Моя подруга, диссидентка Татьяна

Мы с Татьяной Михайловной Великановой были друзьями  и   в тоже время непримиримыми идейными врагами.   Такие отношения складываются часто.  Умным людям они особенно не мешают. Просто с друзьями и знакомыми  не надо выяснять отношения  по принципиальным вопросам.  С   Татьяной такие номера не проходили. Она осознано заводила разговоры на нужные ей темы. Если выразиться грубо, она меня постоянно пыталась «завербовать». Наверное,  во времена нашего знакомства она находилась в активной фазе своей диссидентской работы.
       Наша семья  нравилась московским  интеллигентам. Но еще больше вызывала  любопытство.  Мы с женой по сравнению с ними были  другими,  натуральными,  открытыми, немного простоватыми  провинциалами. Она  румяная офицерская дочка, он, умный от природы этнический кореец,   закончил школу где-то на краю земли , за полярным кругом, рядом с колючей проволокой Гулага.  Познакомились и родили первую дочку в общежитии на Ленинских горах.  Вышли во взрослую жизнь с  одним чемоданом и маленькой дочкой на руках.
       Когда мы познакомились с Татьяной,  я уже  сумел получить квартиру в доме молодых ученых,  которую  целый год строил по ночам после работы вместе с такими же бедолагами ,   как я.  После войны,  перед  наукой  были поставлены грандиозные задачи, и она засасывала в свои ряды   способных молодых людей со всего Союза.   Для нас это был рост,  успеха, положительная динамика жизни. Так жило большинство населения. Страна развивалась. Но повседневная жизнь   была трудной.    У Татьяны,   так же как и у нас,   было двое маленьких детей, в скором времени у нее родилась еще дочка. А через пару лет и у нас.  Мы сидели с Татьяной в Вычислительном центре, в одной комнате за соседними столами.  Частенько начальник заставал нас спящими за столом. Мы уставали от непомерной работы и от бытовой нагрузки. 
      В один прекрасный день  Татьяна явилась на работу с горящими глазами. И с тех пор ее глаза оставались такими до  конца жизни. Через много лет она  рассказала мне,  что в этот день она познакомилась с Сергеем Адамовичем Ковалевым, и жизнь  ее изменилась коренным образом.
        Татьяна стала приглашать нас с детьми к себе домой. Обычно там собирались ее знакомые, друзья.  Многие с детьми.  В гостях у Татьяны было интересно и весело. Обсуждались недавно прочитанные самиздатские книжки.  Даниэль,  Синявский. Восхищались, рекомендовали почитать и нам. Мы как-то раз вежливо взяли. Мы с женой были целомудренные провинциалы, были у друг друга единственными женщиной и мужчиной. Когда я прочитал повесть Даниеля  «Говорит Москва», я невольно испытал отвращение к прочитанному.  В книге смаковался  гипотетический «День открытых убийств». В этот  день герои  повести привычно вступают в интимные отношения   в гараже. А потом  хозяйка дома  цинично предлагает любовнику убить ее мужа. «Ведь сегодня можно!»    Пролистал и Синявского. Тоже охватил ужас от сцены, в  которой Ленин сидит на крылечке и воет как волк. Книжки вернул, лицемерно сказав - интересно.   
Как-то Татьяна подсунула мне подписной лист. «Ты же знаешь Алика Есенина-Вольпина. Он опять в психушке.   Мы, друзья, пишем ходатайство на имя министра   здравоохранения, подпиши.»  Я знал, что у Алика бывает немного того. Подписал. Психические заболевания нередко бывают у математиков, надо помочь.
        Утром меня вызвали в партком.  «Твоя фамилия в числе 150 математиков была этой ночью упомянута Голосом Америки. Там рассказали, как вы выступили  в защиту известного математика,  жертву политических репрессий. Извини твои документы на должность завлаба, пусть немного полежат» Они лежали семь лет. Мне было наплевать. Я давно руководил лабораторией по факту  и получал зарплату старшего научного.  Слава богу нам ее  хватало.

 Но на Татьяну затаил обиду.   Вечером  встречаю. 
- Ты знала? 
- Конечно, я сама передавала все списки для срочной отправки.
- А почему не сказала мне правду?
- Ты бы  тогда  не подписал.  Точно!
Я не стал дальше говорить, повернулся и ушел. Терпеть ненавижу, когда из меня делают дурака!

