Предпосылки будущего

ПРЕДПОСЫЛКИ БУДУЩЕГО

Движение общества вперед – это всегда творческий поиск и борьба, преодоление препятствий и барьеров. Ничто не спускается сверху в готовом виде, а все необходимое завоевывается только в упорной борьбе. И все зависит от того, какую форму эта борьба будет принимать и насколько быстро она сложится в социальную форму движения, возникнув из единичных форм. И это тем более характерно для нашего времени, когда старое общество гибнет, а новое еще не сложилось и представляется нам только в идеологически перевернутом виде.

Нисходящее движение общества, в котором и развивается новое, предполагает, ясно, не гладкое развитие, а противоречивое, болезненное. Общественный поворот впервые не только очистил путь к истинному познанию нашей сложнейшей жизни, освободив нас от откровенной идеологической мистификации общественного развития, но и впервые открыл путь к реальной борьбе за освобождение человека, дав людям возможность так или иначе объединяться и предоставив их себе, и люди в этом отношении делают, сознательно или бессознательно, свои первые шаги. Но все это в целом у нас происходит слепо, стихийно, с точки зрения «перехода к капитализму», а не исторической перспективы, поэтому принимает непримиримые, антагонистические формы во взаимодействии граждан и их государства. Стоит ли жить ради светлого будущего или надо возвращаться в прошлое, чтобы медленно гибнуть в нисходящем движении? А ведь это же истина, которая разворачивается перед нами во всей своей данности. И ясно отсюда, что в первую очередь должно быть правильно осмыслено направление развития общества с точки зрения исторической перспективы, ради которой действительно стоит жить и бороться. И это будет для нас громадным шагом вперед в развитии нашего сознания, которое теперь порабощено не просто западной идеологией, а, в еще большей степени, — упадком. Мы захвачены в денежное рабство и парализованы. Тела общества разъедают паразиты!

 И я не думаю, что социальные конфликты здесь «уместны» и они могут играть решающую роль в изменении общества или хотя бы в упорядочении. Речь идет о завершении предыстории, о стихийном, бессознательном становлении человеческого общества в противовес гибели капиталистического. И для перехода к этому обществу создаются предпосылки в виде «индивидуализации человека» и становления его духовного начала. В деньгах, именно в деньгах разлагаются старые отношения и создаются межчеловеческие связи и т. д. И это стратегическое развитие не требует социальных движений, являясь именно индивидуальным развитием изолированных людей и периодом подготовки к переходу к высшему этапу истории.

И в принципе люди вполне способны сознательно управлять этим развитием, обуздывая власть денег и не допуская разрушений, обусловленных конфликтами и «революциями». Последние – просто борьба между людьми, не богатыми и бедными, как было раньше, а именно между людьми, которая обусловлена не отношениями каких-то классов, а индивидуальными стремлениями людей, их ненасытностью – деланием денег и т. д.

Таким образом, социализм методически расстраивал механизмы развития капитализма, подавляя собственнические стремления людей, подгоняя их общественным интересам, и ограничивал деятельность индивидов и их стремления к собственному благу. А это, т. е. постоянное, методическое ограничение человека, подавление его инициативы, активности, самостоятельности, проявляемых в собственническом направлении, и принудительное подчинение его интересам коллектива, общественного производства и т. д., в конце концов, привело общество к застою и свертыванию производства в результате парализации стимулов социализма, энтузиазма людей, их веры «в светлое будущее» и т. д. Отсюда и проблема. И своеобразие этой парализации проявилось в деятельности владельцев денег – в жажде обогащения.

Какое же общество может полностью удовлетворять эти страсти людей? Такого быть не может. Другое дело жажда знаний, стремления к любви и дружбе и когда люди в новых отношениях вместе будут стремится и к совершенствованию внешних условий своей жизни.

Не сумея применить метод Маркса к изучению социалистической реальности и отбросив марксизм, никто даже не задумывался, что в этот момент подвергся деформации способ производства капитализма и что она подготавливалась всем предыдущим развитием социализма. Отсюда и тот факт, что вместе с расстройством экономических отношений исчезает и представление о сказочно богатом коммунизме, которое складывалось до этого. И это понятие заменяется  примитивным представлением об «обогащением каждого», или обожествлением «личного успеха». Здесь ясно проглядывается буржуазное происхождение социализма – стремление к обогащению как к единственно осознаваемой цели, в котором развитие человека отождествляется с экономическими категориями и его материальным и культурным обогащением, в котором индивидуальное развитие человека предстает в его вещном развитии. И это развитие принимает денежную форму и тем и разрушается. В деньгах понятие "обогащение", характеризуя только индивидов, полностью теряет общественный смысл и в конце концов превращается в абсурд.

В сущности, такое представление о коммунизме лишь в наукообразной форме воспроизводит обывательское представление о нем, в котором основное внимание сосредоточивается на экономическом факторе, тогда как от человеческого отвлекаются. Рассматривая человеческую проблему производной от первого, впали в иллюзию. Между тем, в самом простом значении этого слова, будущее общество является окончательным решением проблемы человека для каждого, когда развитие становится необходимостью для всех, а значит массовым, всеобщим явлением, связывающим людей с точки зрения развития каждого. Здесь развитие каждого – цель, необходимость, которая двигает и людьми, и обществом. Здесь, следовательно, общественное совпадает с индивидуальным. Какая же солидарность проявляется в обнищании?


Рецензии