О чем надо было думать на внеочередном Съезде Союз

В Киеве прошел второй внеочередной Съезд кинематографистов. За один год два внеочередных, что считай, дважды архисобытие. Ранее, все года все шло гладко и по Уставу. Но дело не в том, что недавно избранный голова Союза вдруг заявил, что женился и потому не может руководить творческим союзом, смешно и никто не поверил. Главное, что разговор на съезде пошел о том, как жить будем. И никто не знает, как жить, потому, что кино не снимается, а если снимается, то плохое. И режиссер Роман Балаян заявил, что Союз кинематографистов превратился в хоспис, досматривающий старых киношников, не несущий более никаких функций. Кстати, он сам престарелый житель этого хосписа. Только ему кажется, что он такой великий, что все происходящее вокруг может касаться всех, но не его. «Полеты во сне и наяву»… да…
Ну, сами понимаете.
Так вот. Дело не в том, что Дом кино рушится, в Красном зале провис звукоизолирующий потолок, деньги, потрачены на новый экран вообще-то зря, еще и старый был ничего, инфляция сжирает деньги депозита, с которого поступает материальная помощь старым кинематографистам, и прочая, прочая… экономика союза буксует, как когда-то плановая экономика СССР, что, в конечном счете, привело к его развалу.
Не в том дело, хотя депутаты съезда обсуждали в основном именно эти вопросы.
Двадцать лет продолжается противостояние старых и молодых кинематографистов в союзе. Молодые шипят: фу, эти старые задолбали, задро…или нас, гениальных, молодых, прогрессивных, они уничтожили украинское кино!!!!!!!
Это мы-то уничтожили? Лапочки, вы сначала хоть сумейте посмотреть профессиональным взглядом и оценить то, что делали украинские кинематографисты до 1991 года. На каком высочайшем мировом уровне это кино находилось! Только для этого надо же в этом кино что-то понимать.
А старые стыдливо шепчут, да, надо дать дорогу молодым, уйдем в сторону, Вася, подвинься, там молодой шагает, и ты, Коля, прочь с дороги, смотри молодой идет, щас затопчет по праву позжего времени. Этакая привычная мантра стариков.
Попросила на Съезде слово молодая кинематографистка, взяла микрофон и 10 минут отняла у съезда, рассказывая, что она ученица Михаила Ильенко (одна, что ли?) и что в кино есть проблемы. Вообще есть, да, только не называя, какие, и как их решать. За целое выступление, так ни одной и не назвала. Не определилась. Так что давайте дадим ей бразды в руки,  пусть она их  решает вместе со своими сверстниками, они, наверное, что-то такое видят, чего сидящим в зале не видно, и знать не положено.
А проблема на самом деле в том, что кино в Украине померло. Совершенно. Лежит, руки скрещены на груди, меж пальцами свечка.
Как так вышло? Где наши традиции? Где преемственность поколений?
Ну да, был перерыв, когда не снимали, но есть же институт, там преподаватели все время работали, кого-то учили, и где плоды их труда?
Ну, мы их видели, эти плоды.  Вот вам названия: «Мудаки. Арабески», «Украина, Гудбай», еще какой-то, не помню, как   называется, там главный герой мастурбирует перед камерой весь фильм, а в конце сперма заливает весь экран. С облегченьицем, зритель!  Фильм «Ядерные отходы». Отходы точно, там на 10 минут экранного времени молодой режиссер половой акт закатал, животный такой, простой, как у борова со свиньей, без эмоций. Если без эмоций, то смысл для коитующихся в чем?
А смысл в эпатаже, в расчете, это мол, вся Украина такая, механически детей производит, биомасса, и ведь за эту глубокую мысль приз на фестивале отхватил!
Я вообще не понимаю, что происходит. Так называемые «молодые» снимают какое-то кино, в принципе позорящее Украину по полной программе, а им на фестивалях призы дают. То ли жюри так шокировано откровениями, что впадает в раж, то ли иностранные кинодеятели довольны тем, что украинцы на Украину грязь льют и хотят этот процесс поощрить? Ну, тогда нам надо как России закричать, что у нас кругом тайные враги, все нас ненавидят за то, что мы великие, и эти призы просто масонские знаки, четко указывающие, кто как к нам относится.
Есть, конечно, и средние, как правило, полнометражные фильмы, не так все плохо, эти призы не получают, но зато и стать на уровень великого прошлого украинского кино никак не могут.
Итак, пожилые уступают дорогу молодым, молодые по этой дороге идут абсолютно непонятно куда, а, в конечном счете, все стоит на месте.
То есть, самые, на мой взгляд, насущные три проблемы кино на этом съезде как раз и не обсуждались и не затрагивались. А потому все остальное, то, о чем там говорилось, не имеет значения. 
А эти насущные проблемы такие: во-первых, кино должно приносить прибыль. Во-вторых, где брать деньги на кино. В-третьих, кино должно быть гениальным.
Если получится, конечно, а не получится, так хотя бы хорошим.
Можно в такой последовательности: хорошее кино обязательно принесет прибыль. Деньги на следующее кино можно частично взять из прибыли предыдущего. Для того, чтобы кино давало прибыль, оно должно быть не только хорошим, но и иметь систему кинопроката. Разрушенную в 90-ые годы. И чем шире будет развита эта система, тем  меньшие претензии можно будет предъявлять к качеству фильма, то есть, третья задача существенно облегчится, но как ни странно, выше будет общий уровень киноиндустрии, так как увеличится поток денег и возможность снять что-то не рядовое. А возможно даже, гениальное.
А где  сейчас украинские кинематографисты берут деньги на кино? У государства. Хорошо это или плохо? Ну, при совке тоже брали у государства. Только вот отдавали назад в сотни раз больше, и за счет прибыли с кино все советские люди бесплатно отдыхали, лечились и учились в вузах.
А чего ж сейчас так не происходит, пусть в малых масштабах, если сейчас тоже государство дает денег киношникам на съемки? А потому что, помнится мне такой жуткий случай: бухгалтер одного фильма закупил вагон бутылок с минералкой для съемок в пустыне, воду съемочная группа выпила, а бутылки, вместо того, чтобы выкинуть там же в песок и засорить окружающую среду, он взял да и сдал в пункт приема стеклотары, заработав на этом какие-то деньги себе в карман и восемь лет тюрьмы.  Понимаете о чем я?  Строго тогда было, откатов не было.
А сейчас? Взял режиссер деньги на кино, часть на съемки, часть на разные там расходы руководящего финансового состава группы, часть чиновникам от кино обратно в виде отката. Кино как средство зарабатывания денег и ничего больше! И это стало важнее качества, а члены Союза кинематографистов решают вопросы…  возраста. Да не это важно!
Не возраст важен, а талант и честность. Любовь к своему делу, когда она превалирует над всеми остальными соображениями.

