от него обществу. Тем более если идеология бизнеса полностью мистифицировала всю жизнь. Здесь вопрос стоит гораздо сложнее, так как деньги не только запутали все, но и вывернули наизнанку и сознание людей, которые и вышли из социализма и несут на себе непомерное бремя собственнического отношения. Так что мы и мир стали видеть с ее вывернутой, темной стороны. И не удивительно, если в этой жизни не видно просвета и мерещится только конец света, и  до сих пор люди не в состоянии думать о чем-либо другом.

В действительности сегодня людям мир открыт как никогда. И они уже достаточно развиты и цивилизованы для того, чтобы объединиться сознательно и создавать себе такое общество в замен разложившемуся, которое будет отвечать интересам развития каждого человека. Раб никогда не знал, что он раб. И крепостной не знал, что он крепостной. И рабочий, который осознал себе рабочим - рабом капиталиста, уже не хотел остаться таковым. А кто же современный человек, только называющий себя рабом, а на самом деле не знающий себя? Раб? Предприниматель, бизнесмен, коммерсант, нищий и бродяга, бомж и алкоголики, наркоманы и проститутки, «самозанятые» и т. д. - не рабы, а свободные люди, просто осознающие себя с точки зрения тех понятий, которые сложились давно. Это настоящее внутреннее, духовное рабство, это просто невежество.

Современный человек живет в прошлом и мыслит еще понятиями прошлого, не понимая, что он человек будущего. Как трудно было осознать рабу свое положение, как трудно было осознать свое положение крепостному и рабочему, чтобы сбросить свое социальное ярмо. Так же трудным оказалось осознать современному человеку свою свободу, которую ему впервые дали деньги - деньги, снова поработившие его как ограниченного и невежественного существа, порабощенного теперь своими стремлениями к своему собственному благу.

Современный человек – просто раб своих потребностей, своих стремлений. Он просто порабощен вещами, деньгами и прочими предметами внешнего мира. Он порабощен не государством, не какими-то классовыми отношениями, он задавлен не эксплуатацией и грубым угнетением, как в средних веках, а просто системой денежных отношений. И поскольку они к нему приходят не сами по себя, то они и вопят, что у нас несправедливое распределение, будто вообще можно когда-либо сделать справедливое распределение и будто действительно смысл жизни человека сведен к потреблению.

Мир расстраивается именно с точки зрения потребления и распределения вещного богатства, чтобы их уничтожить и на их место создать новые отношения. Преодолев все формы социального рабства, человек оказался порабощенным, наконец, только своими внутренними стремлениями. И теперь он просто хочет наслаждаться, получать удовольствия и ловить во всем «кайф». Отсюда и его духовное рабство, невежество, тупость, слепота. Отсюда и тот факт, что современному человеку не нужно ничего, кроме сознания и самосознания.
Неожиданным здесь было то, что противостояние между человеком и обществом, в конце концов, превращается в противоречие развития человека, в результате чего парализуется личность, запутываясь в собственных противоречиях. Ведь не каждый же человек быстро приспособился к сложившимся неожиданным отношениям. Одни действительно обогащались, правильно используя «свою долю» и деньги и используя своих собратьев в качестве дешевой рабочей силы. Здесь уже нет социалистического общественного производства с его дисциплиной труда и трудовым кодексом, регламентировавшим взаимоотношения между работником и работодателем. Здесь все подчинено, напротив, произволу индивидов. А иностранные компании, искавшие в первую очередь так же дешевые рабочие силы и прибыль, так же не могли относиться иначе к гражданам бывшего Советского Союза. Сегодня уже стало нормой, когда, например, каждый преследуется своими кредиторами, каждый теряет свои движимые и недвижимые имущества, заложив их в банк или задолжав процентщикам. И речь, по сути, здесь идет не о том, что имеется масштабная безработица, а о том, что общественный труд индивидуализировался, и люди стали работать не на общество, а друг на друга, где только сильные могли нанимать слабых и поступать с ними, как им заблагорассудится. Может быть, кто-нибудь докажет, что у нас все обстоит иначе? И что мы, в конце концов, придем к культурной и цивилизованной жизни, преодолев хаос на денежной основе?

Между тем этот чисто индивидуальный труд уже не может быть нормальным трудом. Он сам по себе, по самой своей сути сковывает каждого человека и парализует его деятельность. А ведь социализм, как мы уже знаем, каждого долго и упорно учил не мгновенному обогащению, а только благополучной жизни за счет трудового участия каждого, благодаря чему он располагал и свободным временем, и отдыхом, и здоровьем. И ему было гарантировано старость. И отсюда человек вступает в противоречие не только просто со своим обществом, а главным образом со своей неспособностью и со своими навыками и привычками, сложившимися в советском обществе, внутренне требующими от него одно, в то время как мир, в котором он оказался неожиданно, требует от него другое. Словом, человек вступил в вопиющее противоречие со своим одиночеством, эгоизмом, к которому он перешел, выходя из социалистической коллективности.
Отсюда и неразрешимые противоречия, в котором жажда денег все разрушает, вместо того чтобы созидать, как на Западе. С одной стороны, человеку хочется жить хорошо, а с другой - оказавшись во власти денег, ему надо делать деньги. И он в полной власти денег. А это отчуждает его от людей, окружающих его, и заставляет его наживаться, или, приводя в столкновение с другими, отвергает его от общества. А хорошую и благополучную жизнь «честным и добросовестным трудом» уже невозможно достичь в условиях беспрерывно развивающейся инфляции, которую «способности» людей уже никогда не обгонят. И этот хаос граждане бывшего Советского союза называют жизнью, которую можно упорядочить в рамках денежных отношений, в то время как «делать деньги» сложилось как принцип разрушения и как таковое оно, в сущности, должно быть преодолено?
Именно поэтому оно не является постоянной категорией, способной развиваться из поколения в поколение и сохраняться долго, приняв форму традиций и обычаев.

Принцип «делать деньги» - общественный фактор, действующий только в период распада, и он будет преодолен не сам по себе, а только через осознание и сознательное переустройство совместными усилиями людей. На Западе этот фактор вступил в силу так же с момента распада социализма и развивался как внутренний фактор, разлагавший содержательную структуру капитализма. И теперь он выливается во внешнюю силу и расстраивает западную систему, то есть получило свое выражение в распаде экономических отношений.


Рецензии