Сорванец - этимология

Эльбский сорванец (Наполеон) тревогу,
Братцы, снова начал бить.
Но уже в Париж дорогу
Нам не надо находить:
Лишь пошире двинем ногу —
То и в наших он руках
И. А. Кованько. Песня русского солдата в союзной армии… (1815)
 
1) Существующая этимология

а) Викисловарь
Корень: -сорван-; суффикс: -ец. Значение: разг. тот, кто любит озорничать; озорник, проказник. Синонимы: проказник, хулиган, озорник, баловник, шалун, забияка. Этимология – нет.

б) Словарь церковно-славянского и русского языка, 1847
Сорванец. Наглец, забияка.

2) Применение термина в русском языке. Национальный корпус русского языка

*Д. И. Фонвизин. Кошка с котятами [перевод басни Л. Хольберга с немецкого] (1761-1765): «А мы слышали, ; говорили котята, ; что батюшка наш, будучи молод, был такой же сорванец, как и мы».

* А. И. Полежаев. Сашка (1825)   
Конечно, многим не по вкусу,
Такой безбожный сорванец,
Хоть и не верит он Исусу,
Но, право, добрый молодец!

3) Обобщение и вывод

Мы выяснили, что термин «сорванец» существует только в русском, белорусском и украинском языках, зафиксирован в литературе с 1761 г., скорее всего, существовал и ранее как простонародное слово, примеров найти не удалось. Значение – наглец, забияка и озорник, хулиган, непослушный, упрямый и буйный подросток, юноша. Средствами русского языка объяснить термин не удаётся.

Вывод
Целесообразно рассмотреть слово в связи с образами и терминологией Библии, моральные нормы в европейских обществах формировались под влиянием образов выписанных в библейских произведениях. 

4) Библейский образ непокорного, буйного и упрямого сына; ссорится, драться

* Второзаконие 21:18: «Если у кого будет сын буйный (СОРЕР, от САРАР упрямый, мятежный) и непокорный, неповинующийся голосу отца своего и голосу матери своей, и они наказывали его, но он не слушает их…».
 
* Второзаконие 21:20 «и скажут старейшинам города своего: «сей сын наш буен (СОРЕР) и непокорен, не слушает слов наших, мот и пьяница»».

* Второзаконие 19:16: «Если выступит против кого свидетель несправедливый, обвиняя его в преступлении (САРА)».

* Исход 2:13: «И вышел он на другой день, и вот, два Еврея ссорятся (НАЦА); и сказал он обижающему: зачем ты бьешь ближнего твоего?».

5) Терминология иврита

Приведем, очевидно, составной термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим корни – СОРВАНЕЦ = СОР+ВА+НЕЦ. У нас моментально выявляются соответствующие содержанию слова корни иврита – СОР характер, сущность (дурной характер); НААЦ осквернять, ругать, НИЦА ссора, драка. 

* ивр. САРАР упрямый, мятежный, ослушиваться, своевольничать (в общем – непокорный сын).

Источник
См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878
http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_335.htm

* ивр. САРА отступничество, уход, преступление, возмущение, восстание; что-либо грешное, преступное.
См. стронг иврита 5627, САРА

* ивр. СОР сущность, характер (в современном иврите); СОРО РА у него дурные привычки, дурной характер.

См. в библейском иврите; Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого завета, Вильно, 1878; http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_326.htm

* ивр. НААЦ осквернять, позорить, ругать; отвергать, презирать, ненавидеть.
См. стронг ивр. НААЦ 5328/5006, 5007

* ивр. НИЦА ссора, драка (в словарях  – несколько различных значений); ссориться, драться, быть разрушенным или разорённым (о городе); ссориться, враждовать, воевать, восставать.
См. Еврейский и халдейские этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878
http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_313.htm

Общий вид

а) СОРВАНЕЦ = СОР+ВА+НЕЦ = ивр. САРАР (форма СОРЕР) упрямый, мятежный, ослушиваться, своевольничать (в общем – непокорный сын); или САРА что-либо грешное + ВА слитный предлог И (связка слова) + НААЦ осквернять, позорить, ругать.
 
б) СОРВАНЕЦ = СОР+ВА+НЕЦ = ивр. СОР сущность, характер + ВА предлог И (связка слова) + НИЦА ссора, драка; т.е. человек, имеющий сварливый характер, забияка, драчливый.

Термин применялся к подросткам, юношам, а также и к взрослым людям.
 
Таким образом, описанный в русских словарях и литературных произведениях образ «сорванца» тождественен образу библейского «буйного сына». Идентична фонетика и графика, с учетом транслитерации (передача знаков алфавита иврита русским алфавитом) - одни согласные буквы, иврит – язык согласных, они принадлежат Богу. На этом историко-лингвистическом основании мы можем уверенно сделать вывод – термин «сорванец» составлен из двух корней библейского иврита.

3.9.2017 г.


Рецензии