Как-то раз я поспорил с Александром

ДИСКУССИИ ПО ПОВОДУ ИДЕИ АЛЕКСАНДРА

 "Если бы не было социального прогресса, человечество бы сохранило рабовладение при развитии науки и техники, но появляются такие, как Спартак, Пугачёв, Улоф Пальме и прочие подвижники.
Подвижник – это призвание! Загляните в словарь Ожегова: «Подвижник – человек, героически принявший на себя тяжелый труд или лишения ради достижения высокой цели».
Кто-то мудрый сказал, что подвижники – это топливо эволюционного процесса человечества. Их не так много на земле, но каждый способен на такие дела, которые не под силу сотне, а то и тысяче представителей «пассивного большинства, живущего по принципу стадности».
Нравственность, личная инициатива и чувство ответственности – вот что движет этим «активным меньшинством». Такие люди проявляют себя в самых разных сферах, от искусства до политики, и именно благодаря их усилиям эволюция человеческого общества до сих пор носит поступательный характер, благодаря неравнодушию и масштабу их мышления. И если они находят ШИРОКУЮ поддержку в обществе, общество ОБЯЗАТЕЛЬНО МЕНЯЕТСЯ!!!" Аникеев Александр. http://www.proza.ru/2014/05/26/1716

В более внимательном и критическом рассмотрении окружающей нас  жизни мы видим ясно, что всюду   спонтанно возникают группы  людей, секты, компании, кооперативы, объединения, союзы, в которых, в общем, люди самостоятельно пытаются создать какое-то общество, сообщество и привлекают к себе людей. И что интересно, все они, так или иначе, воспитывают своих членов, обучают и стремятся других обратить в свою веру и, так или иначе, настроены на целенаправленное воздействие на своих членов. И все они хотят мир видеть под одним углом зрения. Здесь нет никакого официального общества и архаических порядков, созданных когда-то предыдущими поколениями. Все они создаются этими людьми.  Они отсеивают прошлое. Они создают свои порядки и правила, и люди их добровольно принимают или не принимают, развивают и совершенствуют свои достижения. Создают свою модель развития, мораль и даже свою социально-психологическую атмосферу. Здесь бесконечное  множество миров. Здесь складывается, следовательно, не общество в марксистском понимании, а общество людей, их добровольные союзы, где они объединяются по интересам и духам.  И их так или иначе создают сами люди, лично заинтересованные в них. И вокруг какого-то инициативного лидера или инициативной группы собираются другие.

 Так создаются различные сообщества сегодня. И нас не интересуют, что они неустойчивы. Они упорно создаются. Вы говорите о пророке, за которым пойдет масса, и происходит скачок в новое развитие. А разве мы имеем дело не с новым развитием, где как раз нет никакого пророка, но зато лидеров, объявляющих себя пророками и призывающие именно к новой жизни, предостаточно?
 
Но все они просто стихийные, бессознательные ростки, которые возникают и распадаются, распадаются и вновь возникают. От мала до велика, люди, отталкиваясь от старых, отживших себе форм связей и отношений, сегодня стремятся  к новым контактам  и пытаются самоорганизоваться и саморазвиваться  по собственной инициативе. Люди тем самым перестраиваются и хотят выжить. Но здесь нет ничего такого, что бы говорило, что они пытаются что-то делать вместе и заботятся друг о друге. И этим людям никто еще ясного человеческого сознания не давал. И многие сегодня робко и бессознательно стремятся ко мне, хотят выразить свои чувства и мысли.  А может быть, ждут инициативы, призыва. Уже не сотни тысяч, а миллионы людей знают мои идеи  в мире и в Казахстане. Только Аширбек издал 2 тыс. экземпляров  моих  книг и продал  их, А Валентина Петровна – более 10 тыс. книг. И все они проданы. Это не считая предыдущие и множество газетно-журнальных публикаций. А об интернете здесь и речи нет.

Но кто я по своему статусу, реальному положению, кто вы? Отдельный человек. Самое большое  я – ученый, философ, аналитик и исследователь, публицист и т. д., а вы талантливый моряк. Все это — старые понятия, дорогой Александр, давно изжившие себя. И не ученые сегодня владеют мыслями людей и направляют их стремления. Все они ушли в прошлое. Какая та самооргазовавшаяся секта, компания сегодня имеет больше влияния на людей и может ими управлять и высасывать их кровь, как пиявки. И все они имеют свою концепцию, свою четкую  программу, свою литературу.

