Макс Левчин- Всегда новый забег

     По всем внешним параметрам Макс Левчин - баловень судьбы: любящие, интелигентные родители, учеба в престижной физико-математической школе, а затем- в одном из лучших американских университетов, наконец, ряд реализованных весомых проектов, которые вывели его, по мнению издания «Fortune», в число самых успешных бизнесменов моложе 40 лет.
     Однако, всё это - не более, чем первые две ступени ракетоносителя, поднимающие космический корабль, но, чтобы вывести его на орбиту, необходима ещё одна - третья ступень - упорство, настойчивость, умение в трудную минуту взять себя в руки, сконцентрироваться.
Впрочем, и неудач и падений, в том числе и в буквальном смысле этого слова, когда несколько лет назад, он упал с велосипеда на скорости 40 миль в час и серьёзно повредил бедро, было у него тоже немало.
    Максимилиан, а именно так он был назван в честь поэта Максимилиана Волошина, большим поклонником которого был его отец, родился 15 июля 1975 года в Киеве, в еврейской семье.
   Его отец Рафаэль Левчин - был известным в литературных кругах поэтом, прозаиком и переводчиком, участником нескольких неформальных творческих объединений. Мама - Эльвина (Лилия) Зельцман – физик-теоретик, художник, фотограф и переводчик работала в лаборатории Киевского института пищевой промышленности
    Были ещё дедушка Пинхас Аврумович Зельцман - геофизик, изобретатель, научный сотрудник опытно-конструкторского бюро геофизического приборостроения Объединения «Укргеофизика»; и бабушка Фрима Иосифовна Лукацкая - астрофизик, научный сотрудник Главной астрономической обсерватории АН УССР, автор нескольких монографий.

Неудивительно, что физика и лирика уживались в Максе с детства. Вслед за отцом, мальчик всерьез увлекся фантастикой, посещал клуб любителей этого жанра при городском Дворце пионеров, и даже начал писать фантастические рассказы и романы. Кроме того, вместе с отцом и младшим братом, участвовал в постановках театра-студии «Театральный клуб». Кроме того, с ранних лет он учился игре на кларнете и осваивал переборы на гитаре. И первые уроки английского языка он тоже получил от отца.
А вот, одну из самых престижных в украинской столице, физико математическую школу - выбрала для него мама. И первый его велосипед, и научила не терять равновесие - тоже мама, поскольку сама была большая фанатка велоспорта. С того времени, на велотреке, который находился недалеко от дома, Макс стал накручивать километры.
        И с первым, примитивным компьютером и азами программирования Макс также познакомися у матери в лаборатории. И, хотя большую часть программ парнишке пришлось выполнять не на компьютере, а просто составлять на бумаге, полученные базовые знания, впоследствии помогли ему во время учебы в университете.

         Родители Макса познакомились во время учебы в Ленинградском институте,
а затем вместе преодолевали все трудности, которые на них обрушивались. Дети «оттепели», они впитали в себя дух свободы, и потому были убежденными противниками советской системы и никогда этого не скрывали. Впрочем, это не помешало сотрудникам КГБ попытаться Рафаэля Левчина завербовать. Этот эпизод явился последней каплей, после которой они не хотели оставаться в стране, не хотели, чтобы их сыновья  попали в советскую армию. Как только появилась возможность, они тут же подали документы на выезд.
Так в 1991 году, в возрасте 16 лет Макс оказался в Чикаго.

           Переехав в США, Макс, хоть и учил английский с детства, говорил с сильным акцентом и с трудом мог разобраться в местных реалиях. Избавиться от акцента и набрать необходимый словарный запас помог старый, выброшенный соседями на мусорник, телевизор, который он отремонтировал и стал после школы постоянно смотреть американские программы.
    Окончив Mather High School, Макс поступил в Иллинойский университет в Urbana Champaign, на курс компьютерных наук, поскольку во второй половине 1990-х годов начался бум, превративший IT-бизнес в крайне перспективный вид деятельности.
   Проучившись в университете несколько лет, начинающий программист решил с несколькими однокурсниками попробовать реализовать собственные идеи. Однако его первый, как и несколько следующих проектов, не оказались успешными. Тем не менее, эта, так называемая проба пера, стала важным шагом к пониманию им взаимодействия многих схем и механизмов программирования. А одна из разработок даже была куплена, пусть за сравнительно скромную суммy, компанией Microsoft.
   По окончании университета, получив степень бакалавра в области компьютерных наук, Макс принимает решение отправиться в знаменитую Силиконовую долину. 28 августа 1998 года, погрузив в арендованную фуру весь свой нехитрый скарб - шесть столов и двадцать четыре компьютера, оставшихся от офиса, он поехал через всю Америку на запад. Посреди пустыни Невада машина сломалась. Макс вышел из неё и увидел перед собой знак-предупреждение: «На протяжении следующих двадцати миль не останавливайтесь, не открывайте двери и не берите никаких попутчиков. Оказалось, что фура заглохла неподалёку от тюрьмы усиленного режима.«Я провёл весёлую ночку, прежде чем за мной приехала техпомощь.», - вспоминает Макс.