        Татьяна перестала ходить на работу, она была занята организацией судов над писателями. Я не оговорился. Показательные суды над диссидентами были нужны не только властям, но и самим диссидентам. Работы у них было много.  Пригласить свою нужную публику, иностранную прессу, выступать на суде.  Думаю, что диссиденты вели переговоры и устраивали сделки с КГБ, с милицией, с прокуратурой.  Как-то промелькнула фраза   «они сказали, что пока меня не будут сажать».
       Когда ее решили посадить,  к ее  делам меня привлекли наши общие знакомые. Я  написал пояснительные записки о наших совместных работах.  Оказывается ей шили обвинения, что она не выполняла работу, за которую получала зарплату. Это было не так. Она была отличной программистской. Мы публиковали совместные отчеты.
      Я встретил ее в начале двухтысячных. Мой друг академик Толя Витушкин писал свою знаковую статью «Математические события 20 века»  Он был очень авторитетен и независим, позволил написать о самых  интересных работах своих учеников и друзей. Я должен был принести ему фотографию к одной фразе про мой крохотный результат. Захожу к Толе, а там на кухне Татьяна и  пьет кофе. Оказывается они вместе учились. Толя  в свою статью включил разных людей. И Татьяна попала туда, как «математическое событие» в форме отсидкой за колючей проволокой.

     Я уговорил Татьяну поехать со мной в деревню, навестить мою жену.  Была зима. Мы сидели в теплой избушке  у горящей печки и предавались воспоминаниям.  Спрашивал в основном я. Причем в стиле  «Ну что сынку, помогли тебе твои ляхи?». Примерно. Мы поговорили о многом.  Приведу лишь то,  что для меня было самым главном.

- Скажи, чего вы добивались? За что ты сознательна пошла в тюрьму?
- Нашей целью было свержение советской власти любой ценой.
- С тобой советская власть поступила несправедливо?
- Поступила, как надо. Как со своим врагом.
- Тебе благодарна новая власть?
- Да. Дали квартиру, разрешили преподавательскую работу.
-  Ты довольна делом рук твоих?
- То,  что получилось мне не  нравится.

Я увидел на ее лице  выражение грусти и покорности. Покорности своей судьбе.
Она умерла вскоре после нашей встречи.

Большие события,  происходящие в мире, вряд ли являются результатом действий отдельных людей. Напротив,  люди попадают в гущу событий, и их судьба складывается по сценарию этих событий. А кто пишет этот сценарий нам не ведомо.  При всем при этом нам приятно думать, что именно мы, именно наши подвиги определяют судьбу мира.
     Прекрасная, талантливая женщина Татьяна   прожила яркую  жизнь. Пусть и она в другом мире, и ее потомки в этом мире  верят в то, что она прожила эту жизнь не зря! 

Послесловие. Я не собирался обсуждать ее взгляды. Как относились к ней друзья по оружию и власть, против которой они воевали, можно узнать в http://polit.ru/article/2007/02/03/velikanova/
Я поделился тем, что помню об этой неординарной женщине.  Я очень много знаю о ее отношении к жизни, о желании быть полезной окружающим ее людям. Главное в ее жизни - неистовое  желание служить делу, в которое она верила. Ее статья о преподавании математике в школе тому подтверждение.

     Что касается подробного описание шоу, которое устроили власти при активном участии диссидентов, одно - любопытно, но не более.  Подробное описание публичной схватки непримиримых врагов не только не говорит о сути дела, но скорее напускает на него много тумана. Мне кажется в этом тумане гораздо больше заинтересованы враги власти. Привлекая в эти подробные записи мелкие второстепенные эпизоды, многозначительно придавая им  скрытый смысл, диссиденты выдают за благородную защиту прав человека простую цель - уничтожить власть. А власть неуклюже разыгрывая законность своих действий,  хочет этого не допустить.  Раньше поступали жестоко, но понятно. Плаха, гильотина, стенка. 
   Татьяна достойно шла к цели, во многим любыми средствами, которыми она владела.
 И считала допустимыми правила игры. Так она, не моргнув глазом, использовала меня, близкого друга, как последнего лоха для получения  лишней подписи в своей известной акции, которую до сих пор помнят и считают важной в политической борьбе. Я понял ее и не осуждаю за некрасивый поступок, сделанный ради ее святой цели. И все-таки  она в последней дружеской и острой беседе честно сказала мне, что она хотела на самом деле.  И надо признать, она преуспела в своей борьбе. Была ли радость победы - это ее проблема.
     Да ладно, я ведь пишу о Татьяне, а не о судьбе России.