Но я —  один из миллионов, как и вы, живущий, как и все, ради самого себя. И все вокруг и члены моей семьи смотрят на меня именно так, а не иначе. И я просто, как и все, по их мнению, стремлюсь к своему личному успеху. Не более.

На людей, как видим, может влиять только общество, сообщество, компания, государство, располагающие средствами и способами воздействия  на массу, конкурирующие друг с другом, даже воюющие. Это объективное положение вещей на сегодня.

Что такое общество, которое способно влиять на людей и которое формирует их по своему образу и подобию?  Семья – это общество в миниатюре, она тысячелетиями сохраняла и передавала традиций и обычаи, каноны и нормы поведения людей, навыки и способности и т. д. Семья определяла взаимоотношения между поколениями, мужчинами и женщинами, точно так же как и общество всех расставляло по своим местам, чтобы никто не претендовал на место другого. Семья есть не только социальный институт, но и институт воспитания. Здесь складывались жизненно важные отношения между людьми и передавались из поколения в поколение важнейшие принципы жизнедеятельности индивидов. Отец здесь играл важнейшую роль и был главой семьи, и он воплощал закон, у матери была своя функция, дети в семье имели свое четко определенное место. И никто их никогда не смел нарушать. Невестка была невесткой, сноха снохой, а сваты сватами. И свое строго определенное место здесь занимали девочки и мальчики. Здесь многое определялось родственными связями, тогда как в обществе все определялось отношениями господства и подчинения — классовыми отношениями. 

Эти отношения сегодня разложились, и их место на время заняли деньги. И если сегодня ваш сын будет иметь денег больше,  чем вы, вы будете подчинятся ему. А если жена зарабатывает больше вас, то она плевала на статус «хозяина». И деньги овладели умом и малого и старшего, и мужчин и женщин. И все люди зашли в тупик, разрушив таким бессознательным путем прежние отношения. И я стал никем.  Стало быть, как общество в миниатюре сегодня — ничто.

И заметьте, философы в этом мире стали никем, и они уже не нужны этому умирающему обществу. И мать стала не той. И дети не те. Все они смотрят не на меня и не на вас, а на окружающий их разрушающийся социальный мир и, отчуждаясь именно от него, совершенно бессознательно создают свою среду и живут своим  узким миром, находятся под влиянием среды и идут туда, куда все. Все покупают машины, хотят жить по стандартам Европы, пьют и курят, и они делают то же самое, все умирают, и они умирают. Пророками стали ротшильды, рокфеллеры и  морганы, по своему усмотрению делящие мир между собой, положив крест на людей.
 
Кто вы в этой системе и как вы можете влиять на людей и научить их чему-нибудь  в чисто индивидуальных связях с ними, где вы для всех – обычный философствующий моряк, а я философ, чтобы они критически отнеслись к себе под вашим влиянием? Ведь, по сути, люди меняются, вглядываясь не друг в друга, как в зеркало, и увидев друг в друге свое подобие. И они будут следовать за тем, у кого есть деньги и кто может организовывать их, чтобы они могли выживать.

В  этом особенность эпохи распада капитализма, на фоне которой социализм – это уже миф. А все это скрыто в обществе, в культуре, в социальных связях, куда люди и смотрят и где они чего-то и ищут. Разве здесь мало пророков, мудрствующих демагогов и "непризнанных гениев"? А в мире  -  разрушения и обман. Кто вы в этой системе для своих родителей, для своего района, для своих сверстников и знакомых? Для кого-то обычный друг, приятель, сотрудник, для кого-то недовольная, протестующая натура. А сколько таких натур в одной только России? 

