ХР Смысл, значение, понятие, слово

ХР. 2.7.83.6. Смысл, значение, понятие, слово.

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»).

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью.

Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НАШЕЙ ЭРЫ.

Часть 7. Эпоха мифических цивилизаций.

Глава 83.1. Первобытное словообразование. Смысл, значение, понятие, слово.

Иллюстрация из открытой сети Интернет.

База данных: Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.


Кайнозойская эра. Антропогеновый период. Плейстоцен. Поздний каменный век. Поздний палеолит.
46 000 до н.э.

Земля. Евразия. Межледниковье. Похолодание климата. Уровень мирового океана. 46 000 до н.э.

Стадия древнего Верхнего Плейстоцена (134 000-39 000 до н.э.). Продолжение Средневалдайского (Карукюласского) межледниковья длительностью 10 000 лет (50 000-40 000 до н.э.). Продолжение стадии похолодания «гляциал Вюрм II С (Перигор VIII)» (46 500-39 000 до н.э.). Уровень мирового океана ниже современного уровня на 65 метров.

Повсеместно. Современное человечество. Homo sapiens neanderthalensis – раса человечества классических разумных неандертальцев. Homo sapiens sapiens – раса человечества классических кроманьонцев. Классический первобытнообщинный строй. Социально-экономическая формация. Современная цивилизация. Закономерности онтогенеза психики человека. Абстрактное мышление и язык. Смысл, значение, понятие, слово. 46 000 до н.э.

Прежде чем приступить к исследованию смысла и значения понятий из 207-и словного Списка Сводеша необходимо определиться (условиться) со смыслом четырёх слов-понятий – смысл, значение, понятие и слово. При этом из огромного количества научных работ мы используем только последние общепризнанные определения, разъяснения, открытия и результаты научных исследований.

Итак, энциклопедическое определение слова-понятия «смысл» - это внутреннее содержание, значение чего-либо или то, что может быть понято в результате осмысления. Иными словами смысл – это результат мысленного содержания чего либо (структура-образ, описание, картина, определение, толкование).

Понять значение что-либо означает осмыслить его смысл, поэтому значение – это всегда близкое к истине фактическое, реальное и действительное состояние чего-либо, то есть либо истина (абсолютная правда), правда (относительная правда) или неправда (ошибочное значение, ошибка, заблуждение, ложь).

Вот почему смысл чего-либо всегда является субъективным выражением или представлением истинного значения чего-либо, а одно истинное значение чего-либо выражается и отличается разными способами осмысления, смыслами. Например, истинное значение «ходьба» может быть выражено несколькими смысловыми выражениями: «перемещение пешком», «перемещение шагом», «перемещение со скоростью не более 4 км в час».

Смысл чего-либо всегда определяет и разъясняет (анализирует) предметное, вещественное или феноменальное значение чего-либо. Значение чего-либо всегда конкретизирует и соединяет (синтезирует) разные смыслы в единое предметное, вещественное или феноменальное целое (истинное).

Слово-понятие «смысл» в человеческой практической жизнедеятельности используется в разных значениях: «здравый смысл», «смысл истории», «смысл жизни», «смысл действия или поступка», «смысл выражения или высказывания» и т.д. Однако в этих примерах: здравость (разумность), история, жизнь, действия, поступки, выражение и высказывание - это предметные значения, а смысл – это структура-образ и содержание этих значений. Кстати, если значения имеют одинаковый смысл, то они называются синонимами…

Смысловое значение, то есть значение наполненное смыслом, является понятием. Понятие «смысл» тоже является значением, содержание которого может быть выражено, представлено и определено смыслами других значений-синонимов понятию «смысл», например: выгода, денотат, дух, замысел, звучание, знаменование, значение, значимость, идея, ион, йон, коннотация, концепт, логос, нус, панталык, подтекст, польза, понт, предназначение, разумение, резон, семантика, семема, смак, содержание, сущность, толк, ум, цель, ценность.

Антонимы понятию «смысл»: бессмысленность, бессмыслие, бессмыслица, глупость.

Каким есть и может быть смысл? Что можно делать со смыслом?

Смысл может быть явным и скрытым, сознательным и неосознанным, видимым или невидимым, цельным и частичным, однозначным и многозначным, логичным (объективным) и нелогичным (субъективным), интуитивным и постигаемым разумом, прямым и переносным, проникающим в суть и обобщающим в целое, яным и неясным, правомерным и извращённым, идеальным и прагматичным, сущностным и поверхностным, конечным (ценностью) и ложным (обманом), доминирующим и вероятным, истинным и относительным.

Уметь понимать и использовать смысл, значит:
уметь осмысливать какие-либо феномены, события, факты, действия и поступки;
видеть и осмысливать логическое содержание слова, речи, выражения и язык общения;
постигать разумом значения;
находить разумное основание путей и способов достижения цели;
использовать преимущества, выгоду, пользу, толк, прок;
здраво рассуждать и разумно действовать;
жить осмысленно и придавать жизни смысл.

Если смысл – это содержание значения, то значение – это форма смысла, то есть структура-образ, выражение или представление того, что смысл обозначает, определяет, разъясняет, значит. Определить значение слова – это значит понять и найти его смысл, то есть содержание, суть, описание, толкование и придать слову форму понятия, например, имя, название, наименование, термин, определение, норму, формулу или правило.