Рецензии
Клим Владимирович, я почитала не только Ваш очерк об этой великой женщине и ещё в интернете. Конечно, она вызывает уважение своей преданностью людям и идее за права человека. Её жизнь была яркой, но потеряны 9 лет жизни, потеряны, потому что она ничего не смогла добиться.
Мне не понравилось в ней то, что она использовала Вашу доверчивостью, и Вы имели неприятности по её вине. Она была настырная в достижении своих целей борьбы. Но не должна была использовать людей в своих целях, заведомо зная о результатах. Вы пишете, что не осуждаете её некрасивый поступок, а я осуждаю. И к цели она шла не совсем достойно. Её уже нет, но я её осуждаю.
Свой природный ум она могла бы использовать в математических работах, вот написала "Методику преподавания математики в школе", думаю, что эта методика основательная и хорошая. И наверняка была хорошим программистом.
Я всегда к диссидентам относилась с непониманием и осуждением, а после этого очерка тем более.

Ольга Реймова   05.10.2017 23:30     Заявить о нарушении
Я ее знал, дружил, восхищался. Мы говорим о разных вещах. Не место говорить о правилах хорошего тона, о человеческой порядочности. Она вступила на путь борьбы не на жизнь, а на смерть. Я отдаю ей должное как борцу за свою идею. Я понял, что я для нее один из тех, кого она, не пожалеет, если не сможет завербовать. Я для нее никто, предмет из мира который она хочет уничтожить
За это нельзя обижаться, осуждать. За это надо сажать, не давать губить свою страну, родину своих детей. И власть которую я поддерживал именно это и сделала.
С тех пор я борюсь за души своих друзей. Стараюсь уберечь от когтей дьявола.

Клим Ким   06.10.2017 01:13   Заявить о нарушении
Клим Владимирович, когда стала читать это Ваше замечание, по мне мурашки побежали, а сейчас в жар бросило. Это от того, что таких людей, как Вы, почти нет, а может быть и не было вообще. Всепонимание - именно это удивляет, и в жар и холод бросает. Я хочу, чтобы Вы были ВСЕГДА.

Ольга Реймова   06.10.2017 01:26   Заявить о нарушении
Цитирую вас - За это нельзя обижаться, осуждать. За это надо сажать, не давать губить свою страну, родину своих детей. И власть которую я поддерживал именно это и сделала. (конец цитаты)

Не понял, что она не сделала с вами такого, что не делала с русским народом ваша власть? Расстрелы, ГУЛАГ, раскулачивание... В всех случаях можно и нужно обижаться. И на Великанову можно и нужно обижаться. Больше десяти лет назад я написал рассказ о провокаторстве диссидентов. Называть не буду, но в основе была обида за приятеля - его чуть в тюрьму не посадили. Надо понимать, кто кого и как использует.

Алексей Богословский   08.02.2018 06:30   Заявить о нарушении
С вашей подачи цитирую Вас.
"Не понял, что она не сделала с вами такого, что не делала с русским народом ваша власть? Расстрелы, ГУЛАГ, раскулачивание... В всех случаях можно и нужно обижаться. И на Великанову можно и нужно обижаться. Больше десяти лет назад я написал рассказ о провокаторстве диссидентов. Называть не буду, но в основе была обида за приятеля - его чуть в тюрьму не посадили. Надо понимать, кто кого и как использует".
Я ТОЖЕ НЕ ПОНЯЛ зачем ваша первая фраза - я не собирался обсуждать власть, я о своих отношениях с Татьяной. Я не склонен как маленький мальчик обижаться на подругу, за то что она не такая как я. Может у вас есть реакция на слова? Есть такие приемы следователей (почитайте Чапека), когда допрашиваемому человеку говорят слова, а он должен не думая что-то сказать сразу в ответ, непроизвольно. А потом анализируют результат и составляют психологический портрет, определяют его проблемы, убеждения, мотивацию.
В нашем случае до этого конечно далеко, чтобы составлять Ваш портрет.
Но все же согласитесь, что словосочетание "Расстрелы, ГУЛАГ, раскулачивание..." -изрядно надоевший ШТАМП, выскакивающий из человека как правило не к месту при употреблении слова власть, даже в совсем другом контексте контексте. Как и случилось в нашем случае. Да, было раскулачивание, да, моего отца расстреляли в 37, во время трагических разборок, когда решалась судьба рухнувшей в феврале 1918 РОссийской империи. Похоже, у вас непроизвольная реакция на слово "власть",
когда я упомянул его в событиях другого времени и совсем в другой роли.