Вот так получилось десять лет назад, на одном из Пленумов  НСКУ, когда встал вопрос, кого  рекомендовать правительству на должность  главного руководителя  кинематографии страны. Я предложила Владимира Савельева. Лучшего управленца на тот момент было не сыскать: Народный артист Украины,  снимающий много лет режиссер, знающий производство изнутри. Имеет опыт управления собственным кинообъединением.  Человек,  имеющий внутри себя ту,  не всякому данную коммерческую жилку,  позволившую ему где-то разом перестроиться из пассивных, ждущих  государственной подачки, режиссеров, заняться коммерцией,  а  вырученные от коммерции деньги пустить на свое кино. И честь ему за это и слава. Но Савельева отмели сразу, сходу, не обсуждая, потому что Савельеву было 70.  И… ну и что?!! Да он  же любому еще сто очков форы дал бы! Да на Западе такого понятия, как возраст, вообще давно уже не существует. Там есть талант режиссера, бюджет фильма, хороший сценарий, кинозвезда, мегакинозвезда и так далее, а не глупости с возрастом.
Вот что надо было обсуждать на съезде, а не хоспис там, и падающий потолок Красного зала. Будет кино, будут и  деньги. Будут деньги – починим потолок.

Ребята, в кине дело, а не в возрасте, поймите!!! 


Виктория Колтунова,
кинокритик, драматург


Рецензии
Согласна, что не в возрастах дело.
Как и везде, старики советского образования ещё что-то могут (хотя вы на совок грешите, а тогда и кинематограф был), молодь - ни в дугу, ни в красную армию. А между ними - пробел (нет творцов среднего возраста, преемников, разбежались из-за перестройки и незалежности вашей).
Украинский кинематограф и раньше не блистал (по сравнению с тем же Ленфильмом, Мосфильмом или Свердловской киностудией). Довженко студия слабоватая, Одесса и Ялта - детские фильмы и приключения.
В России тоже долгое время нечего было смотреть.
Недавно проклюнулся молодой, сделал хороший фильм "Как Витька Чеснок вёз Леху Штыря в дом инвалидов". Так на него всем правослабным кагалом обрушились, мол, Россию нашу позорит... "Последний Богатырь" тоже удался. Всё-таки у нас так-сяк оживает. Но уже не сравнится с СССР, когда создавались настоящие шедевры. Где уж вам!

Троянда   24.03.2018 20:33     Заявить о нарушении
Где уж вам???? Ой,Троянда! Лучшие фильмы "Мосфильма" были сняты по сценариям моего отца, это "Сорок первый", "Неотправленное письмо", а другие при его негласном участии, как наставника. Студия "Довженко" сняла по его сценариям такие шедевры как "Максимка, "Голубые дороги", Гадюка". А он родился в Одессе и очень любил Украину, считал себя украинцем. Кстати, "Сорок первый" был награжден на Каннском фестивале "Золотой пальмовой ветвью" именно за сценарий, а не за режиссуру, хотя московская делегация забрала приз себе, отцу даже подержать его в руках не пришлось. Сергей Параджанов снял здесь "Тени забытых предков". Гениальный фильм. И был замучен советской властью.

