Сдвинутая Москва
Борис Родоман
СДВИНУТАЯ МОСКВА
Скачано с Интернета,
дата интервью не найдена
(позже поищу в дневнике).
Два с лишним месяца прошло после подписания документов о расширении столицы за счет земель Подмосковья. Территория Москвы увеличилась в два с половиной раза. Новая конфигурация мегаполиса вызывает много вопросов, которые мы решили адресовать доктору географических наук Борису Родоману – специалисту по вопросам размещения, конфигурации и взаимодействия городских территорий с природной средой, автора концепции поляризованного ландшафта.
– Борис Борисович, как вы оцениваете случившееся расширение столицы?
– Административные единицы существуют для удобства управления страной. У нас же они превращаются в удельные владения. Есть монстр – московская строительная индустрия. Ей мало олимпийских сочинских объектов, она продолжает расти. И никакими рыночными рычагами её не укротить. Им нужна для роста относительно свободная территория, и они ее получили. Конечно, там есть ещё «Газпром» – сектор известный. Значит, можно что-то сотворить вокруг «Газпрома»: такое их представление о пространстве – попал лакомый кусок, есть где развернуться. Они идут на сливки, на незагаженное…
– А куда надо было направить?..
– Города должны возникать на худших землях, но не на лучших. Зачем уничтожать леса, застраивать поля? Надо выбирать неудоби, ведь всё равно будет создана искусственная среда. Будут построены дома из стекла и бетона, положен асфальт. Так зачем для этого уничтожать лучшие уголки природы? Теоретически самый лучший вариант – создавать искусственные города в ближнем космосе на орбите и оставить планету, как она есть…
– Фантастика. Но есть реалии… Как по-вашему, то есть по науке, должна развиваться Москва?
– Более естественна звездообразная форма и линеарное развитие вдоль железнодорожных магистралей. Логично было бы присоединить к Москве Химки, Подольск, Реутов, Люберцы, оставляя вместе с тем нетронутые уголки природы. Впрочем, идея сдвига, которую реализовали власти, в принципе возможна. Но этот сдвиг должен был идти на юго-восток, в Бронницы. Там места похуже. Но теперь Москва полезет на водораздельные территории, где истоки рек, где леса. Будет чрезмерная некомпактность, лоскутность, характерная для средневековья. Наступает новое средневековье, территория разбивается на лоскуты владений. И в этой картине много противоестественного. Противоестественно присоединять к Москве Троицк, а Подольск – нет. Главное, земель жалко…
– А не жалко москвичей, задыхающихся в пробках?
– Последняя статья, которую я написал, – «Автомобильный тупик» – есть в Интернете. Автомобильный образ жизни, автодороги расползаются, как нефтяное пятно. Люди живут так: от двери дома до двери учреждения – в автомобиле. Ради него они готовы разрушить Кремль, чтобы построить подземную парковку и сверху возвести новодел. Как храм Христа Спасителя построили ради подземного гаража…
Я считаю, что более естественным было бы развитие железнодорожного транспорта. Он мало затрагивает природную среду. Большая нагрузка на вокзальные комплексы, а между ними – железная дорога, вдоль которой лесные массивы. Такая конфигурация более экологична.
– Борис Борисович, изменится ли ситуация в Волоколамске в связи с расширением Москвы?
– Это расширение надолго отвлечет строительную индустрию от вас. Вам повезло, что вас не затронуло. У вас остаются не загаженная природная среда, благоприятные экологические условия. Но есть свои особенности. Вы находитесь в зоне большого цивилизационного перепада. Дальше, за Шаховской, совсем другая ситуация. Железнодорожный транспорт ходит редко. Население не густо… Особенность расположения Волоколамска определяет возможности развития…
– Хорошо, что такие возможности есть. Спасибо, Борис Борисович, за интересный разговор. Ситуация стала понятнее.
Подготовлено для "Проза.ру" 30 августа 2017 г.
Свидетельство о публикации №217083001838