Значение как форма, структура-образ, выражение и представление смысла чего-либо имеет свою собственную значительность, роль, функцию, миссию, важность. Вот почему, например, должность начальника по форме и виду всегда важная, значительная, ролевая, даже если она, по сути и смыслу, самая маленькая и ничтожная…

Значение – это всегда главное сущностное и значимое определение феномена, объекта или субъекта, выражающее, объясняющее и отражающее его ценность, главенство, особенности. Примечательно, что звуковые возгласы, например, возгласы, крики, клики, зовы, команды, сигналы и т.д. всегда выражают и отражают их лексическое значение. Все остальные слова речи и языка речевого (вербального) общения выражают их смысловое или грамматическое значение словоизменительными морфемами, словопроизводством новых или уточнённых смысловых понятий-определений.

Вот почему синонимами слову-понятию «значения» являются – важность, значительность, значимость, назначение или тот, кто что-то значит, имеет смысл, содержание, роль.

Смысл значения в том, что какой-либо феномен, событие, факт, объект, субъект, предмет, вещь, слово или понятие имеет значение, важность, значимость, значительность, обозначение, влияние, роль, норму, ценность, образцово-показательную или эталонную структуру-образ.

Как уже было сказано автором: «Смысловое значение, то есть значение наполненное смыслом, является понятием». Иными словами (используя содержание предыдущих определений): Понятие – это главное сущностное и значимое определение феномена, объекта или субъекта, выражающее, объясняющее и отражающее его ценность, главенство, особенности, наполненное субъективным выражением или представлением разными способами осмысления смысла истинного значения, данного феномена, объекта или субъекта.   

Многочисленные разные научные и энциклопедические определения слова «понятие» сводятся к одному определению: понятие – это совокупность структур-образов, наименований, существенных свойств, связей и отношений феноменов, событий, фактов, предметов и вещей, выраженная в результате мышления в форме обобщённого наполненного смыслом значения.

Материальной формой выражения и представления понятия в человеческом речевом (вербальном) общении и языке является слово (фраза, выражение, предложение, выступление, речь, устное произведение).

Инстинктивно и интуитивные знаково-сигнальные и командные слова-понятия (возгласы, окрики, зовы, имена, тревожные сигналы, некоторые команды) воспринимаются всеми без исключения людьми любых рас, мест проживания и возрастов практически одинаково без перевода, толкования и пояснения.

Естественные природные слова-понятия, имитирующие звуки, условия и параметры состояния окружающей среды и мира (звуковая имитация-показ дующего ветра, шума водопада, холода, огня, бегущего стада и рёва животных) также воспринимаются всеми без перевода и разъяснения практически сразу, после непродолжительного осмысления.

Бытовые, личностные (санитарно-гигиенические), поведенческие и хозяйственные слова-понятия (например, «это туалет», «здесь умываться», «твоё место за столом», «делай это») конкретно воспринимаются после некоторого процесса несложного обучения, анализа и привыкания.

Остальные все конкретные слова-понятия человеческой жизнедеятельности (трудовые, профессиональные, специальные, специфические, уникальные) требуют труда осмысления, обучения, преподавания, дрессуры, тренинга, разъяснения, объяснения, толкования, перевода.

Таким образом, слово является формой выражения и представления понятия, как значения какого-либо феномена, события, факта, предмета или вещи, наполненного смыслом (смыслами). Иногда достаточно только одного единственного ключевого слова, чтобы им выразить и представить всю совокупность бесконечного количества и объёма содержания и вариантов значений и смыслов, например, слово-понятие – вселенная.

Каждый человек воспринимает окружающую среду и обитаемый мир из центра своего «я», от себя, поэтому «сколько людей, столько и мнений», суждений, оценок, субъективных смыслов, значений и понятий. Личные субъективные мнения, суждения, оценки, варианты смыслов, значений и понятий могут совпадать с общепринятыми, доминирующими или господствующими понятиями, но всё равно, в чём-то отличаться. В речи и в словах эти отличия выражаются интонациями звукопроизношения, нюансами речи и поведения, а также словоизменениями и словопроизводством.

Ноосферный мир смыслов, значений, понятий и слов – это живой человеческий мир, подвластный всем законам жизнедеятельности человеческого организма и общества, он не только сохраняется в генетической, врождённой, наследственной и благоприобретённой памяти, но и меняется, развивается, мутирует, возникает и «умирает» вместе с создателями и носителями этих смыслов, значений, понятий и слов. Вот почему существуют «живые» и «мёртвые» языки, были праязыки и будут новые языки (слова).

Слова и выражения, фразы и предложения в разных языках могут быть разными, непохожими друг на друга по звучанию и написанию. При этом неизменными остаются смысл, значение и понятия, например, таких феноменов как: вселенная, космос, звёзды, солнце, луна, небо, свет, тьма, воздух, вода, твердь, огонь, тепло, холод, сытость, голод, труд, работа, отдых, обязанность, право, игра, воспитание, обучение, мир, война, любовь, семья, дети, род, племя, народ, родина, предки, память, жизнь и смерть.

По закону подобия («Всё подобно всему»), как рождающиеся младенцы несут в себе гены и хромосомы, генетический код своих родителей, предков и всего человечества, так и ноосферный мир смыслов, значений и понятий сохраняет в себе, в инстинктивной памяти, в интуитивном живом речевом общении и языках изначальные, корневые, а также изменённые, мутировавшие звуки и слова, выражающие и представляющие изначальные пра- пра- пра- смыслы, значения и понятия.

Истинность этого утверждения автора доказательно подтверждается наличием, например, 100-словного или 207-словного Списка Сводеша, понятия которого существуют практически во всех ныне живущих более 5000 языков народов Ойкумены (обитаемого мира).

В следующих главах автор попытается реконструировать изначальный первобытный смысл, значение, понятие и вероятную звуковую форму каждого из слов-понятий Списка Сводеша.


Рецензии