Не всё складывалось успешно для Макса и в Калифорнии. «С собой у меня было всего $ 7,5 тыс. сбережений. - вспоминает он. - После аренды квартиры, на руках осталось вообще всего $ 2 тыс.». Причем жилье было без кондиционера, и потому он частенько стал спасаться от жары в аудиториях, находившегося неподалеку Стэнфордского университета.
Именно на одной из лекций, Макс познакомился со своим будущим товарищем - молодым философом и юристом Питером Тилем, читавшим в Стэнфорде лекции. «Парень был чертовски умен. Чтобы понять это, много времени не потребовалось», - с улыбкой вспоминает Питер.
Знакомство с Питером, который прекрасно разбирался не только в юридических хитросплетениях, но и в банковском деле, сыграло решающую роль. Вскоре, оба обратили внимание, что финансовые услуги в просторах виртуального рынка обещают немалые перспективы. Так возникла идея создать такую платежную систему в интернет-пространстве, которая бы позволила пользователям максимально минимизировать оплату за денежные трансакции при совершении покупок на онлайновых аукционах и в виртуальных магазинах.
Питер взвалил на себя руководство новым проектом, а Макс, в свою очередь, возглавил техническую команду, которая состояла в основном из его бывших сокурсников по университету.
        Одной из самых важных проблем в создаваемой программе, стала разработка надежной системы безопасности для нового платежного сервиса. « Я понял, - рассказывает Макс, - что мошенничество с кредитными картами может убить наше дело . Мой близкий друг и моя будущая жена Нелли велели мне взять себя в руки и решить эту проблему.». В тот период, Макс работал по 15 часов в сутки и часто ночевал прямо в офисе, в спальном мешке, который хранился у него под столом.
В результате была разработана уникальная система защиты клиентских данных, неуязвимая для хакерских атак, которые до этого разорили несколько подобных систем!
        Так была создана система электронных платежей - PayPal, которая сегодня работает в 194 странах с 26 национальными валютами и имеет более 137 миллионов зарегистрированных пользователей.
В 2002 году интернет-аукцион eBay приобрел PayPal за $1,5 млрд. При этом доля Макса составила около $34 млн.
Внезапно, 27-летний программист обнаружил, какая огромная сумма оказалась на его банковском счету. Первым желанием, рассказывал он, было отказаться от любой работы и посвятить жизнь путешествиям. Однако, очень скоро понял, что дольше нескольких дней абсолютно не может сидеть без дела. «Это был, вероятно, самый несчастливый год в моей жизни. - рассказывал Макс.- Если вы испытываете удовольствие, создавая компании, если вы не способны по-настоящему расслабиться и не думать о новых идеях и работе, то вы поймете, что на самом деле отдыхать – это больно.»

         За последние 15 лет, как основатель компаний и инвестор, Макс дал жизнь целому ряду успешных бизнес-проектов, а также успел побывать в Совете директоров компании Yahoo,  вице-президентом компании Google и членом правлений еще дюжины популярных онлайн-компаний.А ещё он написал книгу «В мире фальшивых ценностей», соавторами которой стали - его друг Питер Тиль и шахматист Гарри Каспаров.
Состояние Макса Левчина оценивается от $300 млн до $1 млрда, но то, сколько на его счету лежит в банке, его мало заботит. Также его мало интересуют дорогие автомобили и прочие признаки роскоши, и обедает он чаще в обычной закусочной, чем в дорогом ресторане. В очках, с приятной улыбкой и манерами, Макс при первой встрече производит впечатление человека очень скромного и открытого, но, по меткому определению президента Американской бизнес-ассоциации русскоговорящих профессионалов (AmBAR) Анны Дворниковой, он «в хорошем смысле жесткий и целеустремленный.»
             Как и 20 лет назад, Макс почти всегда одет в простые джинсы и майку и главное для него - находиться в отличной физической форме. Он встаёт в 5:30 утра, садится на велосипед и «накручивает» 200- 300 миль в неделю, а, если холодно или идет дождь, полтора часа крутит педали на домашнем велотренажере; считает завтрак в половине восьмого утра- поздним, а в офис  обычно приезжает к 8 утра.
А ещё Макс очень любит постоянно что-то считать и измерять. На его велосипеде установлен специальный компьютер, а также измеритель сердечного ритма, измеритель мощности и датчик вращения педалей. В офисе - он регулярно замеряет продуктивность своей работы: скорость чтения, длительность совещаний и количество вопросов, которые удалось обсудить.
Свой принцип Макс Левчин сформулировал так: «Делай то, что умеешь лучше всего!» «Жизнь -, говорит он,- это когда постоянно идет «новый забег», когда «на старт, внимание, марш!», а остальное не важно».


Рецензии