Технический прогресс освобождал и освобождает до сих пор общество. И никто не может сомневаться, что он и дальше будет облегчать жизнь людям и тем неизбежно поднимет их и на еще более высокую вершину жизни, к которой они стремились всегда. И мы не вправе принимать всерьез просто творческий поиск человека и заблуждения, ошибки и его размышления, еще не достигшие полной зрелости для того, чтобы постичь действительное движение мира и тем отличить друг от друга различные его проявления. Тем более принять на веру суждения становящегося мышления и, руководствуясь ими, строить мрачную картину мира на будущее. Мы просто еще достаточно не понимаем свою реальную жизнь, которая складывается уже на новых основах и на них развивается бессознательно. И когда говорят о распаде, то имеют в виду именно распад экономики и государственных отношений. А вот что происходит с взаимоотношениями между людьми, построенными на деньгах, об этом мало кто задумывается. А многие даже не желают думать. Ведь сам факт, почему вдруг свернулась экономика, требует более глубокого объяснения, а призыв, подобный вашему, вряд ли объединит даже этих недовольных и бунтующих натур.
        Должна быть раскрыта тайна, скрытая в деньгах, а потом и в сознании людей, чтобы люди могли жить сознательно, руководствуясь социальными, человеческими целями. И это говорит о том, что деньги, двигавшие человечеством на протяжении тысячелетий и полностью соответствовавшие капиталистическому развитию, уже исчерпали себя и превратились в величайший тормоз на пути прогресса, разъединив и противопоставив людей  друг другу в процессе распада общества и попав в руки отдельных  людей и их кланов.

Наше общество сегодня сохраняется только благодаря усилиям государства и держится на судебных разборках, принявших небывалые масштабы. Разрозненные люди, работающие только друг на друга или на самого себя, уже не образуют ни общества, ни производительные общественные силы и просто выживают. А технический прогресс создан капитализмом, объединившим миллионы людей и их силу организовавшим в производительную общественную силу. Запад именно поэтому создал высокую производительность труда и на этой основе и высокое технологическое производство, уже теперь меньше всего нуждающееся «в рабочих силах». А «лишним людям» не остается ничего, как только деградировать. Отсюда и тот факт, что и противоречия из экономического переместились в человеческие. Несколько слов о социализме в истории, о котором вы отозвались так нелицеприятно.

О социализме, исходя из принципов марксизма, имели представление как о справедливом устройстве общества. В действительности все обстояло наоборот, и это общество не могло быть таковым. Основная его миссия состояла в том, чтобы деформировать и расстроить механизмы развития капитализма – его способ производства, производственные отношения и т. д. А как оно происходило в действительности, показала практика, которую мы имеем перед собой в виде исторического материала. Могла ли оно совершаться на человечной или гуманистической основе, если речь непосредственно шла об обуздании капитализма и подавлении буржуазных тенденций, носителями которых были те же самые люди, которые в результате революции вышли из лона капитализма? Ясно, оно могло происходить только на капиталистической основе и с тем же человеческим материалом, и отношения между людьми и в обществе должны были быть такими, какими они вышли из капитализма. Раз капиталистические реалии должны были в этом движении подавляться и «уничтожаться», то общество не могло совершенствоваться и процветать в направлении осуществления принципов коммунизма. В то время, когда речь непосредственно шла о разрушении капитализма и его способа производства, не мог возникнуть вопрос о коммунизме, даже в развитом социализме. Он был лишь теорией, и оставалась таковой до своего полного исчезновения.

Но сказанное не означает, что социализм и впрямь был «бесчеловечным». Напротив, в смысле «человечности» в обычном этическом понимании социализм был единственным общественным строем, заботившимся о людях, об их благосостоянии, здоровье, образовании и отдыхе. Ведь именно этого отношения общества к людям приводили в качестве основного довода для доказательства гуманности социализма, в то время как речь шла об отношениях между личностью и обществом, которые лежали в основе развития общества. В сознательном аспекте смысл самого соревнования между двумя системами нередко сводилось именно к тому, чтобы превзойти друг друга по уровню производства и потребления, в создании наилучших условий жизни для каждого человека. А вот что происходило за этими общественными процессами и что происходило с этими людьми, кем они становились, и куда шло общество в своем поступательном развитии и т. д., — об этом-то именно и не имели понятия. Просто в советском обществе руководствовались принципом «изобилия и свободного потребления», а в капиталистическом – «обогащения каждого». В итоге так и не поняли, куда делось это богатство и куда оно девается сегодня во всем мире.

Может быть вы правы, Александр, законы истории еще никто не отменял. Люди созреют и непременно пойдут именно за такими подвижниками, обращенными к ним. По- моему, такое время уже пришло!


Рецензии