Я сказал, что ПО МОЕМУ СУБЪЕКТИВНОМУ МНЕНИЮ МОЮ ПОДРУГУ ТАТЬЯНУ, которая по свим идейным соображениям в 70- годах подвергала лишениям муже, детей, интенсивно занималась свержением существующей строя в интересах иностранных государств, НАДО БЫЛО ОСТАНОВИТЬ. Что и было сделано властью.
А ваше упоминания о фабуле рассказа, название которого вы не сообщаете, ни о чем не говорит по поводу моего субъективного мнения - "остановить Татьяну". К чему вы упоминаете об этом рассказе? Тоже непроизвольная реакция на слово "диссидент"?
Алексей! Ничего личного, Вас не читал, надеюсь вы не зря на прозе. Список названий ваших произведений и равнодушие к "регалиям" вызывает уважение.
Надо вас внимательно почитать.

Простите пожалуйста за излишнюю жесткость, просто плохо переношу штампы и разговоры не по делу.
А стараюсь не обижаться, так как с детства поверил мудрой русской пословице. "На обженных воду возят".

Клим Ким   19.06.2018 04:01   Заявить о нарушении
Рассказ называется Страх, основан на реальных событиях. А теперь о власти и диссидентах. Всякий раз, когда вы имеете дело с избыточно упертым диссидентом вроде Великановой, не стоит забывать, что диссидент присваивает себе функции и права власти. Считаю нужным - приму в диссиденты, считаю нужным - уволю. Дело потребует - пошлю на смерть, в тюрьму, мягкий вариант - лишу зарплаты.

Трансформация сознание и присвоение себе функций власти вполне естественна по ряду причин. В СССР ГУЛАГ это основа подхода - даешь победу любой ценой. Где нет такого подхода, там и диссиденты могут быть другими. Вот на это я указал. Думал, что вы это поняли.

Алексей Богословский   19.06.2018 09:23   Заявить о нарушении
Права человека ее не интересовали. Я точно знаю. Она истово помогала свергнуть советскую власть в интересах другой. Это схватка цивилизаций. Диссиденты защищали свои права. Им было наплевать на права людей которые не с ними. Они например разрушили очень трудное дело лечить и учить ВСЕ НАСЕЛЕНИЕ бесплатно. Новая власть, которая была им благодарна за содействие именно это и сделала. Здравоохранение официально превратили в медицинские услуги.Чтобы богатые могли себе купить услуги высокого качества. А бедные? Это их проблемы. Не надо быть бедным.
В СССР нас лечили, а не предлагали купить услуги. Может кто не знает. На питание в туб больнице где я лежал выделялось 1руб.80 коп. в день. (1963 год.) Это очень хороший обед в лучшем московском ресторане(без спиртного)
Да. Столкновение цивилизаций. В последней встрече мсы осторожно коснулись деликатной темы - антисемитизма. Она посетовала на неприятный бытовой антисемитизм. Я осторожно заметил, что он возникает как реакция, когда евреи занимают все высокие посты. В директор и начальник цеха евреи, а слесари и токарь русские. Она мне объяснила: что поделаешь, если люди более способные и предприимчивые! Мне возразить было нечего. Так мы невольно скатились на признание избранности еврейского народа.
Я думаю Она оказалась была сторонником цивилизации которая позволяла приходить к власти способным и умелым. Остальные качества не важны.Ну а эта ужасная Россия. Надо быть добрым, жалеть убогих, помогать слабым. И я понял, почему она использовала меня, своего друга. Друзей в российском понимании в этой цивилизации нет. Вот эта фраза "ничего личного". И очень давнишнее "Боливар не выдержит двоих" мы вроде дружили. Но я не был для нее
"друганом"

В ее цивилизации есть сущностная ключевая фраза, казалось бы безобидная. "ЭТО ВАШИ ПРОБЛЕМЫ". Ее сразу полюбили наши поклонники перестройки. Наряду с "ВАУ" и безобидной манерой называть старших на ты и по имени.

Клим Ким   17.09.2020 02:14   Заявить о нарушении
Давайте я коснусь неприятной темы об антисемитизме и конкретно Великановой, если она не еврейка. Как только еврей говорил в советском обществе об антисемитизме, он ставил вам шахматную вилку как и при вопросе - вы сами не еврей? Дело в том, что на этот вопрос не могло быть адекватного ответа. Если согласен, что антисемитизм это серьезная проблема, значит - управляем, если не согласен - враг. Причем, говорящий даже ленился понять, что сам задал неприемлимые для собеседника параметры реакции. Если Великанова не еврейка, то она не просто заявила о принадлежности именно к еврейской партии, но и тоже поставила вам вилку - или вы управляемы, или враг. Евреев давно пора научить уважать четкий ответ - я сам по себе. Проверка на управляемость это агрессия.

Алексей Богословский   18.09.2020 21:49   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.