История еще не знала такого нравственного падения

ИСТОРИЯ ЕЩЕ НЕ ЗНАЛА ТАКОГО НРАВСТВЕННОГО ПАДЕНИЯ


Сегодня почти все мыслящие людей, имеющие творческую и человеческую ориентацию, говорят о падении как о необратимом процессе,  где моральное разложение приняло невероятные формы. Безусловно, эти люди так или иначе сосредоточены на человеке и на различных проявлениях его жизни. Но, как это ни странно, они не видят реального человека и не могут отличить его от того, что его окружает — от вещей и денег, которые и определяют их психическое развитие. И все его действия связывая с сознанием и волей индивидов, заходят в беспросветный тупик. Тем самым они вообще от человека как от личности, находящейся в процессе становления в этих противоречивых условиях, совсем  отвлекаются, растворив его в вещных и денежных отношениях, и теперь не знают, как к нему подойти и как определить его.Перед нами одни чины и статусы — умирающие социальные проявления человека, которые полностью угасли у бомжей. А говорят бомжи — умные люди нашей эпохи! И в итоге обожествляют того же человека капиталистического общества – предпринимателя, бизнесмена, владельца денег и т. д., видя тем самым не человека, а лишь те социальные формы, в которые он облачен и в которых он и воспринимается производителем или потребителем, рабочим или не рабочим. Тем самым мы отождествляем его с вещами, с деньгами и вообще с экономическими категориями.

Человек как персонификация капитала персонифицирует товар и действует по логике товарных отношений. Как персонификация денег он действует по логике денежного обмена. И в том и в другом случае он еще не человек. Во всех этих случаях человек – не психологическая, духовная категория, а социальная, подчиненная экономическим законам и противодействующая с ними лишь в бессознательном духовном осуществлении. Мы это состояние человека определили как денежную форму личности. Как духовная, нравственная категория он вообще исчез во всеобщем процессе индивидуализации, где он отделяется от этого общества и развивается как самостоятельная структура, но в своем стремлении к своему собственному благу, сталкивающим его с миром. Исторически сложился человек и становится, но пока по-капиталистически, стремясь к своему собственному благу.

Вот это его стремление, которое его и делает "капиталистом", стремление человека к его собственному благу в теперешней обстановке как раз и самоликвидируется и гибнет в массовой нищете (деградации личности, невежество, духовная пустота) как побудительные силы капитализма и тем самым обнаруживает свою бессмысленность и на уровне жажды обогащения. Сегодня вся система и извне и изнутри  объективно направлена на то, чтобы ограничить и разложить этого стремления, стремления, созданного капитализмом. Требования, ропот, вопли, крики, недовольства, идущие отовсюду, есть крики этого умирающего стремления, все более звереющего в своей гибели. Доказывается это, прежде всего, полной паразитизацией структуры потребностей личности и деградацией ее способностей, в которых исчезают сознательная цель и смысл жизни, признанные приемлемыми для современного общества. Ведь все мы видим современное общество и на Западе, и на Востоке, и в Казахстане, и в России. И видим, как они ломаются и падают. Видим войны между собственниками и владельцами денег, войну непрекращающуюся.

 Тем самым превращаются в бессмысленность сам образ жизни и система ценностей, признанные этим обществом и вместе с тем идеализируемые им. Не случайно общество, на словах стремившееся дать блага каждому человеку (а не развития) и видевшее в этом основу социального равенства, саморазрушилось, причем стремлением человека к его собственному благу. И попытка на основе этого стремления построить "разумное рыночное общество", — это и есть не что иное, как несбыточные мечты. И если сейчас для нас имеет значение не развитие производительных сил и богатства общества, а "обогащение каждого" и «свободное потребление» — эти примитивные представления изолированных людей эпохи распада,  все более ограничивающиеся объективным движением, то это так же свидетельствует, что оно не имеет экономического характера и коренным образом будет разрешено только с переходом к новой общественной форме, в которой как раз преобразуется это стремление и в которой сознательно решается именно проблема человека и с точки зрения человека и другие задачи. Мир клином сошелся на человеке! И история обрабатывает его и убивает этого стремления. И по-моему, мы больше ничего и не наблюдаем. А потому видим только падения и разложения. И этого объективного процесса не понимаем объективно.


Рецензии