Виктория Колтунова   24.03.2018 23:16   Заявить о нарушении
Мы же говорим о киностудиях, где фильмы снимались, а не о сценариях.
Статья была такая, за нетрадиционность (и в Российской империи и где-то с 1937 г. она появилась и в СССР). Это сейчас ЛГБТ - герои нашего времени. А тогда сажали. Козин тоже по этой статье ходку сделал в Магадан. Это потом его "страдальцем от совка" назначили. Мальчиков тогда не разрешали совращать. ЕБН только в 1993 г. разрешил.

Троянда   25.03.2018 01:10   Заявить о нарушении
Это я к тому, что Параджанова не сов. власть замучила, а он сам здоровье нетрадиционными отношениями подорвал.

Троянда   25.03.2018 01:12   Заявить о нарушении
Мы говорим не о киностудиях, а о кинематографе. Сценарий - основа фильма. Без него нет ничего.

Виктория Колтунова   25.03.2018 09:03   Заявить о нарушении
Бывает, по хорошему сценарию снимают такое фуфло!
Но сценарии Вашего отца мне нравятся. Это, действительно достойный кинематограф.
А Вы его дело продолжаете?

Троянда   25.03.2018 09:46   Заявить о нарушении
Я в основном пишу новеллы. Сейчас деньги дают только на сериалы в духе "О тяжОлой женской доле")))) Это не мое. Кстати, вы правы в том, что иногда по гениальному сценарию режиссер может снять такое фуфло, что смотреть невозможно. А вот снять гениальный фильм по фуфляному сценарию еще никому не удавалось. Американцы, мастера Голливуда, в основу кино всегда кладут "стори". Нет стори, нет фильма. Я бы хотела написать статью о тех эпизодах сценариев, которые не вошли в фильмы по разным причинам. У отца много таких было. В основном Госкино требовало вырезать трагичный финал, переснять на оптимистичный. Вообще все трагичное повырезать. В фильме "Черная чайка" вырезали эпизод где девочка танцует на помосте, посчитав его слишком эротичным, и т.д. Коверкали как могли. Там где режиссер не слишком уходил от сценария, там всегда был успех. Например, таджикский эпос по Фирдоуси. "Шах-Намэ".

Виктория Колтунова   25.03.2018 12:22   Заявить о нарушении
Как раз Голливуд славен тем, что сценарии часто слабоваты или банальные. Но. Технические возможности, эффекты и мастерство часто из обычного фуфла делает приличный фильм. Особенно это касается вестернов, боевиков, приключения.
Да, Вы правы, многие сцены вырезали из фильмов. Потому что кинематограф - очень действенный фактор на психику. Избегали излишнего трагизма или избытка сексуальности. Трагедии угнетают и плохо влияют на здоровье, а рождаемость была таккая, что можно было обходиться без секс. перебора в кино.
И в то же время - разве "Сорок первый", "Отец солдата", "Летят журавли" и др. оканчиваются хэппиэндом или лишены эротики? Нет, наоборот: и трагичны, и эротичны. И шедевры. А вот переборшили бы с натурой и был бы уже не шедевр, а "Маленькая Вера", "Интердурочка" и прочая череда поделок. Почему в индийских кино нет голых, а эротики до чёрта? Мастерство. А нудистский пляж не вызывает никаких чувств, кроме недоумения.)). Фильмы, которые создавались мастерами советского кино - самодостаточны. В них всё лаконично, гармонично, выверено. Переделки и дополнений не требуют. И таких работ множество в разных жанрах: "Покровские ворота", "Киндза-дза", "Любовь и голуби", "Убить дракона"... Всё там на месте.

Троянда   25.03.2018 16:43   Заявить о нарушении
Знаете, сейчас вспомнила старый фильм "Зелёный фургон" и "Гадюка" - это тоже шедевры! Пересняли "Зелёный фургон" и уже нет того очарования фильмом. Обалденные фильмы делал Ваш папа. Полагаю, они никогда не забудутся и не будут вытеснены бездарным новоделом. Классика. Про дон Жуана тоже вспомнила. Как умели подбирать актёров, удивляюсь до сих пор.

Троянда   25.03.2018 17:26   Заявить о нарушении
Насчет финала фильма "Сорок первый" . Вы не представляете сколько сил и здоровья положил отец на то, чтобы сохранить в финале реплику "Синеглазенькиий мой!", без которой Марютка превращалась из любящей женщины в революционного монстра. Чуть инфаркт не получил, но отстоял. Первый "Зеленый фургон", да это была просто прелесть! В "Голубых дорогах" отрезали финал, отец чуть не плакал. А в городе Туапсе стоит памятник герою фильма Максимка - негритенок на помосте. Я старшего сына назвала Максим))))

Виктория Колтунова   25.03.2018 21:25   Заявить о нарушении
Так у Лавренёва, кажется, "синеглазенький" присутствовал. Резали, конечно. Перестраховывались. Не у всех было чувство меры. Ленин не зря характеристику интеллигенции меткую дал. До даже с "обрезанием" умудрялись творить шедевры.
А сейчас хоть что показывай, всё можно, да талантов нет.

Троянда   26.03.2018 01:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.